Рождение города
Своим рождением город обязан бухте, расположенной между западным берегом Кольского залива и островом, лежащим к югу от устья Оленьей губы, в десяти километрах от выхода в Северный океан.
Первое поселение при бухте возникло в конце правления Петра Великого. 8 ноября 1723 года царь подписал указ о создании казенного Кольского китоловства. Промысловой базой для него была избрана гавань, впоследствии получившая название Екатерининской. Предприятие оказалось убыточным, и было ликвидировано. Оставшиеся постройки временами использовались как жилые помещения для промышленников и мореходов.
В связи с нараставшей угрозой шведского нападения на Русский Север в конце 30-х годов 18 века в Архангельске началось строительство военных кораблей. Было принято решение о крейсерстве русской эскадры в водах Мурмана и северной Норвегии. В 1740 году с архангельских стапелей сошло семь многопушечных кораблей. Выход их в открытый океан надолго задерживался льдами Белого моря. Поэтому в качестве зимней стоянки боевых судов решили использовать Екатерининскую гавань.
В Архангельске была сформирована Северная эскадра во главе с вице-адмиралом П. П. Брендалем. В Екатерининской гавани спешно построили две казармы, госпиталь и другие необходимые помещения.
В 1803 году при активном содействии правительства группа приморских капиталистов учредила Беломорскую промысловую компанию. Ее покровителем и акционером являлся министр коммерции н. П. Румянцев. Правление ее купило более десятка разного типа судов.
Местом базирования промысловых и торговых судов была избрана Екатерининская гавань. По порядку компании кольский купец Алексей Попов построил в гавани жилые и производственные помещения, соорудил причал и подсобные службы.
В сентябре 1805 года во время жестокого шторма разбился корабль «Святой Николай и Максим», шедший со Шпицбергена с промысловой добычей, затем погибли суда «Зосима и Савватий» и «Святой Михаил». В Северной Атлантике французский фрегат 8 июня 1806года захватил «Графа Румянцева, команду из 48 человек взял в плен, а разграбленный корабль сжег. Наполеон объявил блокаду Британских островов. Торговля в портах северо-западной Европы нарушилась. Компания стала нести убытки. Вместо промыслов занялась скупкой рыбы, сала и других продуктов у поморов и лопарей.
Несмотря на потери, компания не хотела свертывать свою деятельность, обратилась к правительству с прошением о передаче в ее собственность местности вокруг Екатерининской гавани и сооружений Кольского острога. 12 июня 1806 года Комитет министров дал согласие на отвод компании Екатерининского острова «с условием, чтобы возвратить оный в ведомство Адмиралтейств-коллегии, если бы представилась надобность в гавани для военных судов или других потребностей». На уничтожение старинного Кольского острога правительство не согласилось.
После присоединения России к континентальной блокаде Британских островов обострились наши отношения с Англией. 5 мая 1809 года у входа в Кольский залив появился английский фрегат, который стал обстреливать из пушек поморские суда и рыбацкие становища. 7 мая англичане захватили Екатерининскую гавань. Награбленное отправили на захваченных судах как военную добычу в Англию.
В 1813 году Беломорская компания обанкротилась. Желающих продлить дело не нашлось. Часть имущества была продана с торгов. Пайщики получили лишь двенадцатую долю вложенного капитала. Екатерининская гавань опустела.
В результате поражения в Крымской войне Россия по Парижскому трактату 1856 года лишилась права иметь на Черном море военный флот и береговые укрепления. После отмены крепостного права, в эпоху великих реформ, в правящих верхах России возникла идея компенсировать ослабление позиций на юге созданием военно-морской базы на севере, в одной из незамерзающих бухт Мурмана.
20 июля 1870 года великий князь и его окружение осматривали Екатерининскую гавань. Сошлись на мнении о необходимости создания на Мурмане - в Екатерининской гавани или на Кильдине - портового города. Окончательный вопрос должны были решить в Петербурге после всестороннего обсуждения в Морском ведомстве.
3 сентября, возвращаясь с Мурмана, эскадра прибыла в Копенгаген, и здесь плаватели узнали о том, что накануне под Седаном потерпела полное поражение от пруссаков французская армия, в плен попал и император Наполеон III.
Это событие изменило международную обстановку в Европе. Россия в одностороннем порядке отменила ограничительные статьи Парижского договора и приступила к восстановлению черноморского военного флота. Необходимость в базе на Мурмане на время отпала. Рухнуло и это начинание. Однако результатом поездки великого князя на Север явилось создание регулярного пароходства вдоль Мурманского берега. Уже в 1871 году пароходы "Алексей" и "Качалов" совершили за навигацию по 8 рейсов. В Екатерининской гавани Пароходство устроило пристань и склад для угля, а позднее - и жилой дом для служителей.
