Глава 4. Художественная керамика
4.1. Гончарное ремесло
Обработка глины имеет, пожалуй, столь же давние корни, ^то и обработка дерева и кости. Уже самые древние славянские гончарные изделия орнаментировались простейшими видами орнамента, нанесенного с помощью пальцев или палочки. Это мог быть широкий размашистый линейно-волнистый орнамент, орнамент из параллельных горизонтальных полос («следы гребенк/i»), орнамент, полученный с помощью штампов. Располагался он, к;>.: травило, на плечах сосуда. Особый интерес представляет группа ркгуальнлх сосудов со странным неритмичным декором, представлявшим соб~л графическое изображение славянского календаря. С IX века известно применение славянами горнового обжига
Уже во времена Киевской Руси керамические изделия оформлялись глазурованием. Разноцветными эмалями и глазурями украшались облицовочные плитки, яйца-писанки, реже - предметы обихода. В Х-Х1 веках в Киевской Руси имела распространение расписная эмалевая посуда (в основном тарелки) с изображением фантастических птиц и зверей. В ней четко прослеживается связь с перегородчатыми эмалями в ювелирном искусстве.
48
В XII1-XV веках, во времена татарского ига, в гончарных изделиях царили однообразие и грубость форм. Применение цветных глазурей и эмалей как способ художественного оформления керамики было забыто и возродилось только к XVI веку.
В X1V-XV веках возникают первые производства керамики из белой глины. В начале XVI века с Востока была заимствована технология производства копченой черной керамики, а затем в XVI-XVI1 веках повсеместно распространилась техника лощения всех видов керамики. В то же время применяется декорирование сосудов из красной глинь: белым ангобом, а также лепными украшениями. Традиционные формы гончарных сосудов отличались разнообразием: кубышки (бугылковидные сосуды с шаровидным туловом), ендовы (миски с носиком), дисковидные фляги, фигурные рукомои, кумганы, бочонки и др. XVI1 век считается веком расцвета черно-лощеной керамики, очень разнообразной по форме и декору. В геометрических орнаментах умело использовалось сочетание матовой и лощеной поверхности. В это время появляется также «муравленая» посуда - покрыта:! цветными глазурями. Муравленые фляги, штофы, кувшины украшаются сложными фигурными изображениями. Исследователи отмечают их сходство с изразцами.
XVI11 век стал в русской художественной керамике веком открытий. По замечанию исследователя керамики А.Б. Салтыкова, за несколько десятков лет Россия проделала путь от чернолощеной керамики до твердого фарфора (минуя мягкий фарфор, фаянс и др.), на что у многих государств Европы ушли столетия. Параллельно продолжало развиваться и производство простой глиняной посуды. В гончарной посуде каждого региона выделяются свои специфические черты. Псковская посуда имела широкие края, небольшие плечи, декорировалась крупной росписью белым ангобом. Ярославская и калужская гончарная посуда украшались одноцветными глазурями с рельефами. Курская посуда делалась из светлой глины, имела тонкие стенки, расписывалась линейным орнаментом коричневым ангобом. Поверхность нижегородской посуды грунтовалась и покрывалась многоцветной росписью. Владимирская керамика поливалась «пестрой» глазурью и по стилю была близка к рязанской.
Рязанская керамика, прежде всего Скопинская, декорировалась цветными готечными глазурями, рельефными лепными украшениями и вдавленным орнаментом, полученным с помощью штам-
49пиков или палочек. Скопинский промысел был.возрожден в XX веке и существует до сих пор. В качестве материала используется местная белая глина. Традиционно предметы посуды отливаются в формах или формуются на гончарном круге. Изделия покрываются зеленой, коричневой, иногда желтой глазурью. В декоре изделий используется геометрический, иногда растительный орнамент, образы фантастических птиц, драконов, львов.
В первой половине XX века во Владимирской губернии возник Меленковский гончарный промысел. Меленковские изделия из белой глины формуются на гончарном круге и покрываются слегка рельефной ангобной росписью и глазурями ярко-желтого или ярко-зеленого цвета (потечными или однотонными).
