logo
Анализ орнаментального декора (по видам народных промыслов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изначально орнамент существовал, как своеобразное выражение отношение народа к окружающему миру. Он делился на подвиды и включал в себя большие подгруппы, такие как антропо-, зоо- и орнитоморфные орнаменты, геометрический и растительный, сетчатый и ленточный и многие другие. Уже в самих знаках отражалась мифологическая картина мира. В 19 веке орнамент утрачивает свой мистический смысл и превращается уже в результат художественного творчества.

На сегодняшний день очень важно знание не только эстетической стороны, так как понимание символов орнаментов способствует самосохранению культуры. Понимая символы, мы видим отображение мировоззрения наших предков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Паволока [Электронный ресурс]

2. Do100verno [Электронный ресурс]

3. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова - Москва: Изд. Наука, 1978 г. - 216 с.

4. Сокровища русского орнамента / М. Качаева - Изд.: Белые альвы, 2008 г. - 205 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 1 - Образ птицы в вышивках XIX века:

а - Олонецкая губерния;

б - Тверская губерния;

в - Ярославская губерния;

д - Ветлужский уезд Костромской губернии;

е - Кирилловский уезд;

ж - Олонецкая губерния;

з - Сольвычегодский уезд

Рисунок 2 - Узор на свадебном полотенце, Высьегонский уезд

Рисунок 3 - Фрагмент узора, Олонецкая губерния

Рисунок 4 - Фрагмент узора. Птица с птенцами

Рисунок 5 - Узор на полотенце, Кологривский уезд Костромской губернии

Рисунок 6 - Мотив оленя:

а - на ластовке - полике женской рубахи, начало XIX в. Высьегоский уезд;

б - на очелье сороки (фрагменты), с. Старый Погост

Рисунок 7 - Мотивы оленя и коня на очельях сорок:

а - богатка в конек, XIX век;

б - большие кони, первая половина XIX века, д. Глебени Кашинский уезд.

Рисунок 8 - Фрагменты вышивки с мотивами лося и коня:

а - на полотенце, с. Троица Вышневолоцкий уезд Тверской губернии, XIX век;

б - на покрывале повозки невесты, д. Косткого Вышневолоцкий уезд, 70-е годы XIX века.

Рисунок 9 - Мотив оленя:

д - на переднике, Сольвычегодский уезд;

е, з - на подножных ширинках, техника строкою,

с. Черевково, Сольвычегодский уезд;

ж - на очелье сороки-плотнушки, д. Глебени Кашинского уезда Тверской губернии

Рисунок 10 - Олень и конь в вышивке полотенец:

а - Новоладожский уезд (выполнено двусторонним швом, набором и гладью);

б - Сольвычегодский уезд (выполнено строкою);

в - Ветлужский уезд (выполнено двусторонним швом)

Рисунок 11 - Мотивы коней в вышивке Поволжья:

а - д. Михалево Кинешемского уезда Костромской губернии;

б - Арзамасский уезд Нижнегородской губернии;

в - с. Курба Ярославского уезда

Рисунок 12 - Мотив коня на полотенце, Тотемский уезд

Рисунок 13 - Узор оборотни на подоле женской рубахи, Кирилловский уезд, Череповецкий музей, 1843 год

Рисунок 14 - Мотив льва (барса):

а, в - на костромских полотенцах (Костромской музей);

б - на подзоре (вышит тамбуром, бумажной нитью; гладью - шерстью по кумачу), Каргопольский уезд;

г - на полотенце, Рыбинский уезд Ярославской губернии

Рисунок 15 - Золотое шитье на ленте девичьей повязки, Сольвычегодский уезд

Рисунок 16 - Мотивы узоров золотого сольвычегодского шитья на головных уборах: а - на девичьей повязке; б - м - на кокошниках и натемниках

Рисунок 17 - Полиморфные образы в вышивке полотенец:

а - Олонецкая губерния;

б - Каргопольский уезд;

в - 90-е годы XIX века д. Добино Новаторжского уезда Тверской губернии; г - узор лев, 90-е годы XIX века, д. Слободка Ярославского уезда

Рисунок 18 - Фрагменты узоров на краях простынь из северных губерний

Рисунок 19 - Полиморфные образы в вышивке:

а - птицы Сирин и Алконост на полотенце,

б - Сельцо Костромского уезда;

в - на подоле женской рубахи,

д - Наволоцкая Нижнетотемская волость Сольвычегодского уезда

Рисунок 20 - Судно с русалками на подзоре середины XIX века, с Ошевенское Каргопольского уезда

ПРИЛОЖЕНИЕ Б