По ряду причин правительство решило начать заселение (на официальном языке - "колонизацию") Мурманского берега постоянными жителями. 22 ноября 1868 года вышло Положение (закон) о предоставлении льгот и привилегий добровольным поселенцам, зачисленным в сословие колонистов. Они освобождались от государственных податей и сборов, несения военной службы и отбывания разных повинностей, получали право бесплатного пользования окрестными угодьями (сенокосами и рыбными ловлями), беспошлинного ввоза из-за границы всяких товаров, которыми свободно могли торговать в пределах Мурманского берега. На обзаведение хозяйством колонистам выдавались казенные ссуды.
Поток первых переселенцев на Мурманский берег устремился в Печенгу, Уру, Териберку, Гаврилово. Долгое время селиться при Екатерининской гавани никто не хотел. В 1870 году губернские власти предлагали колянам переехать на жительство к Екатерининской гавани, "ближе к морю". Но коляне заявили, что условия жизни при Екатерининской гавани гораздо хуже, чем в их родной Коле, и переселяться ради колонистских привилегий не согласились.
Действительно, Екатерининская местность не могла прельстить желающих поселиться на Мурмане. Местный чиновник в донесении губернатору сообщал: вокруг гавани - "голые скалы без малейшего признака какой-либо растительности и в промежутках между ними торфяные болота, покрытые небольшой травой и изредка искривленными березами... По берегам Кольской губы, окрестных озер и в ручьях имеются травы, в основном листованник, вкус ее немного солоноватый, но скот ест ее очень охотно... можно в среднем получить тысячи полторы-две пудов в лето". Контр- адмирал А. К. Сиденснер отмечал: кроме "двух-трех небольших площадок на берегах залива вовсе нет удобных мест для береговых построек".
В 1895-1898 годах по берегам Кольского залива возникло полтора десятка новых колоний: Тюва, Грязная, Росляково, Платоновка, Ваенга, Белокаменная и другие, из которых было образовано "Екатерининское сельское общество". Преобладали в нем колонисты-финны.
Екатерининская колония в 1905 году насчитывала 8 домовладельцев и часть бесхозяйных людей, живших на городских квартирах в Александровске, работавших по найму.
В годы первой российской революции местные колонисты размежевались: одни резко осуждали царизм, другие (лавочники, домовладельцы) сохраняли верность режиму. 2 ноября 1905 года, выслушав царский Манифест 17 октября о предоставлении народу политических прав и о создании выборной законодательной думы, екатерининские колонисты послали Николаю II телеграмму, в которой выразили "Его Величеству чувства беспредельной любви, благодарности и верноподданности". Через двадцать дней канцелярия министра внутренних дел известила колонистов, что Государь Император собственноручно на их телеграмме начертать соизволил: "Прочел с удовольствием".
Представители крестьян и колонистов 9 марта 1906 года собрались в Александровске и выработали наказ своему будущему члену Государственной Думы. Они предлагали изменить некоторые статьи закона о колонизации, в частности, оградить от наплыва самовольных поселенцев и зачислять в колонисты только "с нашего согласия, чтобы они не причинили нам никаких стеснений или ущерба"; требовали отменить право сельских старост арестовывать провинившихся до двух суток и вообще оградить от произвола должностных лиц.
На следующий день шесть колонистов-домовладельцев Екатерининской гавани участвовали в выборах своего представителя в губернское избирательное собрание. Наибольшим общественным весом в колонии обладал А. И. Мецайк.
После убийства народовольцами царя Александра II в 1881 году российский престол занял его сын Александр III. Александр III хотел видеть Россию мощной и процветающей державой, достаточно защищенной от внешних нападений, обеспеченной железнодорожными путями от центра страны до Тихого океана на востоке и до Ледовитого океана на севере.
Александр III охотно одобрял предложения, направленные на развитие Мурмана и поднятие благосостояния промыслового населения. 8 февраля 1883 года царь распорядился восстановить Кольский уезд, упраздненный после разорения города Колы и присоединенный административно к Кемскому уезду. В распоряжение уездных властей "для разъездов по делам службы и преследования норвежских рыбопромышленников, нарушающих интересы приморского населения", был предоставлен 30-сильный пароход, получивший название "Мурман", и особый кормовой флаг: белый с двумя скрещенными посредине якорями и положенным на них гербом Архангельской губернии. Местом стоянки парохода стала Екатерининская гавань, в южной стороне которой, близ перешейка, была устроена пристань на сваях, мастерская, кузница, угольные склады и для проживания команды парохода "красивый, с резьбою в русском стиле, дом". Все эти постройки были завершены в 1891 году.
По ходатайству местной общественности Александр III в 1886 году запретил беспошлинный ввоз спиртных напитков из-за границы и торговлю ими на Мурманском берегу.
Весной 1894 года на Кольский Север командировали инженера путей сообщения Бориса Александровича Риппаса для изыскания трассы будущей железной дороги на Мурман.
В столице усиленно обсуждался вопрос о сооружении нового военного порта для русского флота. Руководители Морского ведомства предлагали создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве. Александр III не разделял их мнений. В случае войны Германия легко могла блокировать порт в Либаве и держать флот взаперти. Александр III хотел "устроить порт в таком месте, где бы, с одной стороны, была гавань, незамерзающая круглый год, а с другой стороны, гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть чтобы... из нее можно было бы прямо выходить в море".
