logo search
Тавадов-Термины

Этнология

Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (понятие, учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т.п. Следует отметить, что относительно предмета, целей и места этнологии в системе наук с середины XIX в. и до настоящего времени ведутся дискуссии среди ученых различных школ и направлений. Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки, до сих пор не имеющей однозначного толкования. Достаточно сказать, что в научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнология».

Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнологии в ряде западных стран. Как отмечалось, это обусловливали потребности колониальных держав, поработивших сотни народов, имеющих различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимы были знания об их культурах, традициях, обычаях, ритуалах, верованиях, психологии и т.п.

Как и каждая наука, этнология имеет собственный предмет изучения. Однако предмет этнологии постоянно расширяется, что затрудняет возможность дать четкое определение науки. Поэтому в отечественной и зарубежной этнологии не существует общепринятого определения этнологии, а имеются различные определения, основанные на разных методологических подходах, подчеркивающих, по мнению авторов, наиболее существенные элементы предметной области этнологической науки.

Первоначально предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Такой подход был обусловлен тем, что к концу XIX в. практически все европейские народы находились на качественно новом этапе цивилизации. С точки зрения цивилизованных европейцев, существовала огромная дистанция между ними и культурно отсталыми народами, которые были в некотором роде «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Европейцы называли народы, отставшие в своем развитии от европейской цивилизации, примитивными. Исходя из такого подхода, примитивные народы и их культуры стали главным объектом формирующейся научной дисциплины.

В XX в. стали меняться и значительно расширяться представления о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Стали утверждаться представления о том, что так называемые первобытные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и так же удалены от первобытности, как и европейцы. Вместе с тем предполагалось сохранить в этнологии термин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благодаря бережному, непотребительскому отношению к природе.

Согласно другому подходу неправомерно делить народы на первобытные и культурные и противопоставлять их друг другу. По мнению сторонников этого подхода, нет ни одного народа, который бы не достиг хоть какого-то прогресса в культуре. В связи с этим вместо термина «первобытные народы» предлагались другие термины и понятия, отражающие новую предметную область этнологии: «архаичные культуры», «доиндустриальные общества», «бесписьменные культуры» и т.д.

Во второй половине XX в. продолжала расширяться предметная область этнологии. Большое внимание этнологи стали уделять межэтническим, межнациональным отношениям. Одной из актуальных тем стал вопрос о природе и сущности нации, ее этнической и общегражданской политической составляющей. В современном понимании этнология изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также и этносоциальные (национальные), этнополитические, этнопсихологические, этнолингвистические и другие процессы и отношения этнонациональной сферы общества.

Этнос

Этнос – центральное понятие этнологии. Однако в современной этнологической науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение. Между тем, не разобравшись в сущности этого феномена, нет возможности правильно понять множество производных понятий и терминов, трудно адекватно осмыслить явления и процессы этнического характера.

Этническая терминология появляется в научной литературе еще во второй половине XIX в. В нашей отечественной литературе термин «этнос» появляется в начале XX в. Первая его обстоятельная характеристика была дана в 20-е годы русским этнографом С.М. Широкогоровым. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других».

С начала 70-х годов XX в. развернулась дискуссия вокруг понимания этничности, стали появляться исследования теории этноса. В ходе дискуссии выявились две основные позиции по определению понятия «этнос». Согласно одной точке зрения, этносы представляют собой биологические единицы — популяции. Сторонники другой позиции отстаивают представление об этносе как социальном явлении в широком смысле этого слова. С точки зрения этих ученых каждый этнос сопряжен, тесно связан с определенной человеческой популяцией как биологической общностью, но живет по законам социальным, управляется общественными законами.

Наибольшее распространение получили представления об этносе как социально-культурном явлении, сформулированные Ю.В. Бромлеем. Этнос (греч. ethnos – племя, народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.

Согласно данным представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально- экономических, государственно-правовых. Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественноисторическим путем, она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей в наличии самоназвания или общего имени для своей группы.

Введение в научный оборот термина «этнос» обусловлено, прежде всего, многозначностью слова «народ», которое употребляется для обозначения различных социальных образований (население государства, поселенческая группа, толпа и т. д.). Применение термина «этнос», позволяя избежать многозначности слова «народ», дает возможность для выражения того значения слова, которое оно имеет, когда речь идет о народах мира, т. е. о племенах, народностях, нациях. Если мы говорим, например, «русский народ», то имеем в виду общность людей, которые считают себя русскими и по многим признакам отличаются от других подобных исторически развивающихся коллективов. В этом же смысле мы говорим «украинский народ», «белорусский народ», «польский народ», «французский народ» и т. д. Очевидно, люди, принадлежащие к этим народам, могут относиться к разным социальным группам населения.