logo
Поясное украшение "Пулай"

3. Символическая функция и обрядовая роль поясных украшений

Поясные украшения носили также символическую функцию. Богато украшенное и расшитое оно символизировало плодородие женщины.

Во время обрядовых танцев шумяще-звенящие поясные украшения служили оберегом всего женского тела проявляются в свадебной пластике. Шумяще-звенящие украшения влияли на пластику, а через телодвижения магического и эротического характера исполнительницы символически воздействовали на окружающую природу. При этом множество красных бубенчиков, гремящих при каждом движении тела, возбуждали и воспламеняли в пляске любовную страсть. В подобных танцах в период язычества отражались религиозные верования мордвы.

Исполнительницы, не останавливаясь в движении танца, делали быстрые переводы бедер от талии вперёд-обратно попеременно, одновременно отводя плечи в противоположную сторону, отчего происходит интенсивное колыхание на груди и талии шумяще-звенящих украшений, производя сильное впечатление на окружающих зрителей. В этом заключался глубинный смысл о новой нарождающейся жизни, символизируя энергию, красоту, молодость женщины и земли. Магия танца достигалась женщинами через пластический образ, с помощью дополнительного звучания множества подвесок, колокольчиков и бубенчиков, серебряных монет, жетонов, мелькающий блеск и перезвон которых сливается в характерную гипнотизирующую музыку, согласную с ритмичными движениями ног, рук, бедер и плеч, сливаясь в гармонии с цветовой гаммой красочного костюма. В сущности загадочные, ритмичные телодвижения танцующих исполнительниц наполнены эмоциональной приподнятостью, восторженным весельем, чувственным воспроизведением элементов эротического характера, создавая выразительную пластику, гипнотизирующий эффект. [1]

Женский костюм без верхней одежды. На бедрах - поясное украшение пулай. Конец XIX в. Мордва-мокша. Пензенская губерния. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург.

На местные и возрастные особенности одежды точнее всего указывали головные уборы. Из всех женских уборов особо запоминающимся был островерхий однорогий головной убор - панго. Его носили молодые женщины. Выполнялся убор из холста, сверху обшивался красной шерстяной материей. Внутрь вставлялся лубяной каркас, который удерживал убор в нужном положении с небольшим наклоном вперед. Декорировался убор шитьем бисером и плотными рядами блесток, позументом или галуном. Спереди тонкими дорожками вышивался узор, напоминающий идеограмму.

Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчеркивал здоровье, силу и выносливость женщины. Одежда опоясывалась с напуском и, при наличии крупных поясных подвесок, силуэт приобретал расплывчатые очертания. Как и в русском костюме, в мордовском ценились монументальная массивность и репрезентативная неповоротливость. Индивидуальные особенности фигуры нивелировались и корректировались под идеал женской дородности.