logo
Духовная культура адыгов

Глава 1. Устное народное творчество

Как и в предшествующую эпоху, весьма популярен был среди адыгов в XVI -- первой половине XIX вв. нартский эпос. Он стал в первой половине XIX в. объектом записи и изу-чения. Одним из первых описал его выдающийся адыгский ученый С. Хан-Гирей. В эпосе воспевались отва-га и честность, готовность отдать жизнь за счастье лю-дей. Гордые нарты привлекали к себе внимание адыгских рыцарей позднего средневековья.

Адыгский эпос «Нарты» является выдающимся памят-ником мировой эпической культуры. Он включает в себя песни, поэмы (пщинатли) и легенды. В эпосе встреча-ется свыше 100 личных имен. Главные образы -- Сатанай гуаще, Орземес, Саусырыко, Шебатнуко, Пэтэрэз, Ащемез, Тлепш.

Распространенным жанром фольклора оставались так-же сказки. Существовали следующие основные виды народных сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее популярны были волшебные сказки, полные вымысла и фантастики, чу-дес и невероятных событий. Сказки отражали в прису-щих им специфических формах жизнь народа, его худо-жественное мышление. В волшебных сказках отражены идеи патриотизма и защиты отечества, борьбы с эксплуа-таторами, с силами зла вообще. Сказки прославляют трудолюбие, честность, доброту. В них обильно исполь-зуются пословицы и поговорки, вобравшие в себя муд-рость народа.

Любовью адыгов пользовались сказания, предания, легенды, новеллы и притчи. Сказания бывают героиче-ские и исторические. Распространенными были сказания о Хаткокошхо, Чечаноко Чечане, Кайткоко Асланбеч и многие другие. Наряду с достоверными событиями, в сказаниях встречаются элементы фантастики и вымысла. Это сближает их со сказками. В отличие от них, адыгские предания характерны полным отсутствием фантастики. Адыг не сомневался в достоверности пре-дания. Можно выделить предания исторические, топо-нимические, мифологические и предания, рассказывающие о происхождении адыгских народов. К последним сле-дует отнести предание «Как кабардинцы познакомились с соседними народами». Топонимическими называются предания о происхождении географических названий. Исторические предания рассказывали о наиболее важ-ных событиях истории адыгов. Таковы предания об Ощнауской и Бзиюкской битвах. Часто рассказывали сказители в адыгских кунацких легенды, новеллы, притчи (гъэсэпэтхыдэхэр). Весь-ма популярны и в наши дни новеллы о Черие Хахупэко, Алэ Хырцыжико, Ерстемэ Залэко.

Народные музыканты, певцы и сочинители песен -- джегуако (джэгуак1о) сыграли большую роль в разви-тии устного народного творчества. Европейский наблю-датель Т. Лапинский, проживший в XIX в. несколько лет среди адыгов, писал об этих народных певцах: «Этих патриархальных певцов уважают и боятся. Каждый хо-роший или плохой поступок, храбрость и трусость, ко-рыстолюбие и самопожертвование, гостеприимство и скупость, красота и любовь, так же как и легкие нра-вы, находят своих хвалителей или бесподобных сатири-ков. Ими воспеваются старые сказания, геройские по-ступки и разные чудесные истории»[5,165].

Любые народные празднества и семейные торжества сопровождались песнями. Богато и разнообразно песенное творчество адыгов. Песня сопровождала горца от рож-дения его и до смерти. Многим религиозным обрядам сопутствовали песни. В XVI--первой половине XIX в. были особенно широко распространены героические и исторические песни. Они повествуют о важнейших со-бытиях в истории народа и о подвигах отдельных героев. Немало песен посвящено борьбе с нашествиями орд крым-ских татар и турецких войск в XVI--XVIII вв. Часто ис-полняли певцы также абреческие песни, песни о бунта-

рях (например, «Песня о Мартине», «Об Али Черном»).

В песнях воспевались борцы против феодального гне-та («Песнь об Айдемиркане», «Песнь о Хатх Кочасе», поэма «Песнь о бравом тфокотле»). В первой полови-не XIX в. в народе слагаются песни о борьбе против за-воевательной политики русского царизма. Из них пред-ставляют большой интерес песни: «Как большой царь к абадзехам приезжал», «Бжедугские всадники», «Спор-ное сражение», «Песнь о битве при Шехапе».

