Введение
женский костюм ткань музей
Костюм доиндустриальных (традиционных) обществ -- один из значимых элементов человеческой культуры, отличающий человека от высших животных. Не случайно в ряде древних мифологий при создании самих людей Творец выступает как первый закройщик; одежда первых людей также создается Богом. У других народов, напротив, секрет изготовления одежды крадется героем у демонов.
Костюм во все времена был сложной знаковой системой и давал опытному наблюдателю обильную и разнообразную информацию о хозяине (даже когда его видели издалека, со спины, если не разговаривали с ним и т.п.), часто заменяя обширное современное личное досье. Костюм был символом не только отдельного человека, но и целого народа, причем в сознании людей были принципиально важны незначительные для современного наблюдателя детали (так, китайцы вначале делили мир на свою, цивилизованную нацию и окружающих «варваров», которые запахивают халат не слева направо, «как положено», а наоборот).
Костюм выполнял несколько функций:
социальная (половозрастной, сословный, профессиональный, этнический и конфессиональный определитель и объединяющий подобные группы фактор; показатель личных заслуг и престижа; хранитель серии наиболее ценных вещей хозяина);
биологическая (защита от погодных условий и сексуальных домогательств, привлечение внимания партнера к достоинствам женской фигуры);
сакральная (магическая защита хозяина, обеспечение плодородия, модель мироздания, знак приобщенности к определенным обрядам);
эстетическая (воплощение эстетического идеала народа и личных вкусов заказчика и/или мастера; костюм был одной из основных сфер приложения труда ювелиров, высококвалифицированных ткачей и вышивальщиц)
ролевая (демонстрация статуса носителя в различных ситуациях).
Костюм дает ценнейшие (часто незаменимые) сведения о происхождении, культурных связях и эстетических идеалах отдельных народов, являясь важным историко-культурным источником.
Изучение истории древнего костюма - это источник полезных сведений и вдохновения для современных модельеров, кино- и театральных художников, ювелиров, искусствоведов, вызывает большой интерес и у широкой публики.
Эта область знаний является важным элементом в педагогике. Воссоздание облика прошедших эпох для детей немыслимо без предметного ряда - какими орудиями труда пользовались представители различных народов и исторических эпох в повседневной жизни, каковы были их бытовые вещи, посуда, и конечно - одежда.
Ярким явлением в мировой культуре является серия этнических костюмных комплексов различных народов древности и средневековья, в частности, эпохи бронзы на Южном Урале. Начиная с середины 80-х годов XX века история южноуральских степей эпохи бронзы прочно входит в круг весьма значимых и авторитетных исследований в мировой археологии. Исследование археологических памятников «Страны городов» (Аркаима, Синташты, Устья и др.), могильников этой эпохи ведется на самом современном уровне, с привлечением специалистов в различных областях знаний. Накоплено большое количество информации, позволяющей судить не только о материальной культуре, но и о повседневной жизни, социальной организации, духовной культуре этого общества. Сделаны попытки реконструкции различных сфер материальной и духовной жизни населения степной зоны Южного Урала эпохи бронзы - гончарства, ткачества, металлургии, военной организации, транспорта.
Актуальность работы определяется также использованием данного материала в музейной педагогике. Основным содержанием работы краеведческих музеев с момента их создания и до настоящего времени является сохранение природного и культурного наследия края и популяризация научных знаний в области его изучения.
В Челябинском государственном краеведческом музее с 2006 г. существует подразделение «Экспозиция «Детский музей». В экспозиции в доступной для детей форме представлены сведения и предметы, иллюстрирующие историю Южного Урала с древнейших времен до начала XX в. Коллектив «Детского музея» видит главную цель своей работы в формировании у детей и подростков, родителей и педагогов представлений о том, что изучение своего края - это интересное и увлекательное занятие, а посещение краеведческого музея - это хороший способ проведения учебных занятий и семейного досуга. Постоянная экспозиция и выставки детского музея призваны стимулировать познавательный интерес и познавательную активность детей и подростков и могут играть важную роль в формировании у маленьких посетителей научной картины мира.
Основополагающим принципом работы является историческая достоверность материала, представляемого посетителям. Именно поэтому сотрудниками «Детского музея» разрабатываются и изготавливаются костюмы различных исторических эпох, максимально соответствующие прототипам по материалу, крою, расцветке, способу ношения.
