logo search
Русская народная вышивка

3 Значение цвета в вышивке

Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.

Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы используют золотой, а также черный (или синий).

Белый - чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.

Красный (или золотой) - цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести … Это мужской, сильный цвет;

Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое.

Черный - связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых людей.

Символизм цвета, как и символизм образов в русском декоративно-прикладном искусстве тесно связан с представлениями наших предков об устройстве мироздания, о месте, роли в нем человека

4 Краткая технология выполнения некоторых видов вышивки

Полукрест, который также называют росписью, представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Выполняется полукрест в два хода. Первый ход идёт слева направо, для его выполнения прокладываются диагональные лицевые стежки по счёту ниток. На изнаночной стороне ткани получаются такие же стежки, но наклонённые в другую сторону. Для выполнения второго хода нужно работать в обратном направлении. Необходимо заполнять промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов первого ряда стежков.

Разновидности шва «полукрест»:

а -- чешуйка;

б -- клетка;

в -- шашечки;

г -- кустики;

д -- птичка

Крест нужно выполнять двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. На изнанке ткани должны проходить ровные прямые полосы, располагающиеся в одном направлении, они могут быть вертикальными или горизонтальными. Чтобы рисунок получался красивым, стежки креста сначала нужно делать в одном направлении, а затем в противоположном направлении перекрывая первые стежки (схема а).

Если крест вышивается по вертикали, то надо сделав один стежок снизу вверх на изнанке ткани перейти прямо вверх и, проколов иглу на лицевую сторону, нужно сделать косой стежок вниз налево. Сделав на изнанке прямой стежок кверху, нужно перейти к образованию третьего креста (схема б).

В некоторых случаях требуется вышивать крест по диагонали (схеме в).

Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка - от края к центру, в листьях - к середине, в направлении жилок (а). Чтобы в цветке все стежки были расположены к центру, надо менять их длину, располагая их в следующем порядке: один или два длинных, один короткий и т.д.

Крупные листья полностью не зашивают, такую гладь еще называют краевой (б). Стежки выполняют разной длины, направляя их от края к середине.

Среднюю жилку выполняют стебельчатым швом

Травку и веточки вышивают стебельчатым швом и петельками с прикрепками. При выполнении веточки следят за тем, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, а концы каждой петельки сходились в одной точке.

Подготовка к вышиванию

Перед началом вышивания следует вымыть руки с мылом, чтобы вышиваемое изделие не пачкалось. С этой же целью на колени нужно положить белую ткань, а при длительном выполнении вышивания рекомендуется хранить изделие в куске белой ткани.

Вышивая, сидеть надо прямо, прислонившись к спинке стула. Под ноги ставят небольшую скамеечку. Вышивать лучше в дневное время, а вечером можно работать при свете настольной лампы, направляя его на вышивку с левой стороны. Комната должна быть проветрена. Через каждые 40--50 минут работы необходимо делать перерыв на 5--10 мин, чтобы не утомляться.

Правила безопасной работы во время вышивания.

При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму. Иглы и булавки хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу. Работая с булавками (при перебивке рисунка), вкалывайте их в ткань от себя. Рабочую нить отрезайте ножницами. Острые концы ножниц не подносите близко к лицу.

Закрепление нити

Концы нитей нужно закреплять. Ни в коем случае не следует делать узелки. Нити закрепляются в стежках, которые образуют линию, например в местах входа иглы в ткань в нескольких последних стежках. Эти стежки будут началом обратного ряда, образуя линию. Для вышивания крестом достаточно закрепить нить в 2-3 последних стежках, точно в местах пересечения нитей.

Альтернативный способ: нужно одинаково закрепить нить в начале и конце на изнаночной стороне вышивки, протянув их в соединительные стежки.

Существует еще третий способ, состоящий из комбинации двух предыдущих техник закрепления нитей.

Длина нити при вышивании

Нить должна быть очень длинной, чтобы она сохранила свой первоначальный вид, а поверхность вышивки имела аккуратный и привлекательный вид. При работе с хлопчатобумажной нитью, типа мулине, пользуются нитью в 2-3 сложения, для этого отрезают нужное количество нитей подходящей длины и продевают одновременно в ушко иглы. При работе с шелковыми нитями сначала отмеряют подходящую длину нити, потом уже отрезают.

Изнаночная сторона вышивки

Изнаночная сторона вышивки будет безупречной только в том случае, если Вы будете правильно и аккуратно выполнять все рекомендации учебного курса. Внимательно изучив курс, Вы сумеете самостоятельно выбрать способ расположения стежков на изнаночной стороне изделия и безупречно выполнить вертикальные и диагональные соединительные стежки.

Обметывание

Чтобы ткань по краям не осыпалась, перед началом работы ее необходимо обметать швом или обклеить скотчем.

Кромки

Для того чтобы обработать край изделия, нужно всегда прежде всего обрезать тканую кромку. Так как после стирки кромка деформируется, ее лучше срезать со всей ткани, а не только вдоль вышивки.

Счетные схемы

Счетная схема служит основой для работ, выполняемых крестом. Каждый цвет обозначается определенным символом. Каждые 2 стежка, образующие крест, обозначаются определенным символом цвета. Если участок вышивается одним цветом, указывается не каждая отдельная клеточка, а весь участок очерчивается линией и внутри такого участка обязательно стоит число или значок, обозначающий его цвет.

Каждая клеточка счетной схемы, находящаяся внутри участка, отмеченного значком цвета, обозначает стежок крестом указанного цвета. Отдельные клеточки или маленькие участки поверхности, которые не отмечены значком цвета, остаются не вышитыми, образуя фон вышивки из ткани.

Размещение рисунка

Сначала нужно найти середину ткани, сложив ее аккуратно по прямой нити вчетверо. Для этого необходимо точно совместить кромки ткани и линии среза. Затем приложить сгибы и разместить сметочными стежками линии середины. Пересечение этих нитей является серединой счетной схемы. При размещении рисунка следует обязательно учесть припуск на подгибку.

Изготовленные изделия: Вышитые панно

Изготовленные изделия: Русский народный костюм Орловской губернии