logo search
Полярный – колыбель Северного флота

Военное положение

Великая отечественная война 1941-1945 годов вписала в летопись города Полярного золотые страницы воинского героизма, стойкости и отваги. Первая весточка о войне пришла в город Полярный еще 17 июня 1941 года, когда над бухтой в городе Полярном появился самолет с фашистскими опознавательными знаками. В следующие за 17 июня дни количество самолетов, кружащих над Кольским полуостровом, увеличилось. На флоте была объявлена повышенная боевая готовность.

Утро 22 июня разбудило город Полярный ревом фашистских самолетов и громом взрывов бомб. Но Полярный встретил войну мужественно и сурово, как подобает настоящему городу-воину. Уже 22 июня 1941 года началась мобилизация жителей и судов гражданских ведомств. В состав Северного флота вошли корабли морпогранохраны и НКВД. С этого же времени начала работать комиссия по приему мобилизованных оборудованных судов. В Баренцево море вышли на боевые позиции подводные лодки и сторожевые корабли.

29 июня 1941 года немецко-фашистские части предприняли массированное наступление на Мурманском направлении. Им удалось прорвать фронт и начать движение на губу Западная Лица, которая находилась всего в 30 километрах от главной базы Северного флота. Моряки - североморцы, добровольно перешедшие с кораблей в части морской пехоты, сыграли важную роль в отражении наступления противника и закреплении советских войск на рубежах реки Западная Лица. Здесь образовался плацдарм, с которого в сентябре 1944 года началось активное наступление и освобождение Кольской земли от захватчиков.

Неоспорим исторический факт, что в годы этой кровопролитной войны Полярный стал единственным из главных военно-морских баз флотов СССР (в его прифронтовой части), который фашистам не удалось захватить. По улицам города Полярного прошли ноги только плененных оккупантов.

С первых дней войны Северным флотом командовал контр-адмирал (с сентября 1941 года вице-адмирал) А.Г.Головко. Основные силы флота были направлены на авиационную и артиллерийскую поддержку войск 14-й армии, перевозку боевой техники, боеприпасов и продовольствия. Под руководством этого талантливого Командующего Северный флот сыграл решительную роль в отражении наступления фашистских войск на Мурманск и в обороне побережья Баренцева моря.

Флот, главная база которого располагалась в городе Полярном, планировал и проводил операции по охране союзных конвоев, идущих в Мурманск и Архангельск, а также по нарушению морских перевозок противника. В этих ответственных операциях принимали участие фактически все рода ВМФ - подводные и надводные корабли, авиация, противовоздушная оборона, разведка, службы наблюдения и связи.

Благодаря успешной защите своих караванов судов, идущих с техникой, оружием, снарядами, обмундированием и продуктами, СССР получил значительную помощь в оснащении своих вооруженных сил необходимым. Зачастую транспорты, шедшие из Великобритании, США и Канады в Мурманск и Архангельск, ждали возможности перехода именно у причалов города Полярный. Здесь они получали возможность провести небольшой ремонт, экипажи отдыхали и даже получали в госпитале необходимую медицинскую помощь. В городе располагалась и английская дипломатическая миссия.

В ходе войны командованием Северного флота были выработаны и применялись новые формы и методы ведения вооруженной борьбы на море: проведение разнородными силами операций на коммуникациях противника, использование подводных лодок методом нависающей завесы, применение авиацией топ-мачтового бомбометания и низкого торпедометания.

Уже 23 июня 1941 года зенитчики 581 батареи, которой командовал лейтенант В.З.Стебенев, первыми на Севере открыли боевой счет, сбив над городом вражеский «Хейнкель-111». За годы войны в окрестностях города Полярного нашли свою могилу 45 фашистских стервятников.455 воинов-зенитчиков за боевые заслуги в годы Великой отечественной войны награждены орденами и медалями Советского Союза.

