logo search
Селькупы. Традиционное мировоззрение. Духи

Глава II. Традиционные представления селькупов. Духи

Духи в современном сознании воспринимаются как бесплотное существо, зачастую пугающее и враждебное. По верованием же селькупов, наряду с материальном миром живых людей существовал невидимый мир духов, или лозов, как они их называли. Лозы имели возможность пребывать в невидимом состоянии, но могли и принимать материальный облик, при этом иногда даже фантастический. Духи не только ели и пили, как и живые люди, но даже могли умирать. Именно такое представление появилось на ранних этапах развития этого понятия (Е.Д. Прокофьева, 1976).

Сравнительная оценка Юнгом души и духа по основным своим параметрам, в общем, соответствует языческому пониманию соотношения этих двух главных анимистических категорий. По представлениям сибирских язычников, практически каждый богочтимый дух порождается той или иной конкретной человеческой душой (Юнг, 1996).

Лозы имели доступ в другие «миры», именно поэтому они и имели власть над человеком, его будущим и судьбой. Прокофьева в своей статье «Старые представления селькупов о мире», говоря о «мирах», по которым путешествуют лозы, устанавливает вертикальную ориентацию строения мира. М.Ф. Косарев же, в начале своей книги делает предположение, что не исключено, что мы сами домысливаем многое. В селькупских же сказаниях, песнях и шаманских призывах нет «связно оформленных концептуальных идей» насчет строения мира.

Духи были не только злыми, но и добрыми, помогающие людям в охоте, рыбалке и т.д. Но у духов так же, как и у людей могло меняться настроение, именно поэтому их нужно было задобрить. Эти духи были хозяевами леса, водного мира; облик их соответствовал среде их обитания - рыбы, звери, птицы.

В изготовление изображений духов селькупы пользуются двумя идеями: духи материалы, у них есть тело, соответствующее образу духа (деревянному или железному, антропоморфному или зооморфному); душа-дух нематериальна, но без тела не существует, она будет обязательно «привязана» к материальному телу (Степанова, 2007).

Все изображения хранятся в священных местах - родовых амбарах, под священными деревьями на лесных святилищах, «на вышках» - чердаках домов или в хозяйственных свайных амбарах, в ящиках, лукошках, женских сумках, «женских углах», в шаманских и женских нартах, а священном месте чума за очагом и т.д. (Степанова, 2007).

Степанова в «Традиционном мировоззрение селькупов» разделила существующие изображения духов на 4 категории:

1. Изображения домашних/семейных духов-предков, которые покровительствовали семье. Эта группа так же была разделена на 3 разряда с нечеткими границами:

a) Изображения личных духов-охранителей человека;

b) Изображения духов, изготовляемые по случаю смерти члена семьи;

c) Изображения духов, изготовляемые по случаю болезни члена семьи.

2. Изображения общеродовых и общеплеменных духов;

3. Изображения духов - хозяев мест;

4. Изображения шаманских духов.

В этом исследовании основной темой будет именно группа духов - хозяев мест и основных «стихий» (огонь, вода).