В числе различных предложений «Детского музея» существует цикл занятий для школьников 5-6 классов «Наш край в далеком прошлом», предусматривающий 3 занятия. Второе занятие посвящено эпохе бронзы на Южном Урале. Сценарий занятия предусматривает знакомство с подлинными предметами, найденными во время археологических раскопок на памятниках эпохи бронзы Южного Урала, основными технологическими достижениями (металлургия и металлообработка, гончарство, ткачество и др.), хозяйственной деятельностью, общественной организацией и духовной жизнью людей той эпохи. В сценарий включено театрализованное представление, в котором концентрированно представлены различные аспекты жизни южноуральцев 4000 лет назад. Одним из персонажей театрализованного представления является девушка-невеста. Особое внимание посвящено ее костюму, поэтому чрезвычайно важно, чтобы он не был сценическим костюмом, а максимально соответствовал историческому прототипу. При всей условности театрального искусства, историческая реконструкция требует максимальной достоверности костюма.
В этой связи возникает проблема возможности воссоздания одежды местного населения эпохи бронзы. Воссоздание костюма решается методом моделирования, то есть создания копии, которая в какой-то степени соответствует древнему оригиналу.
Источником реконструкции являются материалы погребений эпохи бронзы, относящиеся к кругу синташтинских, петровских, алакульских памятников Южного Урала и Северного Казахстана, а также этнографические материалы. Среди исследователей одежды эпохи бронзы Южного Урала существует понимание общего облика костюма - платье длиной до или чуть ниже колена, штаны и некая распашная верхняя одежда типа кафтана или куртки. [6, с. 94] Материалов для более полной реконструкции недостаточно.
Наиболее разработанным является направление реконструкции головного убора женщины эпохи бронзы. Существует несколько вариантов, представленных различными исследователями [17, с. 15-49].
Основной проблемой реконструкции костюма эпохи бронзы Южного Урала является плохая сохранность текстильного материала в погребениях. Текстиль в почвах практически не сохраняется, разрушаясь в процессе археологизации. Судить о конструктивных особенностях одежды возможно только по следам украшений, которые не подверглись полному разрушению (бронзовых бляшек, пастовых бус, клыков животных). Текстиль в погребениях сохранился лишь в небольших фрагментах.
В своей работе мы исходим из следующих положений, которые считаем доказанными археологами, исследовавшими остатки текстильных изделий эпохи бронзы [6, 17].
Использование текстильного сырья растительного и животного происхождения (волокон растений и шерсти животных).
Широкое распространение таких методов обработки волокна, как плетение, витьё.
Существование ткачества на простейших ткацких устройствах типа дощечек (карточек), берда, вертикального ткацкого стана.
Обширные навыки декорирования одежды различными способами - бисероплетения, вышивки и др.
Использование натуральных красящих веществ для окраски текстильного сырья и изделий. Э. Усманова отмечает, что окрашивание могло происходить на разных стадиях изготовления текстиля - исходного сырья, пряжи, первичного текстиля (ткани), готового изделия. [17, с.102]
Цель нашего исследования - анализ форм традиционных женских костюмов различных народов и конструирование на этой основе костюма женщины эпохи бронзы Южного Урала.
В ходе работы нами решались следующие задачи:
Проанализировать по археологическим и этнографическим данным крой костюма у народов, генетически и территориально приближенных к населению южноуральских степей эпохи бронзы.
Выявить возможные варианты кроя костюма в бронзовом веке, выбрать из них наиболее удобный в технологическом отношении.
Выявить и воспроизвести технологические особенности изготовления костюма (особенности выбора материала, окраски, кроя, сборки, швов и т.п.)
Изготовить костюм женщины эпохи бронзы Южного Урала.
Разработать предложения по применению костюма в музейных занятиях, по использованию его в выставочных проектах, музейных абонементах «Детского музея» ЧГКМ.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы методов формообразования женского традиционного костюма
- 1.1.1 Состав нитей для изготовления ткани в бронзовом веке
- 1.1.2 Окрашивание ткани или нитей. Технология окрашивания. Материалы, использующиеся для окрашивания
- 1.1.3 Анализ кроя одежды разных народов
- 1.1.4 Конструирование рубахи-платья эпохи бронзы
- 1.1.5 Конструирование поясной одежды эпохи бронзы
- 1.1.6 Украшения