Активное участие в боевых действиях на море принимал личный состав дивизиона тральщиков. Выполняя боевые операции, корабли прошли 292 тысячи миль, в том числе 23 тысячи с тралами в ходе боевого траления. В ноябре-декабре 1943 года тральщиками отконвоировано в порты Белого и Баренцева морей 8 конвоев по 45-50 транспортов в каждом, выведено и экспортировано на коммуникации Кольский залив - Белое море 16 конвоев. За период с октября 1943 по май 1945 годов кораблями дивизиона вытралено 407 мин и минных защитников, обнаружено и потомлено 7 немецких подводных лодок, отражено 5 массированных атак самолетов и 130 атак подводных лодок.

Командиру тральщика Т-115 капитану-лейтенанту А.И.Иванникову присвоено звание Героя Советского Союза. Морякам - противоминникам вручено 16007 орденов и медалей. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, дивизион награжден Орденом Боевого Красного Знамени.

Главная тяжесть борьбы на морских коммуникациях противника легли на подводные силы флота, которые базировались в городе Полярном. В годы Великой отечественной войны подводные лодки были основной ударной силой Северного флота. Они срывали снабжение германских войск в Северной Норвегии, топили боевые корабли и суда противника, осуществляли разведку и минные постановки, высаживали разведывательно-диверсионные группы в тыл врага.

14 июля 1941 года подводная лодка Ш-402 под командованием старшего лейтенанта Н. Г. Столбова открыла боевой счет советских подводников, потопив торпедным залпом в гавани Хоннингсвог немецкий транспорт водоизмещением 6000 тонн. Легендарный экипаж этой лодки совершил 16 боевых походов и потопил 12 кораблей и судов противника.

10 сентября 1941 года подводная лодка К-2 (командир капитан 3 ранга В.П.Уткин) первой на флоте произвела минную постановку, а 19 сентября первой в ВМФ применила артиллерию, потопив крупный транспорт противника. При возвращении лодки в базу был произведен холостой выстрел из пушки в знак этой победы, что послужило началом традиции подводников салютовать, возвращаясь из походов, возвещая выстрелами о количестве потопленных вражеских кораблей.

5 июля 1942 года подводная лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Н.А.Лунина проникла в пределы охранного ордера из вражеских кораблей, атаковала и повредила германский линкор «Тирпиц», после чего флагман эскадры был вынужден вернуться на свою базу и отказаться от охоты за кораблями каравана РQ -17. За этот и другие подвиги подводная лодка К-21 была награждена Орденом Боевого Красного Знамени.

24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с немецкими захватчиками, проявленные при этом героизм, доблесть и мужество бригада подводных лодок была награждена Орденом Боевого Красного Знамени. Семь подводников: И.В.Колышкин, Н.А.Лунин, И.И.Фисанович, В.Г. Стариков, М.И.Гаджиев, Г.И.Щедрин, И.Ф Кучеренко - были удостоены звания Героя Советского Союза.

До конца 1944 года отряд Леонова располагался в городе Полярном, отсюда уходил на боевые операции в тыл врага. Здесь члены отряда проводили свои тренировки и проходили курс лечения после ранений. Отсюда отряд отправился и на самые известные истории операции - рейд на мыс Крестовый в Печенгской губе и захват вражеских батарей, блокировавших вход в Петсамо, а также на мыс Могильный.

Только за первый год войны в военно-морской госпиталь поступило 2028 раненых бойцов. На Северный флот прибыло много женщин-добровольцев, которые самоотверженно трудились по излечению бойцов в госпитале. На каждую медсестру приходилось до 150 раненых. Они выполняли и работу матросов, носили, мыли раненых, чинили белье, разгружали баржи с углем.

В первые дни войны было эвакуировано почти все гражданское население города Полярного. В первую очередь отправлялись неработающие женщины, дети и старики. В городе остались военные, жены некоторых офицеров, врачи. Неоценим вклад в победу над врагом гражданского населения города Полярный, которые также приближали общую победу над врагом. Они создавали оборонительные рубежи, работали в механических мастерских, выхаживали больных и раненых, работали в колхозе в селе Белокаменка, чтобы обеспечивать вместе с союзниками питание армии и флота. Заготавливались грибы и ягоды, хвойный экстракт для медиков. Вражеской авиацией были разрушены жилые дома. Круглые сутки проводилась маскировка военных объектов завода и города. Производилась разборка завалов после воздушных атак. Хлеб рабочим выдавали по карточкам. Питание было скудным. Но большая ответственность стимулировала каждого жителя военного города Полярный к самоотверженному труду для приближения Победы.

