13. Традиции: праздники обряды. Сценарии (Тува)
Праздник «Шагаа»
1.Оформление актового зала в виде юрты.
2. «Священное дерево», ленточки – чалама.
В Туве, как и в других странах Центральной и Восточной Азии, новогодние празднества занимают самое важное место в календарной традиции.
Они представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений. Большинство из них связаны с надеждами людей обеспечить себе счастливый, благополучный год. Для простого арата означает заложить основы увеличения поголовья скота и получения богатого урожая; для деловых людей – прибыльного ведения дел, для служащих – успешного продвижения по служебной лестнице, для молодых – осуществления юношеских замыслов и надежд, для пожилых – сохранения здоровья и долголетия. Одним словом, каждый хочет счастья в жизни.
По – тувински новый год называется «Шагаа». Оно означает « начало года». Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января - февраль). Дату праздника определяют ламы.
Шагаа праздновали 3 дня, а вот приготовления к нему начинались за 7 дней. За 3 дня до Шагаа обязательно приглашали сказочника. В сказочной форме сохранялись предания о смысле каждого года восточного цикла. Например, существует интересная сказочная версия, почему цикл начинается с года Мыши.
В ночь перед наступлением Нового года никто не ложится спать, за исключением младенцев и малолетних детей. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет.
О приходе Шагаа извещали первые лучи утреннего солнца. Увидев их, каждый тувинец чувствовал, что действительно наступил Новый год. Согласно поверью, счастье придет к тому, кто встретит восход солнца в первый день наступившего года. Все что делалось в этот день, считалось «Впервые сделанным», и это относилось практически ко всему: к первой встрече, первому слову, первому делу и т.д. В народе бытовало мнение: если в первые дни Шагаа что – то сделаешь хорошо, то и весь год будет удачным. Эта традиция жива до сих пор.
В первое утро Нового года все члены семьи облачались в новые или обновленные одежды, усаживались за первую в новом году трапезу. В новый год трапезе тувинцев преобладали вареная баранина, различные молочные продукты, разнообразная выпечка, каши и супы. Нередко в основе многих кушаний лежала идея магии плодородия. Так, пожелания достатка и богатого урожая выражалась через форму боорзаков – кусочков теста, зажаренных в кипящем масле, их круглая форма символизировала достаток и процветание.
А сейчас наш повар расскажет о национальных блюдах.
Повар: Грудинка – грудинка мелкого скота считается почетной пищей. Ее ставят гостям, приехавшим издалека, родственникам, друзьям, детям. Если нет такого случая, грудинка «тош» добыча хозяина юрты.
Ужа (курдюк) – ритуальное блюдо. Ужа самое почетное блюдо тувинцев, которое преподносится гостям, при «сватании» невесты, рождение ребенка, обряда освещения или больших праздников – самому уважаемому человеку. Вместе с ужа в большую тарелку положить голень, два самых больших ребра.
Сычужная кровяная колбаса – Блюдо из овечей крови. Его готовят в процессе разделки туши. В вымытый сычуг налить подсоленную с нашинкованным репчатым луком жидкую кровь. Сычуг нельзя заполнять кровью до краев, при варке он может лопнуть. Края устья сычуга, через которое заливаем кровь, прополоть заостренной полочкой в нескольких местах, делая «оборку». Поверх палочки положить кусок тонкого сальника и оставленной частью тонкой кишки обмотать «восьмеркой». Ее также называют мягкая сочная колбаса, также ее называют «горячая кровь». Это лакомство любят все.
Режут и едят тут же горячим.
Чай с молоком – любимый напиток тувинцев. Чай обязательно должен быть зеленым. Его варят в чугунном котле, с добавлением соли, а когда он закипает, подливают сырое молоко и доваривают. Пьют чай не только с коровьим, но и с овечьим, козьим и верблюжьим молоком. По обычаю, хозяйка наливает чай сначала хозяину, потом себе.
У праздника Шагаа есть обязательный атрибут – это особое приветствие «чолукшууру». Младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражали уважение друг к другу. И при этом говорили: «Амыргын – на, амыргын!» «Мира вам и благополучия».
1 Ведущий:
Голова года появилась, Кожа спала с головы змеи.
Окуриваю дымом можжевельника
И окропляю молоком.
Помилуй нас, тайга кедровая,
Помилуй скот мой девяти видов!
Пусть бегают козлята и ягнята,
Пусть будет изобилие молока.
Пусть разносится аромат дикого лука,
Пусть бегают жеребята мои.
