logo search
сканер

Глава 4. Художественная керамика

4.1. Гончарное ремесло

Обработка глины имеет, пожалуй, столь же давние корни, ^то и обработка дерева и кости. Уже самые древние славянские гончар­ные изделия орнаментировались простейшими видами орнамента, нанесенного с помощью пальцев или палочки. Это мог быть широ­кий размашистый линейно-волнистый орнамент, орнамент из парал­лельных горизонтальных полос («следы гребенк/i»), орнамент, по­лученный с помощью штампов. Располагался он, к;>.: травило, на плечах сосуда. Особый интерес представляет группа ркгуальнлх сосудов со странным неритмичным декором, представлявшим соб~л графическое изображение славянского календаря. С IX века извест­но применение славянами горнового обжига

Уже во времена Киевской Руси керамические изделия оформ­лялись глазурованием. Разноцветными эмалями и глазурями укра­шались облицовочные плитки, яйца-писанки, реже - предметы оби­хода. В Х-Х1 веках в Киевской Руси имела распространение распис­ная эмалевая посуда (в основном тарелки) с изображением фанта­стических птиц и зверей. В ней четко прослеживается связь с пере­городчатыми эмалями в ювелирном искусстве.

48

В XII1-XV веках, во времена татарского ига, в гончарных из­делиях царили однообразие и грубость форм. Применение цветных глазурей и эмалей как способ художественного оформления керами­ки было забыто и возродилось только к XVI веку.

В X1V-XV веках возникают первые производства керамики из белой глины. В начале XVI века с Востока была заимствована тех­нология производства копченой черной керамики, а затем в XVI-XVI1 веках повсеместно распространилась техника лощения всех видов керамики. В то же время применяется декорирование сосудов из красной глинь: белым ангобом, а также лепными украшениями. Традиционные формы гончарных сосудов отличались разнообрази­ем: кубышки (бугылковидные сосуды с шаровидным туловом), ен­довы (миски с носиком), дисковидные фляги, фигурные рукомои, кумганы, бочонки и др. XVI1 век считается веком расцвета черно-лощеной керамики, очень разнообразной по форме и декору. В гео­метрических орнаментах умело использовалось сочетание матовой и лощеной поверхности. В это время появляется также «муравленая» посуда - покрыта:! цветными глазурями. Муравленые фляги, штофы, кувшины украшаются сложными фигурными изображениями. Ис­следователи отмечают их сходство с изразцами.

XVI11 век стал в русской художественной керамике веком от­крытий. По замечанию исследователя керамики А.Б. Салтыкова, за несколько десятков лет Россия проделала путь от чернолощеной ке­рамики до твердого фарфора (минуя мягкий фарфор, фаянс и др.), на что у многих государств Европы ушли столетия. Параллельно про­должало развиваться и производство простой глиняной посуды. В гончарной посуде каждого региона выделяются свои специфические черты. Псковская посуда имела широкие края, небольшие плечи, декорировалась крупной росписью белым ангобом. Ярославская и калужская гончарная посуда украшались одноцветными глазурями с рельефами. Курская посуда делалась из светлой глины, имела тон­кие стенки, расписывалась линейным орнаментом коричневым ан­гобом. Поверхность нижегородской посуды грунтовалась и покры­валась многоцветной росписью. Владимирская керамика поливалась «пестрой» глазурью и по стилю была близка к рязанской.

Рязанская керамика, прежде всего Скопинская, декорирова­лась цветными готечными глазурями, рельефными лепными укра­шениями и вдавленным орнаментом, полученным с помощью штам-

49пиков или палочек. Скопинский промысел был.возрожден в XX веке и существует до сих пор. В качестве материала используется мест­ная белая глина. Традиционно предметы посуды отливаются в фор­мах или формуются на гончарном круге. Изделия покрываются зе­леной, коричневой, иногда желтой глазурью. В декоре изделий ис­пользуется геометрический, иногда растительный орнамент, образы фантастических птиц, драконов, львов.

В первой половине XX века во Владимирской губернии воз­ник Меленковский гончарный промысел. Меленковские изделия из белой глины формуются на гончарном круге и покрываются слегка рельефной ангобной росписью и глазурями ярко-желтого или ярко-зеленого цвета (потечными или однотонными).

