logo
Анализ орнаментального декора (по видам народных промыслов)

2.3 Изображения коня в орнаменте

Конь - один из самых популярных зооморфных мотивов русской вышивки, хотя и уступает первое место птице. Облик коня с высокой, гордо изогнутой шеей сходен с изображением народной глиняной скульптуры-игрушки и древними коньками, найденными в Новгороде. Один из распространенных мотивов - кони по сторонам деревца, растения. Он встречается на очельях тверских сорок с плотной ковровой многоцветной вышивкой (в ней кони как бы заменили фигуры оленей); иногда на голове коня имеется отросток, возможно рудимент рога (приложение А, рисунок 7, б), и называется узор большие кони или малые кони. Есть кони в золотошвейных узорах устюженских сорок, а также в двусторонней «красной» вышивке полотенец, подзоров и других предметов во многих северо-западных губерниях.

В сложных композициях кони несут на себе всадников или дерево, растение. В них та же строгость застывших торжественных поз, как и в композициях с оленями. Орнаментальная разработка мотива коня в русской вышивке протекала многообразными путями. Архаическими выглядят кони, как бы сросшиеся корпусами в одну четырехголовую фигуру с произрастающим в центре деревом. И кони, и столбообразное растение как бы вырублены из дерева. На корпусе коня вырастают веточки, рядом стоит деревце с розеткой-ромбом на вершине. Ромбические фигуры, крестики отмечают коня, под ним помещены птицы. В нижнем бордюре - линия, обозначающая почву, под которой узор из волнистого меандра (приложение А, рисунок 10, в).

Кроме строгих коней, в вышивке представлены их динамичные фигурки. Таковы коньки со взвившимися хвостами, бегущие друг за другом, на вышивке тверского полотенца (выполненного красной нитью, крестом) или же в строчевой технике с обводкой контуров разноцветной шерстью из разных мест, особенно из Ярославской, Костромской, Нижнегородской губерний (приложение А, рисунок 11). Коньки с роскошной гривой (отчего голова кажется увеличенной) помещены по обе стороны куста, иногда с затейливыми завитками. В отдельных случаях на конях изображено седло, а нередко на них, или рядом, или в центре помещены человеческие фигуры, по масштабу не соответствующие коням и поэтому не воспринимаемые как главные фигуры композиции.

Изменения в сторону реалистической трактовки образа коня наблюдаются как в вышивках деревенского и городского ремесла, особенно с бытовыми сюжетами, так и в традиционных крестьянских вышивках. В узоре тарногского полотенца конь дан не как абстрактный образ, а в движении, в упряжке, как бы наполненный плотью и кровью. Всадник на коне выглядит как его дополнение. Основное внимание вышивальщицы и зрителя сосредоточено на образе коня (приложение А, рисунок 12).

Особенность некоторых изображений коней - поворот головы назад. Русские (в Весьегонском уезде) называют этот узор оборотни. Он встречается в Тверской, Новгородской, Петербургской губерниях (приложение А, рисунок 13). Интересно, что этот мотив имеется на шитом жемчугом и золотом оплечье фелони середины XVI века. Можно полагать, что это один из мотивов феодального искусства. Через монастырское шитье он попал в крестьянскую среду, будучи близким ей по своей композиции и орнаменту. Сельское население, восприняв его, придало ему свои особенности в технике, расцветке, орнаментальном обрамлении.