Ушел за перевал Год Быка,
Пришел в аал Год Тигра.
Новый год, как и всякий праздник, был наполнен играми и развлечениями. Особо популярными были катания с горок. Это было истинное наслаждение для детей, которые с утра до вечера носились вверх и вниз. Вместо санок они использовали шкурки зверей.
2.Игра «Тевек»(почекушка). Суть игры состоит
3.Накидывание аркана на коня.
2 ведущий: Пусть колышется степь!
Все: Оршээ! (Пусть будет так!»
1 ведущий: Пусть голосятся птичьи голоса!
Все: Оршээ!
2 ведущий: Пусть болезни, хворь всякая исчезнет, чтоб люди здоровыми были всегда!
Все: Оршээ!
1 ведущий: Пусть уходят подальше все беды.
Моя тайга с высокими плечами,
Пусть все доброе приходит к нам,
Пусть не будет болезней,
Пусть не будет бедственных бурь,
Пусть будет много ячменя и проса,
Пусть дети будут здоровыми.
Заканчивается мероприятие обрядом освящения, который проводят приглашенные ламы, служители буддийской религии. После окуривания дымом можжевельника, разжигания жертвенного огня и произнесения благопожеланий приступали к обряду очищения на снегу. Все должны были весело побарахтаться в снегу, а затем отряхнуться, ритуально избавляясь, от старой грязи и говорят слова благословления.
Аал – кочевая стоянка группы юрт.
Арат – трудовой человек, скотовод.
Боорзак – кусочки теста, зажаренных в кипящем масле.
Лама – служитель буддийской религии.
Тош – грудинка
Ужа – курдюк
«РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ ПЕСНИ»
Сценарий вечера-воспоминания, посвященного 70-летию самодеятельного композитора С.К. Базыр-оола. 23 октября 2010 год.
Цель:
Воспитание интереса к эстетическому краеведению через знакомство с творчеством слепого самодеятельного композитора С.К. Базыр-оол.
Развитие навыков эстетического самообразования и художественно-исполнительской деятельности, развитие и сохранение интереса к музыкальному наследию Родины.
Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей.
На фоне хоомей звучат слова:
«Высоко, высоко под самым синим небом, окутанный стадом белых облаков, виднеется один из хребтов Западных Саян. В народе он называется «Чинге». С его серебристых вершин берет начало маленькая река Чинге, на берегу которой в юрте скотовода Базыр-оола в 1935 г. родился мальчик. Первенца назвали Солаан. Сегодня мы рады представить вам наших дорогих гостей-сестер знаменитого композитора, которые приехали к нам вместе с нами отпраздновать Юбилей Солана Кыргысовича».
Благодаря повести Черлиг-оола Чашкынмаевича мы познакомились с жизнью слепого композитора С. Базыр-оола. Эта повесть получила широкое признание благодарных читателей. Сегодня у нас в гостях поэт, прозаик, заслуженный писатель Республики Тыва Куулар Черлиг-оол Чашкынмаевич.
В 1964 году республика готовится к 20-й годовщине со дня вхождения Тувы в состав Советского Союза. Солану Кыргысовичу за подготовку смотра художественной самодеятельности присваивается звание заслуженного работника Тувинской АССР. Ему всего-навсего 29 полных лет. Работает в Домах культуры республики, сочиняет много песен, ездит с концертами по всем кожуунам. Главным помощником Солаана Кыргысовича в написании нот на его сочиненные песни становится самая младшая сестра – Чечекмаа, в то время ученица 2-го класса. Она училась в музыкальной школе по классу пианино.
У Солаан Кыргысовича любимым временем года была осень. Золотая осень. Любил слушать шуршание листьев, курлыканье журавлей. Любил березу.
Без березы не мыслю России
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы - вся Русь рождена.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Песня «Тувинская Хадын». Слова написала известная поэтесса Светлана Владимировна Козлова. По воспоминаниям Марии Кыргысовны мы узнали, что Солаан Кыргысович попросил в письме Светлану Владимировну Козлову написать стихотворение под только что написанную музыку.
Звучит песня «Тувинская Хадын» в исполнении учителей Сосновской средней школы.
Солаан Кыргысович писал песни разные и патриотические, и патетические, и детские и лирические. А следующая группа песен входит в группу веселых и задорных.
Учеба в г.Чкалове, так тогда назывался город Оренбург, Солаан получает образование по брайльской письменности, ориентиру на местности, самообслуживанию.