В середине XX века был создан Невьянский промысел на Урале, в районе традиционного гончарного производства. Невъянские изделия (майоликовые и гончарные) отливаются в гипсовых формах или формуются на гончарном круге. Они украшены цветными ангобами и покрыты прозрачной или потечной глазурью.
Освоение майоликового или ценинного прозазводства впервые на Руси началось в XV11 веке с изготовления целинной облицовки (изразцов). В XVI11 веке первым заводом, выпускавшим майоликовые изделия, был завод А.К.Гребенщикова. Посуда этого завода декорировалась росписью и лепными украшениями, в формах и декоре следуя шюдным образцам.
I 'жсльскис крестьянские предприятия заимствовали у Гребенщикова технику майолики и наладили массовый выпуск самобытных и художественном отношении изделий. Гжельская майолика быстро захватила рынок и вытеснила из крестьянского быта медную и оловянную посуду. Наиболее характерны для гжельской майолики второй половины XVI11 века дисковидные кумганы и квасники, украшенные круглой миниатюрной скульптурой. Эти фигурки, прекрасно согласованные с формой сосудов, отлив ались в гипсовых формах. В росписи гжельской майолики сохраняется влияние изразцов XVll-XVlllBeKOB, в частности в использовании антропоморфных и зооморфных мифологических образов, в юображении архитектурных сооружений. Роспись всегда подчеркивала форму изделий и отличалась предельной выразительностью цвета и рисунка. В конце XVI11 века изготовление квасников постепенно прекращается, появляются кувшины с более схематичной и однообразной рос-
50
писью. Из майоликовых изделий этого времени выделяются декоративные тарелки с характерным мотивом петуха, выполненного свободной росписью довольно тонко и изящно.
В первой половине XIX века майоликовую посуду вытесняет фаянсовая. Первыми казенными фаянсовыми заводами были Межи-горский (Киевский) и Петербургский. Гжель тоже начинает выпускать более грубый и толстостенный полуфаянс. Именно в это время появляется синяя :юдглазурная роспись с незатейливыми орнамен-тальг-s;;'] - мотивами. В декоре большей части фаянсовых изделий XIX века применялись печатные рисунки, лишь Петербургский фаянсовый завод и завод Ауэрбаха выпускали изделия с ручной росписью.
Изобретение фарфора Д.И. Виноградовым быстро выдвигает этот материал на ведущее место в производстве сначала элитной, а затем и массовой посуды. Организуется Императорский фарфоровый завод в Петербурге, заводы Гарднера, Попова, Тереховых и Киселева и много других предприятий. Во второй половине XIX века из множества мелких и крупных заводов составляется «империя» М,С. Кузнецова, ставшая крупнейшим фабричным фарфоро-фаянсовым производством в России.
Гжельская керамика тем временем продолжает существовать и являться в какой-то мере выразителем национального художественного вкуса. В 20-х годах XIX века прославились гжельские бронзовые изделия с желтовато-лиловым фоном и золотистой росписью. В это же время гжельские мастера осваивают выпуск фарфора из привозного сырья. Во второй половине XIX века ручная роспись почти полностью вытесняется печатными украшениями, а в начале XX века промысел приходит в упадок. Производство возродилось в 20-30-е годы в виде артелей, позднее преобразованных в крупное производство.
Традиции гжельской керамики XV111-X1X веков в наше время продолжает Турыгинский завод художественной керамики (дер. Турыгино). Здесь выпускается и фарфор, и фаянс, и майолика. Изделия изготавливаются способом литья в гипсовых формах и украшаются свободной кистевой росписью — подглазурной и надглазурной. Подглазурная роспись выполняется солями кобальта, хрома или железа и после обжига имеет соответственно синий, зеленый или коричневый цвет. Надглазурная роспись делается золотом по темно-синей глазури. В гжельской росписи преобладает растительный ор-
51намент, излюбленным мотивом которого является роза. В росписи также встречаются изображения людей, фантастических птиц, архитектурные мотивы. Помимо разнообразных видов посуды Турыгин-ский завод выпускает сувениры, мелкую пластику.
Гжельский гончарный завод (дер. Трошково) занимается выпуском простой гончарной посуды и изделий из цветных глин, украшенных ангобами и цветными глазурями.
