4. К истории музыкальной культуры Тувы
В настоящее время в Туве, как и во всех российских регионах, продолжается активный процесс возрождения национальной культуры, начавшийся с конца 1980-ых годов. Ярким примером этого является то, что 2008 год в Республике Тыва был объявлен «Годом Хоомея» (хоомей – искусство тувинского горлового пения), 2009 год – «Годом Игила» (игил – традиционный музыкальный инструмент тувинцев).
Культура коренного населения Тувы – тувинцев – проходила разные этапы в своем развитии, которые во многом были взаимосвязаны с общими социальными процессами в республике. В данной статье мы рассмотрим этапы процесса возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период и попытаемся обозначить наиболее важные события, которые происходили в этой области, показать проблемы процесса возрождения и его перспективы.
На наш взгляд, можно выделить три основных этапа в процессе возрождения тувинской национальной культуры в Туве, начиная с конца 1980-ых годов и до сегодняшнего дня:
1) конец 1980-х гг. – освобождение от советской системы регулирования этнической культуры, появление отдельных общественных инициатив, начало деятельности общественных движений, провозглашающих возрождение национальной культуры, «вспоминание» традиций;
2) начало 1990 годов – признание ряда культурных традиций на уровне власти региона, придание им официального статуса как республиканских праздников, символов, социальных явлений и пр.;
3) с середины 1990-х годов и до сегодняшнего дня – активное развитие традиций национальной культуры во всех сферах обществах, в том числе при поддержке власти Республики Тыва.
Рассмотрим по порядку каждый из них.
После провозглашения перестройки в середине 1980-х годов, общественно-политические изменения, способствовавшие ослаблению идеологического контроля, а затем и его упразднению, привели к либерализации практических всех сфер жизни в стране, в том числе культурных. В условиях свобод, предоставленных государством, в обществе начали появляться общественные инициативы, создаваться общественные движения, организации, которые стали делать акцент на возрождении той или иной традиции национальной культуры тувинцев.
Значительную роль в начале процесса возрождения национальной культуры в Туве сыграли: разветвленная сеть учреждений культуры, включавшая народные театры, ТЮЗы, клубы по интересам, драматические, хореографические кружки, агитбригады, любительские объединения (Иванова, 2006: 26). Были развиты формы и методы культурно-просветительской работы, в том числе художественной самодеятельности, для которой была характерна массовость и популярность. Именно наличие организационных форм и опыт самодеятельной работы способствовали созданию условий для созревания идей и начала возрождения национальной культуры.
Одними из первых начали появляться инициативы по возрождению музыкальных традиций тувинцев исполнения горлового пения – хоомея. В 1988 году по инициативе ученой-этномузыковеда З. К. Кыргыс создается фольклорный ансамбль «Тыва». Основой для репертуара коллектива послужили архивные записи (песни, сказания, молитвы), собранные в ходе полевых экспедиций учеными ТНИИЯЛИ (Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории) (Оюн, 2008: 1). В 1989 году в детской музыкальной школе с. Торгалыг Овюрского кожууна (района Тувы) открывается первый класс хоомея Германа Куулара (Бадыргы, 2006: 164). С конца 1980-ых создаются музыкальные группы «Хун-Хурту», «Ят-Ха», которые начинают активно гастролировать главным образом за рубежом. Благодаря в том числе их творческой деятельности, а также деятельности их последователей, горловое пение сегодня является одним из брендов Тувы. В эти же годы появилась фольклорная группа под руководством А. Гапурова, впоследствии ставшая детским фольклорным этнографическим ансамблем «Октай» (руководитель Н. Пономарева) (Саратовкина, Черникова, 2006: 92).
Аннотация: Статья представляет собой текст доклада для круглого стола «Социокультурный неотрадиционализм и устойчивое развитие регионов России» на конференции «Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации» (25-27 марта 2010 г., г. Новосибирск).
Ключевые слова: национальная культура, традиции, возрождение, постсоветский период, Тува, праздники, проблемы.
Problems of reviving a national culture in Post-Soviet Tuva
M. M.-B. Harunova
Abstract: Article represents the text of lecture at the round table “Sociocultural neotraditionalism and steady development of Russian regions” of the conference “Regions for steady development: education and culture of the people of Russian Federation” (March 25-27, 2010, Novosibirsk).
Keywords: National culture, traditions, revival, the Post-Soviet period, Tuva, holidays, problems.
- Музыкальная культура сибири
- 1. Коренные народы Красноярского края Численность и расселение
- 2. Музыкальная культура Тувы в 20 столетии
- 3. Музыкальная культура тюрков в современном мире (краткий обзор)
- 4. К истории музыкальной культуры Тувы
- 5. Тувинская культура на современном этапе
- 6. Группа "Ят-Ха". Тува (материал из интернет-сайта группы)
- 7. Из истории музыкальной культуры Хакассии Легенды и мифы в современном мире
- 7.1. Миф о происхождении комуза
- 7.2. II международный симпозиум по чатханной музыке и горловому пению в Хакассии
- 7.3. Фестиваль «Саянское кольцо» и народная музыка
- 8.Мировоззрение хакасов
- 9. Роль традиционного мировоззрения в становлениии хакасской литературы
- 10. Хакасское музыкальное творчество Учебно-методическое пособие для преподавателей музыки
- 11. Современная Хакассия По материалам интернет-сайтов
- 12. Самодийская мифология
- 13. Традиции: праздники обряды. Сценарии (Тува)
- 14. Хоомей (к постановке вопроса)