В середине XX века был создан Невьянский промысел на Ура­ле, в районе традиционного гончарного производства. Невъянские изделия (майоликовые и гончарные) отливаются в гипсовых формах или формуются на гончарном круге. Они украшены цветными анго­бами и покрыты прозрачной или потечной глазурью.

Освоение майоликового или ценинного прозазводства впервые на Руси началось в XV11 веке с изготовления целинной облицовки (изразцов). В XVI11 веке первым заводом, выпускавшим майолико­вые изделия, был завод А.К.Гребенщикова. Посуда этого завода де­корировалась росписью и лепными украшениями, в формах и декоре следуя шюдным образцам.

I 'жсльскис крестьянские предприятия заимствовали у Гребен­щикова технику майолики и наладили массовый выпуск самобыт­ных и художественном отношении изделий. Гжельская майолика быстро захватила рынок и вытеснила из крестьянского быта медную и оловянную посуду. Наиболее характерны для гжельской майолики второй половины XVI11 века дисковидные кумганы и квасники, украшенные круглой миниатюрной скульптурой. Эти фигурки, пре­красно согласованные с формой сосудов, отлив ались в гипсовых формах. В росписи гжельской майолики сохраняется влияние израз­цов XVll-XVlllBeKOB, в частности в использовании антропоморф­ных и зооморфных мифологических образов, в юображении архи­тектурных сооружений. Роспись всегда подчеркивала форму изде­лий и отличалась предельной выразительностью цвета и рисунка. В конце XVI11 века изготовление квасников постепенно прекращает­ся, появляются кувшины с более схематичной и однообразной рос-

50

писью. Из майоликовых изделий этого времени выделяются декора­тивные тарелки с характерным мотивом петуха, выполненного сво­бодной росписью довольно тонко и изящно.

В первой половине XIX века майоликовую посуду вытесняет фаянсовая. Первыми казенными фаянсовыми заводами были Межи-горский (Киевский) и Петербургский. Гжель тоже начинает выпус­кать более грубый и толстостенный полуфаянс. Именно в это время появляется синяя :юдглазурная роспись с незатейливыми орнамен-тальг-s;;'] - мотивами. В декоре большей части фаянсовых изделий XIX века применялись печатные рисунки, лишь Петербургский фаян­совый завод и завод Ауэрбаха выпускали изделия с ручной росписью.

Изобретение фарфора Д.И. Виноградовым быстро выдвигает этот материал на ведущее место в производстве сначала элитной, а затем и массовой посуды. Организуется Императорский фарфоро­вый завод в Петербурге, заводы Гарднера, Попова, Тереховых и Ки­селева и много других предприятий. Во второй половине XIX века из множества мелких и крупных заводов составляется «империя» М,С. Кузнецова, ставшая крупнейшим фабричным фарфоро-фаянсовым производством в России.

Гжельская керамика тем временем продолжает существовать и являться в какой-то мере выразителем национального художествен­ного вкуса. В 20-х годах XIX века прославились гжельские бронзо­вые изделия с желтовато-лиловым фоном и золотистой росписью. В это же время гжельские мастера осваивают выпуск фарфора из при­возного сырья. Во второй половине XIX века ручная роспись почти полностью вытесняется печатными украшениями, а в начале XX ве­ка промысел приходит в упадок. Производство возродилось в 20-30-е годы в виде артелей, позднее преобразованных в крупное произ­водство.

Традиции гжельской керамики XV111-X1X веков в наше вре­мя продолжает Турыгинский завод художественной керамики (дер. Турыгино). Здесь выпускается и фарфор, и фаянс, и майолика. Изде­лия изготавливаются способом литья в гипсовых формах и украша­ются свободной кистевой росписью — подглазурной и надглазурной. Подглазурная роспись выполняется солями кобальта, хрома или же­леза и после обжига имеет соответственно синий, зеленый или ко­ричневый цвет. Надглазурная роспись делается золотом по темно-синей глазури. В гжельской росписи преобладает растительный ор-

51намент, излюбленным мотивом которого является роза. В росписи также встречаются изображения людей, фантастических птиц, архи­тектурные мотивы. Помимо разнообразных видов посуды Турыгин-ский завод выпускает сувениры, мелкую пластику.

Гжельский гончарный завод (дер. Трошково) занимается вы­пуском простой гончарной посуды и изделий из цветных глин, ук­рашенных ангобами и цветными глазурями.