Наряду с историко-героическими, в народе имели хож-дение, как и прежде, песни трудовые, любовные, свадеб-ные, колыбельные, шуточные, детские, бытовые.

Древний адыгский народ выработал самобытные му-зыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. К музыкальным инструмен-там адыгов принадлежат: камыль (къамыл) -- вид про-дольной открытой флейты; сырын -- вид свистковой про-дольной флейты; бжамый (бжъэмый) -- мундштучный духовой инструмент из рога; апепшин (1эпэпщын) -- щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко (пщынэт1аркъо) -- щипковый струнный инстру-мент типа угловой арфы; шичепщин (шык1эпщын) -- смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшинекеб (пщынэкъэб) -- смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып (шъонтырып!) -- ударный мембран-ный инструмент типа барабана; пхачич (пхъэк1ыч) -- ударный самозвучащий инструмент типа трещотки.

Кроме собственно адыгских были инструменты, заим-ствованные у других народов, но ставшие чисто нацио-нальными. Это пшине (пщынэ) -- язычковый инструмент типа гармоники, накыре (накъырэ)--духовой инстру-мент типа зурны.

В героических песнях, исторических сказаниях и поэмах представители трудящихся наделяются такими чертами как мужество, честность, непримиримость к эксплуататорам, скромность, трудолюбие (например, Хатхе Кочас, МафокоУрус-бий, Ханахоко Кимчерий и др.). В то же время в произведениях фольклора бичуются алчность богачей, их лицемерие и ковар-ство, народ призывается к борьбе с эксплуататорами. В «Песне о хорошем тфэкотле», составленной в форме диалога между мате-рью и сыном, устами последнего звучит ненависть к князьям, стремление к независимости, готовность до конца бороться за освобождение своего народа.

В песнях и исторических рассказах большое внимание уде-ляется также борьбе адыгов против иноземных захватчиков: та-тар, турок, англичан, царских колонизаторов за свободу и неза-висимость своей Родины. Народ воспевал своих героев (Хатужуко Магомет, Хахупко Черим, Коджэбардыко Магомет, Мафэко Урусбий), которые в борьбе с иноземными завоевателями про-являли мужество, шли на самопожертвование.

Распространенным жанром являются в устном народном творчестве сказки, эмоционально богатые, глубоко лиричные. В них труд рассматривается как непременное условие ликвида-ции социального неравенства. В сказках обнажается и бичуется все бесчеловечное и грубое, все, что мешает мирной трудовой жизни народа. В то же время народный герой наделен такими качествами как честность, скромность, непримиримость к внеш-ним и внутренним врагам. Сказки воспевают духовную и физи-ческую красоту человека, его разум, они проникнуты неугаси-мой верой в торжество добра над злом, правды над ложью. Бес-ценным творением в духовной культуре адыгов является нартский эпос, зародившийся еще в древнейшее время. Эпос вклю-чает свыше 100 личных имен.

Любовью адыгов пользовались также предания, новеллы, притчи, сказания. Распространенными были сказания о Хаткокошко, Чечаноко Чечан, Кайткоко Асланбеч и многие дру-гие. Наряду с достоверными событиями, в сказаниях встреча-ются элементы фантастики и вымысла. Это сближает их со сказ-ками. В отличие от них, в адыгских преданиях отсутствуют фан-тазии. Адыг не сомневался в достоверности предания. Можно выделить предания исторические, мифологические и предания, рассказывающие о происхождении народов. Например, преда-ние «Как адыги познакомились с соседними народами, как появились названия гор «Оштен», Фишт», рек «Белая» (Шхьэ-гуащэ), «Кубань» (Пшыз) и другие.

Исторические предания отражают наиболее важные собы-тия истории адыгского народа. Например, предания «Ощнао зау» («Ощнауская битва») «Бзиюко зау («Бзиюкская битва»). Значительная часть песен--это героические, воспевающие под-виги народных героев или исторические события, имевшие.