1 История традиционной русской вышивки
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.
Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
Вышивка выполнялась крестьянками по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой ткани -- росписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до середины XIX века была распространена роспись (полукрест) - двухсторонний шов с красным узором (линейные стежки) по белому фону; в центре изображалась женская фигура или древо, по бокам -- всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губерниях чаще всего использовалась цветная перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов. В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губерниях вышивали в основном белой строчкой, с введением цветных нитей в разнообразные узоры.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.
С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами… В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.
Первый сюжет русской народной вышивки - дерево, оно - и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево - не только лодка, тележка, игрушка, не только предметы быта и искусства. Дерево - это образ мира и образ мышления. Первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево - это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Дерево являло собой мироздание. Корни - это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне - небо.
Дерево олицетворяет еще и мир с природой, ибо человек еще не взял в руки оружие, топор, камень, не начал охоту на зверя. Он собирает плоды, он в союзе с природой. Но вот человек постепенно становится охотником, и его кормильцем становиться зверь. Одним из первых животных, судя по многочисленным следам, оставленным в фольклоре, обрядах, в вышивке был олень. Культ оленя был распространен очень широко. Олень - знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, - сюжет женского кокошника. Он был не только знаком неба, но и знаком - матери и дочери, рожающих все живое на земле.
Рожаницы - древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода. Почитались с позднего Каменного века (7 тыс.-4 тыс. лет до н.э.) Олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы. Символ женского плодородия. Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины, в виде двух оленей, или рогатых женских фигур.
Шло время, и человек постепенно начал понимать, что зверь, животное не так всемогуще, как ему казалось многие века. Сила природы, сила солнца, сила весны, тепла, дождя оказались для хлебопашца и скотовода куда большей властью, чем власть зверя, которая не могла помочь ему выращивать и собирать урожай. Но эту власть и силу нужно было воплотить во что-то, что было ведомо человеку. И человек наделил эту силу человеческими чертами. В первую очередь олицетворением этой плодотворящей силы стала женщина, так как много было общего у природы и земли, которые кормили, заботились, рожали хлеб, с женщиной, которая тоже давала жизнь, кормила человека и выращивала своё дитя. Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. Как земля умножает зерно, так женщина родит человека. Мать сыра земля - это земля, политая дождем и дающая хороший урожай, несущая в себе реки и воды. Мать и земля - синонимы в восприятии нашего далекого прапредка. Отсюда и место, где живет род - родина - женского рода.
Все магические обряды, связанные с женским божеством преследовали цель получения хорошего урожая, размножения стада, выживания племени. Еще позже, когда возникает необходимость объединения племен в государство возникает имя женского божества Макоши. Она является единственным божеством женского пола. В этом сюжете в центре находится Макошь. По бокам всадники на коне с сохой или бороной. Этот сюжет отражает обряд Встреча весны.
Один из распространённых сюжетов - трёхчастная композиция расположения женских фигур. Она имеет два основных варианта. На одних вышивках персонажи поднимают руки вверх, к небу, на других подчеркнуто опускают руки к земле, вниз. Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи» небесной благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай. Такая последовательность повторов фигуры женщины напоминает многократною молитву на урожай.
Частым сюжетом русской вышивки является конь. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо - равнозначные знаки солнца и тепла. Вернемся опять к "троице" русской народной вышивки, посередине женщина, справа или слева же от нее - кони или конники. Конники - знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами. С плодородием были связаны боги по имени опять же Род, Даждьбог, Ярило и Велес.
Даждьбог - Солнечный Бог, "Податель всех благ", Бог Белого Света и Солнечного тепла. Огромный всадник занимает всё пространство Небесного свода, достигая головой края вышивки. Так показана его божественность. Его солнечность показана солярными символами с восемью лучами. Бога окружают женщины с солнечными дисками. Два диска, как бы проходящие сквозь женщину, подчеркивают движение Солнца. Эти солнечные женщины олицетворяют Утреннюю Зарю и Вечернюю Зарю, а полдень, апогей Солнца, олицетворен здесь самим солнечным Даждьбогом. Под брюхом коня изображен символ плодородия, которое Бог Солнца даёт всему Свету.
Птица - один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета - петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове - символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце - знак памяти об усопших, символ души, вестница иного мира. Они же знак хорошего урожая.
Таким образом, в вышивках отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.
Кисть человеческой руки - ладонь с пятью пальцами - еще со времен палеолита стала одним из наиболее распространенных символов. Недаром во многих архаических языках слово "человек" означает цифру 5, то есть руку с пятью ее пальцами. В русском языке слово "рука" нередко используется со значением "власть". У старинных русских рубах особенно богато отделывались вышивкой рукава. Многозначный заклинательный орнамент опоясывал не только края рукавов - он покрывал и характерные для них нашивки на плечах, а под мышкой вшивался клин из яркой материи. Это происходило от желания не просто украсить вещь, а придать ей нужное качество: по языческим представлениям рука обладает не только физической, но и магической силой, поскольку в мифологическом мышлении различия между естественным и сверхъестественным не существует. Открытая ладонь повсюду служит знаком защиты и добрых намерений.