4.2. Изразцы

Использование керамических глазурованных плиток в архи­тектурном декоре на Руси известно с XI века и пришло к нам из ви­зантийской архитектуры. Такие плитки во множестве находят при раскопках древнего Киева, Старой Рязани, Владимира, Чернигова и других городов в слоях XI-XI11 веков. Они служили для облицовки полов, внутренних и наружных стен и были богато украшены глазу­рями и ангобами.

В XV-XV1 веках искусство изготовления изразцов возроди­лось. К этой эпохе относятся муравленые изразцы Пенова, террако­товые изразцы Москвы, многоцветные рельефные изразцы Дмитро­ва и Старицы. Изразцы применялись также в оформлении печей. Из­разцы этого времени представляют собой уже не просто облицовоч­ную плитку, а имеют румпу - глиняную коробочку на задней сторо­не, помогающую крепить изразец в стене.

Один из самых древних видов - терракотовые изразцы XVI-XVI3 веков. Их находят при раскопках в Москве, Владимире, Угли­че, Рязани, Ярославле. Рельефные изразцы из красной глины отли­вались в деревянных формах, затем обжигались. Они не покрыва­лись глазурью. На изразцах помещались довольно сложные сюжет­ные изображения: сцены сражений, осады крепостей, охоты, мифо­логические сюжеты. Действие обычно происходит на фоне пышной условно-фантастической растительности с включением архитектур­ных элементов. Характерны для изразцов образы фантастических животных — грифонов, единорогов. Фигуры человека и животных передаются условно-упрощенно: голова человека, дается в фас, а те­ло в профиль. В декоративной разделке деталей рисунка (шерсти, перьев, волос, растений, даже деталей лица) использовались зигза­гообразные линии и треугольные зубчики.

52

В XVI1 веке появляются муравленые изразцы (политые зеле­ной прозрачной глазурью). Цвет глазури определялся присутствием в ее составе окиси меди. Перед нанесением глазури изразец предва­рительно грунтовался белым ангобом. В Москве муравленые израз­цы распространились в 30-х годах XVI1 века. Во второй половине века они становится излюбленным видом архитектурного декора. При этом муравленые изразцы сохраняю! тематику и стилистику терракотовых изразцов.

Во второй половине XV31 века искусство изготовления израз­цов достигает своего расцвета. В это время появляются «ценинные» изразцы, декорированные разноцветными глухими эмалями. Первые ценинные изразцы, появившиеся на Руси, были иностранного про­исхождения, но «ценинное дело» быстро развивалось. Особенно на его развитие повлияло строительство Ново-Иерусалимского мона­стыря на Истре. На ранних этапах изразцы окрашивались в три цве­та: зелено-бирюзовый, зеленый травяной, лилово-коричневый. Затем палитра расширилась до четырех основных цветов: зеленый, бирю­зовый, желтый, белый. В целом тематика многоцветных изразцов продолжает традиции изразцового искусства предыдущих эпох, но в них есть стремление к большей реалистичности, особенно в трак­товке человеческих образов. Ценинные изразцы отличались боль­шим разнообразием растительных мотивов. Одним из наиболее эф­фектных было «павлинье око» (растительный элемент, напоминаю­щий павлинье перо). Крупнейшей мастерской «ценинного дела» бы­ла московская мастерский Степана Полубеса. Здесь делали как пло­ские изразцы, так и рельефную майоликовую скульптуру.

В XIX веке; ручное производство изразцов прекращается и пе­реходит в сферу машинного производства.

4.3. Глиняная игрушка

Игрушка была одним из самых древних видов изделий из гли­ны. В древности фигурки из глины предположительно выполняли магическую, ритуальную функцию. В то же время присутствие иг­рушек в древних детских погребениях говорит о том, что уже тогда они использовались по прямому назначению. Традиционная глиня­ная игрушка характеризуется удивительной устойчивостью как об­разов, так и их художественного решения. Ограниченный круг обра­зов, главными из которых были женщина, конь, птица, имел огром-

53ное множество вариаций в зависимости от местной художественной традиции. Изготовление игрушек было почти всегда сопутствую­щим явлением гончарного производства.