4.2. Изразцы
Использование керамических глазурованных плиток в архитектурном декоре на Руси известно с XI века и пришло к нам из византийской архитектуры. Такие плитки во множестве находят при раскопках древнего Киева, Старой Рязани, Владимира, Чернигова и других городов в слоях XI-XI11 веков. Они служили для облицовки полов, внутренних и наружных стен и были богато украшены глазурями и ангобами.
В XV-XV1 веках искусство изготовления изразцов возродилось. К этой эпохе относятся муравленые изразцы Пенова, терракотовые изразцы Москвы, многоцветные рельефные изразцы Дмитрова и Старицы. Изразцы применялись также в оформлении печей. Изразцы этого времени представляют собой уже не просто облицовочную плитку, а имеют румпу - глиняную коробочку на задней стороне, помогающую крепить изразец в стене.
Один из самых древних видов - терракотовые изразцы XVI-XVI3 веков. Их находят при раскопках в Москве, Владимире, Угличе, Рязани, Ярославле. Рельефные изразцы из красной глины отливались в деревянных формах, затем обжигались. Они не покрывались глазурью. На изразцах помещались довольно сложные сюжетные изображения: сцены сражений, осады крепостей, охоты, мифологические сюжеты. Действие обычно происходит на фоне пышной условно-фантастической растительности с включением архитектурных элементов. Характерны для изразцов образы фантастических животных — грифонов, единорогов. Фигуры человека и животных передаются условно-упрощенно: голова человека, дается в фас, а тело в профиль. В декоративной разделке деталей рисунка (шерсти, перьев, волос, растений, даже деталей лица) использовались зигзагообразные линии и треугольные зубчики.
52
В XVI1 веке появляются муравленые изразцы (политые зеленой прозрачной глазурью). Цвет глазури определялся присутствием в ее составе окиси меди. Перед нанесением глазури изразец предварительно грунтовался белым ангобом. В Москве муравленые изразцы распространились в 30-х годах XVI1 века. Во второй половине века они становится излюбленным видом архитектурного декора. При этом муравленые изразцы сохраняю! тематику и стилистику терракотовых изразцов.
Во второй половине XV31 века искусство изготовления изразцов достигает своего расцвета. В это время появляются «ценинные» изразцы, декорированные разноцветными глухими эмалями. Первые ценинные изразцы, появившиеся на Руси, были иностранного происхождения, но «ценинное дело» быстро развивалось. Особенно на его развитие повлияло строительство Ново-Иерусалимского монастыря на Истре. На ранних этапах изразцы окрашивались в три цвета: зелено-бирюзовый, зеленый травяной, лилово-коричневый. Затем палитра расширилась до четырех основных цветов: зеленый, бирюзовый, желтый, белый. В целом тематика многоцветных изразцов продолжает традиции изразцового искусства предыдущих эпох, но в них есть стремление к большей реалистичности, особенно в трактовке человеческих образов. Ценинные изразцы отличались большим разнообразием растительных мотивов. Одним из наиболее эффектных было «павлинье око» (растительный элемент, напоминающий павлинье перо). Крупнейшей мастерской «ценинного дела» была московская мастерский Степана Полубеса. Здесь делали как плоские изразцы, так и рельефную майоликовую скульптуру.
В XIX веке; ручное производство изразцов прекращается и переходит в сферу машинного производства.
4.3. Глиняная игрушка
Игрушка была одним из самых древних видов изделий из глины. В древности фигурки из глины предположительно выполняли магическую, ритуальную функцию. В то же время присутствие игрушек в древних детских погребениях говорит о том, что уже тогда они использовались по прямому назначению. Традиционная глиняная игрушка характеризуется удивительной устойчивостью как образов, так и их художественного решения. Ограниченный круг образов, главными из которых были женщина, конь, птица, имел огром-
53ное множество вариаций в зависимости от местной художественной традиции. Изготовление игрушек было почти всегда сопутствующим явлением гончарного производства.
