logo
крымчаки

Краткая справка

 Крымчаки - небольшая часть крымского населения, сформировавшаяся в немногочисленную народность (этноконфессиональную общность) в средневековый период крымской истории. По последней переписи населения СССР 1989 г. крымчаков насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму.    Верующие крымчаки - иудеи, однако их литургия отличалась и от сефардского, и от ашкеназского ритуалов, так как в начале XVI в. была создана собственно крымская литургия - "Ритуал Кафы", что позволило объединить представителей разноэтничных иудейских общин полуострова, на основе старожильческой тюркоязычной иудейской общины. До начала XX столетия исследователями отмечались культовый синкретизм крымчаков, наличие многочисленных пережиточных элементов тюркских языческих культов, архаизмы лексики тюркского языка. Это может быть объяснено тем, что тюркоязычная старожильческая община до XVI в. имела свою длительную историю. Иудаизм на территории Крымского полуострова уже в самом начале своего появления здесь в I-х вв. н.э. приобрел своеобразную этническую окраску, используя принудительный прозелитизм (переход в иудаизм) в качестве вовлечения в общину рабов - представителей других этносов. Об этом свидетельствуют манумиссии Боспорского царства - юридические акты об отпуске рабов, при условии перехода их под покровительство иудейской общины. В VIII - X вв. приход тюркоязычных хазар, - государственной идеологией которых стал иудаизм, еще более воздействовал на сознание представителей иудейской этноконфессиональной общности, оживил прежние языческие представления и культы. От периода Хазарского каганата в общине крымчаков Карасубазара сохранялась реликвия "Книга больших и малых пророков" (хранится в фондах СПб части института востоковедения РАН), датированная эпиграфом-припиской - 847 г. Другая приписка этой книги гласит: "Это я Исхак писарь кагана писал". Еще и в XII в. отмечались мессианские волнения (ожидание спасителя - мессии) среди хазарских иудеев Крыма.    Во времена Крымского ханства основные общины крымчаков проживали в Карасубазаре и Кафе (она подчинялась непосредственно Османской империи). Небольшие общинки, устроенные по типу карасубазарской были в других городах Крыма. Крымчаки были в основном ремесленниками - кожевниками, седельщиками, шорниками, сапожниками и др., однако владели навыками садоводства, виноградарства и огородничества.    Приход на территорию Крыма Российской империи изменил путь этнической истории многих народов, проживавших здесь с I тыс. н.э. Для крымчаков, период с 1783 г. по начало XX столетия стал переходной вехой на пути к европейской культуре и образованию, порою жестокой в непонимаемых ими необратимых изменениях, касавшихся их традиционного уклада.    В годы советской власти и произведенных национальных коррекций и нивелировки в области культуры, быта и языка, крымчаки стали подобны представителям других национальных меньшинств. Получив доступ к образованию, участвуя в формировании новой советской культуры из среды крымчаков вышли представители различных профессий, появилась прослойка интеллигенции. Примером тому - поэты Илья Сельвинский и Яков Чапичев.    Германская оккупация Крыма (1941-1944 гг.) нанесла непоправимый удар по крымчакам - до 80% народа было уничтожено фашистским геноцидом. По сути общность была поставлена под угрозу исчезновения.    Несуразность национальной политики в отношении многих малых народов в послевоенный период СССР, отразившаяся и на крымчаках активизировала консолидационные процессы внутри общности, способствовала укреплению самосознания.    В 1989 г. было создано культурно-просветительское общество крымчаков "Кърымчахлар" с целью возрождения национальной культуры этого маленького, исчезающего народа.