Жилой дворец Дария.
Дворец Дария (жилой) в Персеполе, достроенный, как гласит надпись, лишь Ксерксом, был прямоугольный в плане, как и все персидские дворцы. Его квадратный центральный зал имел 16 колонн, расставленных в четыре ряда, а портик - 8 в два ряда. К центральному залу с трех сторон примыкали жилые помещения. Перед портиком, обращенным на юг, лежала открытая терраса, на которую с двух сторон вели лестницы. В каждом из двух треугольников, образованных на стенах этими лестницами, были изображены полурельефной работой львы, вцепившиеся зубами в спину быка, - типичное символическое украшение всех подобных мест на лестницах в Персеполе. Срединная стена между лестницами была украшена рядами воинов; на боковой ограде лестниц, снабженной зубцами, поднимавшимися вверх в виде уступов, были изображены как бы восходящие со ступеньки на ступеньку мужи, одетые попеременно один в короткую, другой в длинную одежду и несущие предназначенные для царя дары. От самого дворца уцелело лишь немного колонн, но пристенные пилястры и обрамления ниш, дверей и окон сохранились довольно хорошо. На них был представлен сам царь: на одном из дверных наличников мы видим его величественно входящим в эту дверь в сопровождении слуги, который изображен поменьше; на другой пилястре - царь, представленный спокойным и бесстрастным, борется с крылатым единорогом, у которого голова львиная, а когти птичьи; царь левой рукой держит чудовище за рог, а правой вонзает в него меч. Изобразить царя в опасном для него положении, по персидским понятиям, очевидно, было непочтительно; напротив того, следовало выразить наглядно, при помощи символического изображения, превосходство царя, который может шутя, без малейшего напряжения сил, побеждать все чудовища в мире. Прототипами и этих изображений следует считать сцены борьбы эпических героев со львами и быками, встречающиеся на древнехалдейских цилиндрах. Вся совокупность рельефов рассматриваемого дворца повторяется с некоторыми изменениями во всех остальных персидских дворцах. Везде на стенах и брустверах лестниц мы встречаем воинов, оберегающих особу царя, и представителей народа, чествующих его и подносящих ему дары, а внутри дворцов видим царя шествующим или побеждающим чудовища. Все это соразмерно, символично, торжественно. Оживленных сцен охоты и битв, какими ассирийские цари украшали стены своих дворцов, здесь нигде нет.
- Книга вторая. Древнее искусство востока. Введение. Древнехалдейское искусство
- Ассирийское искусство
- Орнаменты в ассирийской архитектуре.
- Дворец Ашшурнасирпала (Нимруда).
- Настенные рельефы.
- Статуя Ашшурнасирпала.
- Живопись по штукатурке на стенах дворца.
- Дворец Салмансара II.
- Крепость Дурр-Шаррукин (хорсабатский дворец).
- Дворцы Синахериб (Ниневийский дворец).
- Последний расцвет искусства при царе Ашшурбанипале.
- Закат ассирийской цивилизации.
- Нововавилонское искусство
- Скульптуры Богов в Вавилоне.
- Вавилонские цилиндрические печати.
- Древнеперсидское искусство искусство при кире и камбисе
- Искусство при дарии, ксерксе и их преемниках
- Скальные гробницы в Персеполе.
- Дворец Дария в Персеполе.
- Жилой дворец Дария.
- Парадный дворец Дария – зал со ста колоннами.
- Жилой дворец Ксеркса в Персеполе.
- Парадный дворец Ксеркса в Персеполе.
- Циллиндрические печати.
- Закючительные выводы о персидском искусстве.