logo
Региональная интеграция в СНГ

3 Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружества

Одной из основных проблем, связанных с анализом современного состояния СНГ и прогнозированием развития интеграционных тенденций, является вопрос о предпосылках объединения бывших советских республик. В большинстве исследований, посвященных взаимодействию стран Содружества, затрагиваются факторы, препятствующие или способствующие восстановлению единства постсоветского пространства Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3; Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. -- М., 2001; Ланьков А. Почему нет (и не будет) «Восточноазиатского содружества» // Русский журнал, 19 декабря 2001 года.

.

К факторам, препятствующим интеграции постсоветских республик, прежде всего, относятся разновекторность и различная степень продвинутости экономических и политических преобразований в странах Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные черты политико-правовых структур и экономической политики, параллельно накапливая все новые различия. Увеличивается внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья за счет уменьшения объемов экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При этом СНГ превращается в ресурсный сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между новыми независимыми государствами, как экспортерами сырья. Эти качественные характеристики экономики постсоветских государств также не способствуют углублению взаимодействия.

К дезинтегрирующим факторам политического характера относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в направлении сплочения Содружества и повышения эффективности его институтов, расхождения в подходе к вопросам сотрудничества.

Ко второй группе факторов относят сохранившуюся со времен СССР экономическую взаимозависимость. К интегрирующим факторам относят также наличие общего языка. И, наконец, ученые и политики используют в качестве аргумента общие ценности, поведенческие нормы, «евразийский менталитет», благодаря которому народы, населявшие СССР, осознавали себя единым целым. Рассмотрение способствующих интеграции факторов обычно сопровождается сравнением с предпосылками европейской интеграции и приводит исследователей к заключению, что в СНГ имеются гораздо более благоприятные условия для развития интеграционного взаимодействия, чем в свое время в Западной Европе.

На вопрос о наличии предпосылок для интеграции стран СНГ большинство исследователей дают однозначно положительный ответ, отталкиваясь от тезиса о былой сверхинтегрированности СССР. Однако именно это утверждение является противоречивым. Обращать внимание нужно на способ формирования СССР как целого, на механизмы, способы поддержания высокой степени его целостности. При этом корни проблемы уходят еще в дореволюционный период истории.

В советском государстве не были полностью преодолены экономическая и культурная неоднородность, неравномерность развития народов, свойственные Российской империи. Связать народы Российской империи, а затем и Советского Союза в единое экономическое, социальное и политическое целое могли только рыночные отношения. Об этом свидетельствует, прежде всего, опыт Европы: до того, как развитие капитализма вызвало завершение внутристрановой интеграции, не могли получить развития тенденции интернационализации общественной жизни и, следовательно, интеграционные процессы. Однако капитализм в России и на окраинах империи развивался «сверху», преимущественно вширь, и не успел затронуть глубинных основ экономики и общества. Индустриализация и урбанизация оказывали на регионы СССР неодинаковое преобразующее воздействие. В советский период неоднородные, территориально отдаленные друг от друга республики объединяла сильная центральная власть и командно-административная система управления экономикой. Политическая система СССР была построена на вертикальных связях, и сама ее структура предполагала возможность дезинтеграции.

Кризис советского федерализма повлек за собой распад Союза, диверсификацию экономических связей между республиками и в какой-то степени внутри республик. Началось национально-государственное самоутверждение стран СНГ. Особенность этой стадии развития состоит в стремлении к преодолению экономической взаимозависимости, что в нашем регионе сопровождалось деиндустриализацией, а в республиках Средней Азии -- еще и демодернизацией общества. Даже те характерные черты и проблемы, которые являются общими для постсоветских государств, работают скорее на углубление дезинтеграции, чем на интеграцию.

