1.1.4 Конструирование рубахи-платья эпохи бронзы
Проанализировав конструкции рубах из археологических памятников и этнографических источников, мы пришли к выводу, что рубаха-платье женщин эпохи бронзы Южного Урала должна иметь туникообразную конструкцию.
Для выбора кроя будущей модели нами было проведено сравнение кроя рубах разных народов. Результаты сравнения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение кроя рубах различных народов
Народ (группа населения) |
Крой рубахи-платья |
Примечание |
|
Башкиры |
Одно полотно, перегнутое по плечам, с боковыми клиньями от рукава до низа, длинными широкими рукавами и ластовицей. |
||
Татары |
Туникообразная с расширяющимися книзу рукавами, швами, прошитыми красной нитью, вышитым нагрудником |
||
Среднеазиатские народы |
Туникообразная с вырезом по линии плеч, разрезом на груди, стан рубахи из домоткани сшивался из двух точей |
||
Восточнославянские народы |
Туникообразная со вставками по бокам, длинными рукавами, ластовицей |
||
Жители Горного Алтая эпохи раннего железного века (пазырыкцы) |
Рубаха с прямыми сшивными плечами, вертикальным швом посередине стана, округлым вырезом горловины, широкая, с длинными рукавами |
В результате анализа кроя рубах различных народов были выбраны два варианта кроя:
1) прямое, отмеренное по росту, сложенное по утку пополам полотнище, к которому по бокам пришиты вставки, расширяющие стан рубахи; на линии плеча, приходящейся на середину сложенного пополам куска, пришиваются рукава, состоящие из поперечных полос той же материи;
2) два длинных, отмеренных по росту, сложенных пополам полотнищ, сшитых вдоль; на линии плеча, приходящейся на середину сложенного пополам куска, пришиваются рукава, состоящие из сшитых двух поперечных полос той же материи.
Нам представляется предпочтительным второй вариант кроя, т.к.
Ширина полос ткани кустарного (домашнего) производства вплоть до середины XX в. не превышала 30-40 см, значит крой полной ширины стана рубахи невозможен из одной полосы.
Технологически более оправдано составлять стан из двух цельных полос, не делая на ткани дополнительных разрезов. Так как швы идут по кромкам, это не требует дополнительной обработки срезов.
Упрощается процесс, сокращается время, необходимое для изготовления готового изделия.
Подобный крой использовался древними жителями Горного Алтая (пазырыкцами), а также на такое действие указывает процесс изготовления среднеазиатского халата из узкой кустарной ткани: «сначала шили рубаху, стан которой состоял из двух сшитых вместе точей, а потом передний шов распарывали и таким образом получалась распашная одежда - халат». [15, с. 26]
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы методов формообразования женского традиционного костюма
- 1.1.1 Состав нитей для изготовления ткани в бронзовом веке
- 1.1.2 Окрашивание ткани или нитей. Технология окрашивания. Материалы, использующиеся для окрашивания
- 1.1.3 Анализ кроя одежды разных народов
- 1.1.4 Конструирование рубахи-платья эпохи бронзы
- 1.1.5 Конструирование поясной одежды эпохи бронзы
- 1.1.6 Украшения
- Женский костюм
- 1.1.5 Конструирование поясной одежды эпохи бронзы.
- 2.2 Методические рекомендации по применению женского костюма эпохи бронзы на Южном Урале в музейных занятиях.
- 1.1.3 Анализ кроя одежды разных народов.
- Глава 2. Изготовление женского костюма эпохи бронзы на Южном Урале и рекомендации по его использованию на занятиях в экспозиции «Детский музей».
- Глава 1. Теоретические основы использования реконструкции женского костюма эпохи бронзы Южного Урала в музейных занятиях.
- 2.2 Методические рекомендации по применению женского костюма эпохи бронзы на Южном Урале в музейных занятиях.
- 1.2.2 Использование театрализации и костюма в деятельности музеев