Завуч, заметив склонность Солаана к музыке, не послал ни в швейный цех, ни в столярную мастерскую, а прямо к преподавателю музыки Павлу Степановичу Дугарину – в класс баяна.
-Создавать музыку, нащупывая ноты на бумаге – настолько это трудная работа. Лишь по-настоящему талантливый и трудолюбивый человек может с ней справиться.
Солаан справился! Наука добытая нелегким трудом,- человеку новые крылья. Солаан начал читать книги о великих музыкантах. И так увлеченно читал, что порой забывал поесть.
- Оренбург в судьбе Солаана – это 3 года учебы, новые знакомства, добрые, милые педагоги и первая, незабываемая любовь…
В 1954 году Солаан возвращается на Родину 17-летним симпатичным, достаточно музыкально грамотным парнем. Он уже на баяне играет довольно сложные произведение Брамса, Тихонова.
В 1954-1960 гг. С.К.Базыр-оол работает в родной Чаа-Хольской средней школе учителем пения и переводчиком на уроках физии, математики, географии и истории. В тот год в школу прибыли работать много молодых учителей из разных уголков необъятной Советской страны.
Молодым учителям полюбился незаурядный. Прекрасно владеющим русским языком, играющий на разных инструментах слепой парень. Приезжие учителя стали называть его Анатолием Сергеевичем. Свое второе имя Толя он получил еще учась в Чаа-Хольской школе.
Работая в родном Чаа-Холе, в 1959 году он женился. И у него родился сын Мерген, а через 2 дня у любимого дяди Сотпа, родилась дочь. Солаан был удостоен чести в назывании дочери дяди. Он дает ей имя Уран. В порыве нежных чувств он посвящает малышам «Колыбельную».
Отдав дань уважения своему дяде, заслуженному работнику Тувинской АССР Солану Кыргысовичу, его колыбельную исполняет Урана Тюлюшевна.
Главная гордость в биографии С.К.Базыр-оола в эти годы – это его работа с детьми. Выпустил не одно поколение учеников. Где только не обучал музыкальной грамоте молодое поколение Солаан Кыргысович: в Чаа-Холе, в Шагонаре, в Ээрбеке, в Хайыракане, в Кара-Хааке.
1960 год.
Зачисление в единственном в Советском Союзе музыкальное училише для слепых. Быстро для других, утомительно долго для матери слепого сына прошли 3 года. На ее радость слепой сын закончил учебное заведение красным дипломом и вернулся домой преподавателем музыки по классу баяна. Его уже звали Солааном Кыргысовичем.
С.К.Базыр-оол… многие задаются, наверно вопросом: Как же это слепой мальчик достиг таких высот в музыкальном искусстве? Да, достиг! Благодаря упорству и труду, благодаря вере в светлое будущее, благодаря вере в свои силы, в свой ум и талант, вере в помощи и поддержке добрых людей и родственников, благодаря своей любознательности.
Велика была у мальчика тяга к знаниям. Рано проявился и музыкальный талант. Измерить радость мальчика, когда дядя Сотпа подарил ему мандолину, которая по настоящему открыла ему мир музыки. Уходили понемногу грусть и печаль, поднималось настроение, появилось и окреп интерес к жизни. Народные мелодии, он через некоторое время уже свободно наигрывал их. Любовь мальчика к музыке радовала родителей. Их страстное желание верить в благополучное будущее сына разгоняло пасмурную тьму лучами утреннего солнца, будила веру в самое главное на свете – в силу человеческого духа. Дядя Сотпа – это папа нашей Ураны Тюлюшевны.
В школу он пошел в 9-летним возрасте и к удивлению учителей и учащихся начальную школу закончил за 2 года экстерном. И с таким же успехом, т.е. отлично Солаан преодолел и семилетнее образвание.
Он показал, какие возможности скрыты в человеке. В лютый мороз 25 декабря 1952 года отправят его в Оренбург, в школу для слепых детей, где он совершит чудеса. Таким был он талантливым. Дорогу в Оренбург Солаан Кыргысович назовет «дорогой в мир книги, в мир знаний».
Солаану везло на добрых и хороших людей! Встреча с композитором Лаптан и слепым музыкантом Василием Сергеевичем Безъязыковым в Чаа-Холе родила сильную мечту в сердце Солаана. А слова знаменитых музыкантов: «Да, он создан быть музыкантом!», «У него абсолютный слух. Он должен быть музыкантом», - окрылили его надеждой.