Бывшие советские республики представляют собой сейчас переходные в социально-экономическом и общественно-политическом плане социумы, где потребности доминирующей политической элиты не выражают, а подменяют собой еще не сложившиеся общественные интересы. Именно эти интересы влияли на характер и направленность взаимодействия между постсоветскими странами в рамках СНГ и иных структур. На сегодняшний день в СНГ сложилась система взаимодействия, которую можно назвать многоуровневой или разноскоростной. Первый уровень -- так называемые интеграционные механизмы Содружества, которые носят бюрократический характер. Их задача состоит в том, чтобы декларировать интеграцию. СНГ представляет собой нечто вроде форума, на котором высшие руководители обмениваются мнениями и информацией. Второй уровень -- создаваемые в рамках Содружества с середины 1990-х гг. субрегиональные объединения. Эти структуры превращаются в локальные организации по интересам, в которых их участники сами определяют свои права и обязанности независимо от решений, принятых в рамках «СНГ-12». Однако в рамках субрегиональных альянсов взаимодействие также не идет дальше межгосударственного сотрудничества и поэтому не может называться интеграционным.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что объективных условий для реальной интеграции постсоветского пространства не существует. Процессы суверенизации не только препятствуют интеграционному взаимодействию, но и делают его принципиально невозможным. Экономическая основа интеграционного процесса не сформирована, требуется преодоление разобщенности внутри самих республик, завершение внутриреспубликанской интеграции. Существует масса предпосылок второстепенного характера, которые при наличии зрелости экономики и национальных государств в Европе привели к развитию интеграции, но в условиях отсутствия экономической и политической готовности стран Содружества не могут гарантировать аналогичный результат. Сегодня мы можем говорить лишь о развитии многостороннего и двустороннего сотрудничества.

На сегодняшний день поступательное развитие интеграционных процессов имеет место только в одном регионе мира -- в Европе. Интеграционные процессы все в большей степени влияют на ход развития экономики, общественно-политической ситуации, межгосударственных отношений в европейском регионе, формируют облик Европейского союза как единого целого. Интеграция стран Европы показала тенденцию как к устойчивости, так и к углублению и расширению. Опыт ЕС свидетельствует о том, что интеграционное взаимодействие, с одной стороны, предполагает довольно существенное ограничение национального суверенитета стран-участниц, с другой стороны, обеспечивает им гораздо большие возможности прогрессивного экономического и социального развития, способствует реализации прав и свобод граждан.

Разумеется, всякие попытки механического, произвольного переноса опыта деятельности ЕС на другую почву не имеют под собой ни научной, ни материальной основы. Государства Латинской Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии использовали, зачастую некритически, модель западноевропейского «Общего рынка». Однако она не смогла оказать эффективного воздействия на формирование в развивающихся странах взаимодополняемых хозяйственных комплексов. Она не соответствовала экономическим условиям освободившихся государств, их потребностям в ликвидации производственно-технологической зависимости от Запада. Значительные различия в структурах хозяйственных комплексов, националистические соображения, преобладающие при решении вопросов о размещении производственных мощностей, углубление социально-экономической дифференциации партнеров обусловили формирование центробежных тенденций в интеграционных объединениях развивающихся стран.

В СНГ складывается похожая ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.

Решение этой задачи существенно затрудняют расхождения в трактовке понятия «интеграция». В последние годы во многих научных работах, межгосударственных соглашениях, выступлениях политических деятелей этим термином обозначаются формы сотрудничества, которые нельзя в строгом смысле назвать интеграционным. Интеграция неправомерно отождествляется с организационным оформлением межгосударственных союзов. Противоречие между стремлением к созданию интеграционного комплекса и реалиями независимого развития находит выражение в формулировках типа «интеграция при сохранении суверенитета и независимости», представляющих собой попытки соединить несоединимое.

Следует отметить, что распад СССР и опыт взаимодействия стран СНГ имеют очень большое значение для общей теории региональной интеграции, для понимания сущности интеграционного процесса в целом и европейской интеграции в частности. Именно эти события и явления помогают уточнить иерархию интегрирующих факторов, выделить среди них главные и второстепенные. Определяющими являются следующие условия:

-- завершенность внутристрановой интеграции, обеспечиваемая за счет естественного развития хозяйственных связей на микроуровне в системе рыночных отношений;

-- зрелость государственного суверенитета, выражающаяся в том, что регулирование общественной жизни на национально-государственном уровне уже не способно обеспечить решение задач стратегического развития, и в том, что ограничение суверенитета воспринимается политической элитой и основной массой населения как необходимое.

Все прочие условия -- географическая близость, культурно-историческая общность, наличие сходных проблем, внешних угроз -- не могут гарантировать развитие интеграционных процессов, пока не обеспечена экономическая и политическая готовность стран региона.