Славяно-русская археология предоставляет сведения о быто­вании глиняных зооморфных игрушек и погремушек в VI-VII1 ве­ках. Глиняные игрушки и их фрагменты найдены археологами при раскопках русских средневековых городов Х-Х111 веков. О разви­том искусстве глиняной игрушки X1V-XV11 веков свидетельствуют и раскопки Гончарной слободы в Москве. Здесь найдены фигурки скоморохов, медведей, коней. В игрушке Х1Х-ХХ вв. сохранились древние культовые черты. Особенно это относится к игрушечным промыслам Курской, Рязанской, Воронежской, Орловской, Тамбов­ской областей. Им свойственны обобщенность образов, простота форм, роспись в один или два цвета. Игрушки другого типа имеют более сложную форму и силуэт, более детализированы, имеют более развитую колористическую гамму. Таковы, например, дымковские, тульские, филимоновские игрушки.

Один из наиболее известных промыслов глиняной игрушки -дымковский. Известен он с начала XIX века, и первые упоминания о вятской (дымковской) игрушке связаны с народным праздником «свистопляски» или «свистуньи», главным атрибутом которого бы­ли глиняные свистульки. Игрушки и свистульки делались из мест­ной красной глины. Расцвет промысла приходится на вторую поло­вину XIX века. В те времена колорит игрушек был неярким. В изы­сканном силуэте и росписи чувствовалось влияние фарфоровой пла­стики. В последующие эпохи декоративная роль орнамента, яркость и разнообразие цветовой гаммы возрастают, сшуэт становится бо­лее статичным. Технология лепки была основана на примазывании головы, рук и декоративных лепных деталей к «сгупке» (туловище с колоколом-юбкой). После обжига в русской печи на фигурки нано­сили меловой грунт и расписывали красками, растертыми на яичном желтке. В конце XIX века промысел почти прекращает свое сущест­вование, не выдерживая конкуренции с гипсовыми литыми статуэт­ками. Возродить его в 20-ЗО-е годы удалось благодаря единственно­му оставшемуся мастеру - носителю традиции - А.А. Мезриной. Развитие традиций дымковской игрушки можно наблюдать в твор­честве таких выдающихся мастериц, как Е.А.'И Е,3. Кошкины, Е.И. и З.В. Пенкины, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина.

54

Для дымковской игрушки характерна широкая цветовая гам­ма, основанная на контрастных сочетаниях красного, голубого, зе­леного, малинового, желтого цветов в сочетании с белым фоном. В орнаменте применяется также поталь (листочки сплава меди и цин­ка, имитирующие золото). Основными элементами орнамента явля­ются круги, овалы, клетки, полосы, точки, зигзаги, образующие множество вариантов орнамента. Стилю дымковской игрушки при­сущи сказочная условность, декоративность и выразительность.

Основу образного строя дымковской игрушки составляют об­разы домашних кивотных (козлы, бараны, свиньи), птиц (индюки, гуси), медведей, оленей. Важное место также занимают антропо­морфные образы: нарядные дамы, няни, бабы, офицеры на коне, бо­родатые мужики. Помимо отдельных фигурок мастерами выполня­ются также многофигурные композиции.

Центром изготовления каргополъской игрушки была деревня Гринево. В XIX веке здесь был гончарный промысел и попутно производство глазурованных игрушек. Затем промысел угас и воз­родился в 30-е годы XX века в виде известных теперь каргопольских игрушек благодаря творчеству гончара И.В. Дружинина. Игрушки имели небольшой размер, лепились по частям, места соединений сглаживались. После обжига их покрывали белой краской. Роспись каргопольской игрушки выдержана в приглушенной, неяркой гамме (зеленый, синий, черный, розовый, оранжевый, розовый, красный цвета). Основными элементами орнамента являются круги, кресты в лучах, знаки семян, ветки. Ряд образов каргопольской игрушки свя­зан с окружающей жизнью и природой, это домашние и дикие жи­вотные и птицы, образы людей, объединенные темой сельского тру­да и отдыха. Другие образы имеют древнее происхождение, связан­ное с земледельческими культами. Это фигурки женщин-кормилиц с обнаженной груцью, а также полкана - славянского варианта кен­тавра и других фантастических животных. В крагопольской игруш­ке, в отличие от некоторых других игрушечных промыслов, почти нет влияния городской культуры.

