4. Настенная живопись пещеры Шульган-Таш
К настоящему времени в пещере выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные пятна.
Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м от входа. Главные рисунки сделаны на двух стенах верхнего этажа, где имеются изображения шести мамонтов, двух лошадей, носорога. Все животные переданы в реалистичной манере и в движении идут влево. Исследования показали, что эти картины созданы в XII-X тысячелетиях до н. э. Любопытно, что при исследовании культурных отложений возле рисунков, обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска. При химическом анализе использовавшейся краски (охра) выяснилось, что в её составе имеется животный клей. Подобные изображения животных найдены также и в Игнатьевской пещере близ города Аша. Имеющиеся сведения позволяют утверждать, что шульганташские рисунки были доступны населению Южного Урала вплоть до наших дней, оказывая эффективное влияние на воображение народов края. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идёт о царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах животных на дне глубокого озера.
На среднем ярусе (это ярус с современным входом в пещеру) изображения располагаются в трех залах, идущих анфиладой один за другим (залы: Купольный, Знаков и Хаоса). На верхнем ярусе они зафиксированы пока лишь в самом ближнем из них - зале Рисунков.
Рисунки обоих ярусов пещеры в целом различаются по составу и компоновке. Тем не менее, они имеют и ряд общих черт. Так, большинство из них располагается довольно низко над полом. Изображения приурочены как к относительно вертикальным, так и к сильно наклонным, нависающим стенам. Наиболее крупное изображение в пещере имеет длину 1,6 м, а самое маленькое - всего 6 см.
Все изображения в пещере выполнены на очень плотных известняках. Может быть, по этой причине в ней нет гравированных рисунков, нередких в западноевропейских пещерах. Для основной массы изображений использована красная охра. Несколько рисунков сделано другой более темной фиолетово-коричневой охрой. Имеются рисунки, выполненные двумя красками - красной охрой и черной краской (углем или окисью марганца).
Линии, образующие рисунки, наносились древними художниками очень тщательно и, надо думать, на сухие стены. Тогда краска сильно не растекалась, легче проникала в поры известняка и быстрее высыхала.
Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник. Хорошо узнаются, в частности, мамонты - наиболее популярные звери среди анималистических рисунков этой пещеры. С большой выразительностью переданы лошади. Можно распознать в изображениях носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть рисунки и непонятных зверей.
Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Сейчас геометрические фигуры многими исследователями воспринимаются как знаки пола. Надо отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи Западной Европы. Смысловая нагрузка этих знаков трактуется учеными по-разному: кто-то связывает их со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей, кто-то воспринимает их как знаки пола. Большинство этнографов видит в них аналоги тамг более позднего времени.
Верхнепалеолитический возраст настенной живописи пещеры Шульган-Таш сейчас уже можно считать достоверно установленным. По расположению и содержанию рисунков можно также утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифологические представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере был частью этого святилища и выполнял свои функции, но какие именно - это еще предстоит выяснить.
Имеющиеся сведения позволяют утверждать, что шульганташские рисунки были доступны населению Южного Урала вплоть до наших дней, оказывая эффективное влияние на воображение народов края. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идёт о царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах животных на дне глубокого озера.
- Введение
- 1. Пещера Шульган-Таш как обьект поклонения
- 2. Изучение пещеры Шульган-Таш. Её научное и культурное значение
- 3. Пещера Шульган-Таш (Капова) - уникальный спелеологический объект Урала
- 4. Настенная живопись пещеры Шульган-Таш
- 5. Пещера Шульган-Таш - место обитания древних людей
- 6. Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект
- 7. Экскурсия по пещере
- 8. Охрана пещеры «Шульган-Таш»
- Заключение
- Государственный природный заповедник "Шульган-Таш"
- 3) Заповедник Шульган-Таш
- 1. Пещера Шульган-Таш как обьект поклонения
- 2. Изучение пещеры Шульган-Таш. Её научное и культурное значение
- 3. Пещера Шульган-Таш (Капова) - уникальный спелеологический объект Урала
- Национальные парки и заповедники
- Вопросы к видеосюжету о заповеднике Шульган-таш (vts 01_1)