Может быть, именно добрые детские воспоминания родили такие добрые, красивые детские песни
«
С.К. Базыр-оол – слепой музыкант, самодеятельный композитор, преподаватель музыки, участник фестивалей разного уровня, Заслуженный работник культуры Тувинской Автономной ССР, любимец народа республики середины ХХ столетия.
Солан Кыргысович Базыр-оол человек уникальный, он своим жизнелюбием и работоспособностью всем показал самый незабываемый пример, как ценить и любить жизнь, несмотря ни на какие трудности. Он был инвалидом детства, и даже невидя окружающий себя мир, его красоту он прекрасно умел чувствовать и передавать через музыку людям, живущим рядом с ним, смог оставить след своего творчества.
Он родился первенцем в семье аратов Кыргыс Базыр-оол и Часкалбаа 3 сентября 1953года в местечке Урбюн, что ниже устья реки Хечик на противоположной стороне реки Енисей.
В школу он пошел в 9-летнем возрасте и к удивлению зрячих детей обогнал их по всем предметам на «отлично». Начальную школу окончил экстерном за 2 года. С таким же успехом преодолел и семилетнее образование в обычной школе. В отличии от одноклассников его изложения и диктанты были устные, и при этом он не допускал ни орфографических, ни стилистических ошибок. На школьных вечерах любил танцевать, петь под аккомпенемент на мандолине, балалайке, гармонии и баяне. Мелодии песен подбирал на слух.
Талантливого, не по возрасту рассудительного юношу отправляет на учебу в специализированную школу в город Чкалов (ныне Оренбург), где он получает образование по бральской письменности, ориентиру на местности, самообслуживанию. 17-летним, очень симпатичным, достаточно музыкально грамотным парнем он возвращается в Тыву.
Вскоре его приглашают работать в Чаа-Хольскую школу переводчиком уроков физики, математики, географии, истории. Так как работало очень много молодых учителей из разных уголков Советской страны.
В 1954 году написал свою первую песню «Черемуха» на стихи Ю. Кюнзегеша.
В 1960 году он поступает в единственное музыкальное училище г.Курска для слепых. Обучался три года и закончил его с красным дипломом.
В 1963 году его направляют работать в детскую музыкальную школу г. Шагонара. Семья переезжает с ним. Он написал много песен. Среди них лирические, патриотические, детские. Особо надо отметить детскую песенку «Арыкчыгаш», «До-ре-ми-фа-соль-ля–си».
Одним из источников вдохновения была активная переписка с понравившимися ему поэтами-песенниками. Под его диктовку письма писали сестры, например, к Козловой С.В. А поэты писали стихи на уже имеюшуюся музыку.
Солаан Кыргысович Базыр-оол создал несколько десятков песен, часть которых печатались в выпущенных Тувинским книжным издательством сборниках песен. В 70-х годах выпущен сборник его песен «Уттундурбас час».
Очень популярными стали песни на слова народного писателя Тувы С.Б.Пюрбю «В осеннем саду» и «Арыкчыгаш».
27 декабря он умирает, оставив за собой светлую память.
22 декабря 1995 года к 60-летнему юбилею торжественно присвоено его имя Дому культуры п. Каа-Хем и Очень популярными стали песни на слова народного писателя Тувы С.Б.Пюрбю «В осеннем саду» и «Арыкчыгаш».
- Музыкальная культура сибири
- 1. Коренные народы Красноярского края Численность и расселение
- 2. Музыкальная культура Тувы в 20 столетии
- 3. Музыкальная культура тюрков в современном мире (краткий обзор)
- 4. К истории музыкальной культуры Тувы
- 5. Тувинская культура на современном этапе
- 6. Группа "Ят-Ха". Тува (материал из интернет-сайта группы)
- 7. Из истории музыкальной культуры Хакассии Легенды и мифы в современном мире
- 7.1. Миф о происхождении комуза
- 7.2. II международный симпозиум по чатханной музыке и горловому пению в Хакассии
- 7.3. Фестиваль «Саянское кольцо» и народная музыка
- 8.Мировоззрение хакасов
- 9. Роль традиционного мировоззрения в становлениии хакасской литературы
- 10. Хакасское музыкальное творчество Учебно-методическое пособие для преподавателей музыки
- 11. Современная Хакассия По материалам интернет-сайтов
- 12. Самодийская мифология
- 13. Традиции: праздники обряды. Сценарии (Тува)
- 14. Хоомей (к постановке вопроса)