Славяно-русская археология предоставляет сведения о бытовании глиняных зооморфных игрушек и погремушек в VI-VII1 веках. Глиняные игрушки и их фрагменты найдены археологами при раскопках русских средневековых городов Х-Х111 веков. О развитом искусстве глиняной игрушки X1V-XV11 веков свидетельствуют и раскопки Гончарной слободы в Москве. Здесь найдены фигурки скоморохов, медведей, коней. В игрушке Х1Х-ХХ вв. сохранились древние культовые черты. Особенно это относится к игрушечным промыслам Курской, Рязанской, Воронежской, Орловской, Тамбовской областей. Им свойственны обобщенность образов, простота форм, роспись в один или два цвета. Игрушки другого типа имеют более сложную форму и силуэт, более детализированы, имеют более развитую колористическую гамму. Таковы, например, дымковские, тульские, филимоновские игрушки.
Один из наиболее известных промыслов глиняной игрушки -дымковский. Известен он с начала XIX века, и первые упоминания о вятской (дымковской) игрушке связаны с народным праздником «свистопляски» или «свистуньи», главным атрибутом которого были глиняные свистульки. Игрушки и свистульки делались из местной красной глины. Расцвет промысла приходится на вторую половину XIX века. В те времена колорит игрушек был неярким. В изысканном силуэте и росписи чувствовалось влияние фарфоровой пластики. В последующие эпохи декоративная роль орнамента, яркость и разнообразие цветовой гаммы возрастают, сшуэт становится более статичным. Технология лепки была основана на примазывании головы, рук и декоративных лепных деталей к «сгупке» (туловище с колоколом-юбкой). После обжига в русской печи на фигурки наносили меловой грунт и расписывали красками, растертыми на яичном желтке. В конце XIX века промысел почти прекращает свое существование, не выдерживая конкуренции с гипсовыми литыми статуэтками. Возродить его в 20-ЗО-е годы удалось благодаря единственному оставшемуся мастеру - носителю традиции - А.А. Мезриной. Развитие традиций дымковской игрушки можно наблюдать в творчестве таких выдающихся мастериц, как Е.А.'И Е,3. Кошкины, Е.И. и З.В. Пенкины, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина.
54
Для дымковской игрушки характерна широкая цветовая гамма, основанная на контрастных сочетаниях красного, голубого, зеленого, малинового, желтого цветов в сочетании с белым фоном. В орнаменте применяется также поталь (листочки сплава меди и цинка, имитирующие золото). Основными элементами орнамента являются круги, овалы, клетки, полосы, точки, зигзаги, образующие множество вариантов орнамента. Стилю дымковской игрушки присущи сказочная условность, декоративность и выразительность.
Основу образного строя дымковской игрушки составляют образы домашних кивотных (козлы, бараны, свиньи), птиц (индюки, гуси), медведей, оленей. Важное место также занимают антропоморфные образы: нарядные дамы, няни, бабы, офицеры на коне, бородатые мужики. Помимо отдельных фигурок мастерами выполняются также многофигурные композиции.
Центром изготовления каргополъской игрушки была деревня Гринево. В XIX веке здесь был гончарный промысел и попутно производство глазурованных игрушек. Затем промысел угас и возродился в 30-е годы XX века в виде известных теперь каргопольских игрушек благодаря творчеству гончара И.В. Дружинина. Игрушки имели небольшой размер, лепились по частям, места соединений сглаживались. После обжига их покрывали белой краской. Роспись каргопольской игрушки выдержана в приглушенной, неяркой гамме (зеленый, синий, черный, розовый, оранжевый, розовый, красный цвета). Основными элементами орнамента являются круги, кресты в лучах, знаки семян, ветки. Ряд образов каргопольской игрушки связан с окружающей жизнью и природой, это домашние и дикие животные и птицы, образы людей, объединенные темой сельского труда и отдыха. Другие образы имеют древнее происхождение, связанное с земледельческими культами. Это фигурки женщин-кормилиц с обнаженной груцью, а также полкана - славянского варианта кентавра и других фантастических животных. В крагопольской игрушке, в отличие от некоторых других игрушечных промыслов, почти нет влияния городской культуры.