Подыскать нужную гавань для "главной морской базы" русского военного флота на Мурман отправился выдающийся государственный деятель, министр финансов Сергей Юльевич Витте. Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань.
По возвращению в Петербург Витте подал Александру III обстоятельный отчет о поездке и свои соображения о сооружении военного порта. Он предлагал: 1) военно-морскую базу для русского флота устроить в Екатерининской гавани; 2) провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу; 3) построить на Мурмане мощную электростанцию, чтобы иметь там сильное освещение. К своему докладу Витте приложил особую записку, в которой аргументировано обосновал преимущества Екатерининской гавани перед балтийским портом в случае возникновения войны с Германией.
Проект Витте не был утопией. При Императоре-Миротворце (такое прозвание получил Александр III) Россия ни с кем не воевала, успешно развивалась экономика, шло бурное железнодорожное строительство (с 1891 года быстро сооружалась транссибирская магистраль к Тихому океану). Умный и практичный министр знал финансовые возможности России, видел нараставшую германскую угрозу и намечал мероприятия нужные и вполне осуществимые.
С одобрения Александра III Морской Генеральный штаб стал посылать в мурманские воды для охраны их от иностранных браконьеров военный крейсер. Базой для них являлась Екатерининская гавань.
Александр III скончался 20 октября 1894 года на 50-м году своей жизни. С докладом Витте он успел ознакомиться, но какой-либо резолюции по его предложениям не сделал, видимо, считал необходимым сначала основательно обсудить их, а затем уже приступить к делу.
Новый монарх Николай II находился под влиянием сторонников создания порта в Либаве. Он передал предложения Витте на рассмотрение в Комиссию по проведению железных дорог на Север России, в которой от военного министерства выступил генерал-лейтенант Соллогуб. "В настоящее время, - сказал он, - Мурманский берег является местом почти совершенно незаселенным. Устройство военного порта в подобной местности потребовало бы от государства огромных денежных затрат... Если на Мурмане создадутся экономические интересы, если он населится, разовьет свои промыслы, торговлю, то, несомненно, вслед за экономическими интересами явятся и заботы об охране этих интересов как со стороны военного ведомства, так и со стороны морского. Начинать же с устройства военного порта - рискованно и преждевременно".
Комиссия отвергла проект Витте. Но Николай II, не раз заявлявший о приверженности курсу своего родителя, не решился проигнорировать пожелание Александра III об устройстве порта на Севере. Он согласился на предложение о создании на Мурмане не военного, а "коммерческого порта".
Ведение дел поручили строительному отделению Архангельской казенной палаты, а руководство стройкой - архангельскому губернатору Александру Платоновичу Энгельгардту. Уже весной 1896 года Энгельгардт заключил контракт с норвежским инженером Ульсеном, специалистом по взрывным работам, на подготовку местности для застройки.
В 1897 году построили 30 зданий общественного назначения, в том числе церковь, училище, больницу, казначейство.
В феврале 1898 года последовало высочайшее повеление о перенесении уездного управления из Колы в Екатерининскую гавань.
7 июня 1899 года Николай II утвердил следующее мнение Государственного Совета: "Городскому поселению и порту при Екатерининской гавани присвоить название "АЛЕКСАНДРОВСК", а Кольский уезд в нынешних его границах переименовать в Александровский".
К открытию города строители построили: каменную набережную с пристанью, каменные дренаж и фундаменты зданий, шоссе до городской площади, железную дорогу системы Дековиля от пристани, в обход прибрежной скалы, водопровод и каменный бассейн, 40 деревянных зданий.
Среди построек выделялось здание пятиглавой церкви во имя Николая Мирликийского - святого покровителя моряков.
В мае 1899 года на пароходе "Мурман" в Екатерининскую гавань перевезли имущество казначейства и других уездных учреждений.
В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом, две полицейских будки. Сооружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница.
На церемонию открытия города Александровска были приглашены многочисленные гости - судовладельцы, моряки, деловые люди, чиновники, духовные. Утром 23 июня 1899 года в Екатерининскую гавань со стороны Норвегии пришел крейсер "Светлана", на котором находился дядя императора Николая II великий князь Владимир Александрович - главная фигура торжества. Он уже посещал Кольский залив в июне 1885 года, был знаком с Мурманом.
- 1.7 Полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли
- Северные конвои. Исследования, Воспоминания, Документы. Выпуск n4
- Защита Северным флотом внутренних морских коммуникаций.
- 2. Боевые действия северного флота во второй и третий периоды великой отечественной войны
- 3. Действия северного флота на морских коммуникациях противника
- Норвежская полярная экспедиция (1893—1896)
- Тема 4. Создание советского военного флота в 1930-е годы. Деятельность военно-морского флота в период Великой Отечественной войны. – 4 часа.
- Тема 3. Паровой броненосный флот – 2 час.
- 1.1. История открытия Северного морского пути