Промысел филимоновской игрушки был известен уже в XIX веке(Здесь делали: свистульки из белой глины. Промысел заметно угас в 30-е годы XX Еека и оживился на волне интереса к народному ис­кусству в 50-60-е годы того же века. Для игрушек характерны удли­ненные пропорции, особая пластичность лепки, яркость и насыщен ность колорита, декоративность. Расписывают игрушки анилиновыми красками, растертыми на яйце. Главными цветами росписи являются малиново-красный, желтый и зеленый, иногда добавляется синий и фиолетовый. Орнамент состоит из простых элементов - полос, ело­чек, «солнечных» кругов, но сочетания их образуют нередко сложные композиции. Каждый вид свистулек имеет свою систему росписи: у женских фигурок - гладко окрашенные кофты и сложный орнамент на юбках; у зверей — роспись поперечными полосками. Традицион­ными для филимоновской игрушки являются образы барынь, кресть­янок, солдата с петухом, всадника, коровы, барана, оленя, медведя с зеркалом, курицы. Выдающимися мастерицами этого промысла яв­ляются А.Ф. Масленникова, сестры Карповы, А.И. Дербенева.

Для тульской игрушки характерны образы барыни с зонтиком, монаха, няни, военных. Изысканностью и утонченностью пластики и колорита, объемной моделировкой лица некоторых фигурок туль­ские игрушки сродни фарфоровым статуэткам. В них больше влия­ние городской культуры, чем крестьянской традиции. Но силуэт, орнамент росписи, статичность и фронтальность фигур сближают их с традиционной крестьянской игрушкой. Колорит тульской игрушки составляют пастельные сдержанные тона: сиреневый, серый, розо­вый, зеленый, голубой, палевый. Орнамент здесь играет подчинен­ную роль.

Абашевская игрушка из Пензенской области известна с начала XX века. Игрушки этого периода по внешнему виду близки к ско-пинским, но отличаются от них большей декоративностью и гроте­сковым характером. Абашевские всадники без ног, они как бы слиты с конем. В 30-е годы XX века игрушка приобретает иной характер -более декоративный, разнообразный по цветовому решению. Ус­ложняется силуэт игрушки, при акцентировании деталей применяет­ся бронзовый и алюминиевый порошок. Звериные образы абашев-ской игрушки сказочны и фантастичны. Распиской орнамент здесь не применяется, декоративную роль играют рельефные пояски, сде­ланные насечкой по глине. Фигурки окрашиваются целиком одним, двумя или тремя цветами. В цветовой гамме преобладают зеленый, красный, голубой, желтый цвета. Родоначальником столь узнавае­мого образа абашевской игрушки был мастер Л. Зоткин. Его дело продолжили И.Л. Зюзиков и Т. Зоткин.

56

Орловская игрушка-свистулька (деревня Плешково Ливенско-го района Орловской области) представлена традиционными и арха­ичными образами барыни, всадника, коровы, петуха. Орнамент рос­писи по белой глиш - круги, точки, кресты - выполнен черным, си­ним, красным цветом.

Самыми знаменитыми центрами рязанской игрушки были Скопин и Вырково. Излюбленные образы скопипской игрушки -медведь и всадник на коне. Лепились они из белой глины, украша­лись традиционной для скопинской керамики глазурью зеленого, желтого, коричневого цветов.

Вырковские игрушки из красной глины украшались светло-коричневой поливой. Отличительной особенностью игрушек этого центра является стремление к реалистическому решению образов человека и животных, что проявлялось в разнообразии и острой вы­разительности поз и жестов, динамичности силуэта.

Воронежские, игрушки из белой глины представлены прежде всего женскими образами, решенными очень условно. Своеобразна в них деталировка пальцев рук и завитков волос. Роспись в виде кре­стов, звездочек, линий, клетки выполнена красным и зеленовато-коричневым цветом.

В курской игрушке из деревни Чернишино образы крестьянок также архаичны. Фигурки расписаны полосами темно-фиолетового, желтого и серого цвета. Игрушки села Кожиля Курской губернии ярче по цветовой гамме. Участки поверхности игрушки заштрихова­ны красной, зеленоватой сеткой в сочетании с желтыми линиями.

Липецкая игрушка (из деревни Романово) известна с конца XIX века. Традиционные образы животных, птиц, всадников допол­няются здесь разнообразными жанровыми сценами, например, ката­нием в санях. Игрушки декорировались поливой, причем она не все­гда покрывала всю игрушку, оставляя натуральную фактуру бело-розовой глины. Поверх желтой, желто-зеленой или красноватой по­ливы выполнялась роспись серебряной алюминиевой краской.

57-

55