Промысел филимоновской игрушки был известен уже в XIX веке(Здесь делали: свистульки из белой глины. Промысел заметно угас в 30-е годы XX Еека и оживился на волне интереса к народному искусству в 50-60-е годы того же века. Для игрушек характерны удлиненные пропорции, особая пластичность лепки, яркость и насыщен ность колорита, декоративность. Расписывают игрушки анилиновыми красками, растертыми на яйце. Главными цветами росписи являются малиново-красный, желтый и зеленый, иногда добавляется синий и фиолетовый. Орнамент состоит из простых элементов - полос, елочек, «солнечных» кругов, но сочетания их образуют нередко сложные композиции. Каждый вид свистулек имеет свою систему росписи: у женских фигурок - гладко окрашенные кофты и сложный орнамент на юбках; у зверей — роспись поперечными полосками. Традиционными для филимоновской игрушки являются образы барынь, крестьянок, солдата с петухом, всадника, коровы, барана, оленя, медведя с зеркалом, курицы. Выдающимися мастерицами этого промысла являются А.Ф. Масленникова, сестры Карповы, А.И. Дербенева.
Для тульской игрушки характерны образы барыни с зонтиком, монаха, няни, военных. Изысканностью и утонченностью пластики и колорита, объемной моделировкой лица некоторых фигурок тульские игрушки сродни фарфоровым статуэткам. В них больше влияние городской культуры, чем крестьянской традиции. Но силуэт, орнамент росписи, статичность и фронтальность фигур сближают их с традиционной крестьянской игрушкой. Колорит тульской игрушки составляют пастельные сдержанные тона: сиреневый, серый, розовый, зеленый, голубой, палевый. Орнамент здесь играет подчиненную роль.
Абашевская игрушка из Пензенской области известна с начала XX века. Игрушки этого периода по внешнему виду близки к ско-пинским, но отличаются от них большей декоративностью и гротесковым характером. Абашевские всадники без ног, они как бы слиты с конем. В 30-е годы XX века игрушка приобретает иной характер -более декоративный, разнообразный по цветовому решению. Усложняется силуэт игрушки, при акцентировании деталей применяется бронзовый и алюминиевый порошок. Звериные образы абашев-ской игрушки сказочны и фантастичны. Распиской орнамент здесь не применяется, декоративную роль играют рельефные пояски, сделанные насечкой по глине. Фигурки окрашиваются целиком одним, двумя или тремя цветами. В цветовой гамме преобладают зеленый, красный, голубой, желтый цвета. Родоначальником столь узнаваемого образа абашевской игрушки был мастер Л. Зоткин. Его дело продолжили И.Л. Зюзиков и Т. Зоткин.
56
Орловская игрушка-свистулька (деревня Плешково Ливенско-го района Орловской области) представлена традиционными и архаичными образами барыни, всадника, коровы, петуха. Орнамент росписи по белой глиш - круги, точки, кресты - выполнен черным, синим, красным цветом.
Самыми знаменитыми центрами рязанской игрушки были Скопин и Вырково. Излюбленные образы скопипской игрушки -медведь и всадник на коне. Лепились они из белой глины, украшались традиционной для скопинской керамики глазурью зеленого, желтого, коричневого цветов.
Вырковские игрушки из красной глины украшались светло-коричневой поливой. Отличительной особенностью игрушек этого центра является стремление к реалистическому решению образов человека и животных, что проявлялось в разнообразии и острой выразительности поз и жестов, динамичности силуэта.
Воронежские, игрушки из белой глины представлены прежде всего женскими образами, решенными очень условно. Своеобразна в них деталировка пальцев рук и завитков волос. Роспись в виде крестов, звездочек, линий, клетки выполнена красным и зеленовато-коричневым цветом.
В курской игрушке из деревни Чернишино образы крестьянок также архаичны. Фигурки расписаны полосами темно-фиолетового, желтого и серого цвета. Игрушки села Кожиля Курской губернии ярче по цветовой гамме. Участки поверхности игрушки заштрихованы красной, зеленоватой сеткой в сочетании с желтыми линиями.
Липецкая игрушка (из деревни Романово) известна с конца XIX века. Традиционные образы животных, птиц, всадников дополняются здесь разнообразными жанровыми сценами, например, катанием в санях. Игрушки декорировались поливой, причем она не всегда покрывала всю игрушку, оставляя натуральную фактуру бело-розовой глины. Поверх желтой, желто-зеленой или красноватой поливы выполнялась роспись серебряной алюминиевой краской.
57-
55