Закат ассирийской цивилизации.
Прошло еще не одно столетие, прежде чем какой-либо более молодой народ мог достигнуть в монументальном искусстве той степени свободы и жизненной правды, какая была присуща ассирийцам в этом роде изображений. Опперт называл ассирийцев "голландцами древности". В отношении развития пейзажа и воспроизведения животных в свойственных им формах и движениях, в отношении вообще чувства действительности, с которым ассирийцы изображали, насколько доставало у них умения, исторические сюжеты, они заслуживают это название. Но не следует забывать и идеализации, заметной в некоторых больших изображениях церемоний, представляющих царя в его сношениях с богами и добрыми гениями. Способ изображать последних в виде крылатых людей представляет в Египте вовсе не его коренную, местную, а месопотамскую особенность, хотя перенесенную туда лишь в позднее время по отношению к определенным божествам и сохранившуюся до настоящего времени в христианском олицетворении ангелов.
Рис. 158 – Царь, пирующий в виноградной беседке (куюнджикский рельеф).
Конечно, ассирийцы, кроме этого приема изображать неземное, постоянно прибегали для того к изображениям менее идеального характера, к изображениям двупородных существ, полулюдей-полуживотных; но некоторые из таких фантастических фигур имеют у них более органическое строение, нежели у египтян. До просветления же человеческого тела божественной идеальностью и до выражения в человеческих лицах душевных движений ассирийцы так же были далеки, как и египтяне; в индивидуализации тела и особенно головы они даже значительно отстали от египтян: портретное искусство было им чуждо. По сравнению с египтянами они сделали соответственный эпохе шаг вперед лишь в частностях, но вообще отнюдь не продвинулись на высшую ступень художественного развития.
При преемниках Ашшурбанипала ассирийскому величию наступил вскоре конец. Вавилонский царь Набополасар соединился с царем Мидии, Киаксаром, для борьбы с их общим наследственным врагом. В 660 г. до н. э. они достигли своей цели. "Все четыре резиденции, - говорит Эд. Мейер, - Ниневия, Дур-Шаррукин, Кальха и Ашшур погибли в пламени, и их сровняли с землей, после чего они уже никогда не возвращались к жизни... Ни один народ не подвергался такому совершенному истреблению, как ассирийцы".
- Книга вторая. Древнее искусство востока. Введение. Древнехалдейское искусство
- Ассирийское искусство
- Орнаменты в ассирийской архитектуре.
- Дворец Ашшурнасирпала (Нимруда).
- Настенные рельефы.
- Статуя Ашшурнасирпала.
- Живопись по штукатурке на стенах дворца.
- Дворец Салмансара II.
- Крепость Дурр-Шаррукин (хорсабатский дворец).
- Дворцы Синахериб (Ниневийский дворец).
- Последний расцвет искусства при царе Ашшурбанипале.
- Закат ассирийской цивилизации.
- Нововавилонское искусство
- Скульптуры Богов в Вавилоне.
- Вавилонские цилиндрические печати.
- Древнеперсидское искусство искусство при кире и камбисе
- Искусство при дарии, ксерксе и их преемниках
- Скальные гробницы в Персеполе.
- Дворец Дария в Персеполе.
- Жилой дворец Дария.
- Парадный дворец Дария – зал со ста колоннами.
- Жилой дворец Ксеркса в Персеполе.
- Парадный дворец Ксеркса в Персеполе.
- Циллиндрические печати.
- Закючительные выводы о персидском искусстве.