logo search
ответы к колоквиууму

20. Ремесла, обычаи, традиции и костюмы народов Южного Урала (башкиры).

Башкирский свадебный обряд состоит из нескольких этапов: переговоры о вступлении в брак и о его условиях (выбор невесты, сватовство, сговор); собственно свадьба, сопровождающаяся обрядом бракосочетания (никах); послесвадебные церемонии.

Существовал целый цикл обрядов, связанных с рождением ребёнка: укладывание в колыбель, наречение имени, обрезание, стрижка первых волос, угощения в честь появления зубов, первого шага и др.) символизировали связь ребёнка и его матери с обществом, коллективом.

В цикле семейных обрядов завершающими являются погребально-поминальные обряды. В конце XIX-начале XX вв. погребение и поминовение умерших у башкир осуществлялось по канонам официальной религии — ислама, хотя и содержало в себе немало элементов древних верований. В то же время сам ислам, как и другие мировые религии, многое заимствовал из ранних религиозных систем, поэтому в похоронно-поминальной обрядности, отличающейся синкретическим характером, тесно переплетены различные религиозные напластования

Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство. Были распространены земледелиеохота,бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева, металла. Башкиры занимались производством наконечников стрел, копий, ножей, элементов конской сбруи из железа[61]. Из свинца отливали пули и дробь для ружей. Башкиры имели своих кузнецов и ювелиров. Из серебра производились подвески, бляшки, украшения для женских нагрудников и головных уборов. Металлообработка базировалась на местном сырье[62]. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний. Русский историк М. Д. Чулков в своей работе «Историческое описание Российской коммерции» (1781—1788 гг.) отмечал: «В прежних годах башкирцы из сей руды плавили в ручных печах самую лучшую сталь, что после учинившегося в 1735 г. бунта им уже не позволялось». Примечательно, что горное училище в Санкт-Петербурге — первое высшее горно-техническое учебное заведение в России, предложил создать башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов[63].

Традиционная одежда башкир весьма вариативна в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из коралловбисера, раковин, монет. Это нагрудники — яга, хакал; череcплечные украшения-перевязи — эмейзек, дагуат; наспинники — инхалек; различные подвески, накосники, браслеты, серьги.

Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный кашмау, девичья шапочка — такыя, меховой кама бурек, многосоставный калябаш, полотенцеобразый тастар, часто богато украшенный вышивкой. Весьма красочно украшенное головное покрывало — кушъяулык. Среди мужских: меховые колаксын, тюльке бурек; кюлюпара из белого сукна, тюбетейки, войлочные шляпы.

Оригинальна обувь восточных башкир: ката и сарык, кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ката и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги — итек, ситек, и лапти — сабата (за исключением ряда южных и восточных регионов).

Обязательным атрибутом мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшеный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой халат — елян, ак сакман (который к тому же нередко служил и головным покрывалом), безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой, и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени — сакман, полукафтаны — бишмэт. Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских, хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканые (до 2,5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума (ҡаптырга или ҡалта), а с левого бока — нож (бысаҡ) в деревянных, обшитых кожей, ножнах (бысаҡ ҡыны).