Несмотря на постоянные бомбежки, в городе было спокойно, соблюдался порядок. От воздушных налетов укрывались в бомбоубежищах. Действовал комендантский час. Ковалась Победа и в судоремонтной мастерской «Красный Горн». Острая нехватка оборудования и инструмента в военные годы компенсировалась выдумкой работников мастерской, большим подъемом рационализаторской работы. Были освоены новые операции: фрезерование винтовых шестерен, выпуск кулачковых муфт для линии гребного вала, изготовление ленточных пил из пружинной стали и напильников из отходов котельного производства. На «Красном Горне» был налажен выпуск ручных гранат типа «Лимонка», которые отправлялись краснофлотцам, воюющим в составе 14-й армии в районе полуостровов Средний и Рыбачий. До минимума сжимались сроки выхода из ремонта кораблей с «Красного Горна». Корабли выходили из ремонта с большим опережением графиков. Только за 1944 год на «Красном Горне» было отремонтировано 57 подводных лодок и 74 надводных корабля. С риском для жизни, работая самоотверженно, судоремонтники извлекали из помятых кораблей заклиненные торпеды. Качество ремонта всегда было отличным. Судоремонтники помнили, что в их руках находится судьба военных моряков. Всего за годы Великой отечественной войны на судоремонтных мастерских «Красный Горн» было отремонтировано 248 подводных лодок, 134 надводных корабля. За героический труд в годы Великой отечественной войны 70 работников мастерской были удостоены государственных наград - орденов и медалей Советского Союза.

За заслуги перед Отечеством судоремонтный завод был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени. Годы Великой отечественной войны, вобравшие в себя самые тяжелейшие испытания и боль нашей страны, тем не менее, стали временем творческого расцвета города Полярного.

В Полярном в годы войны и после нее находились редакция и типография газеты Северного флота «Краснофлотец». С изданием сотрудничали такие мастера слова, как Б.Лавренев, И.Шток, Д.Ковалев, Б.Ярлинг, С.Алымов, которые называли себя «фронтовым братством».

Здесь родилось классическое произведение В.Каверина «Два капитана». Здесь снимались художественные фильмы «Повесть о неистовом», «Правда лейтенанта Климова», «Командир счастливой «Щуки», «72 метра», «Первый после бога», многие документальные кинокартины. Отсюда берут начало многие произведения писателя Н.Черкашина.

Значение города Полярного в Победе над фашистскими захватчиками в Великой отечественной войне неоспоримо. Велика заслуга и каждого, кто воевал в этой страшной бойне. В городе до сих пор свято почитаются боевые традиции моряков-североморцев. При войсковых частях, в школах созданы музеи боевой славы. В городском историко-краеведческом музее военной летописи посвящены многочисленные экспозиции, собран большой исторический материал. Администрацией подготовлены и выпущены книги о славных страницах истории, связанных с годами войны.

Подвиг тех, кто не щадил своей жизни, воюя с захватчиками, в городе помнят. Имена многих героев Великой отечественной войны увековечены в названиях улиц и площадей. В городе есть улицы: Лунина, Видяева, Красный Горн, Старикова, Гаджиева, Гандюхина, Котельникова, Сивко, Фисановича, Душенова, Моисеева, Героев «Тумана», Героев Североморцев.

В городе создана Аллея Славы, где каждому Герою Советского Союза, получившему Звезду Героя в городе (а их 30 человек), установлена памятная доска. Детско-юношеская спортивная школа носит имя разведчика Леонова.

В городе создан поисковый отряд «Память». Поисковиками поднято с полей сражений и предано земле более тысячи отдавших свою жизнь за Отечество. 46 защитников Родины вновь обрели свое имя. Отряд отреставрировал и установил вновь 17 памятников героям войны.