logo
Тема 3 этнопсихология

Тема 3. Развитие и трансформация этни­ческой идентичности и самосознания

Психологические аспекты маргинального статуса личности.

Внутриличностные конфликты и их отражение на психическом здоровье маргинальной личности.

Биэтническая идентичность: миф или реальность?

Межэтнические браки и их психология.

  1. Исследования биографий маргинальных людей показывают, что такие люди имеют определенный общий жизненный путь и стиль, отличный в конкретных деталях и событиях, но тем не менее построенный по одинаковой схеме. Выделяются следую­щие фазы жизненного пути маргинального человека: ' развития, или период детства; ♦  сознательного восприятия конфликтов; ♦    адаптации, или устойчивого приспособления, в результате прохождения которой возникает защитная установка, или ре­акция на свое жизненное положение. Фаза развития — это период детства, когда на ребенка не ока­зывают непосредственного влияния расовые и этнические разли­чия его родителей, отсутствуют внутренние конфликты по по­воду своей расовой и этнической принадлежности, так как в этот период у ребенка еще не развито этническое самосознание. Фаза сознательного восприятия конфликтов — это период в развитии этнической и расовой идентичности ребенка, имею­щий следующиехарактеристики: ♦    ребенок начинает понимать специфику своего происхождения; ♦   наряду с формированием самосознания личности у него про­исходит обретениерасового и этнического самосознания; ♦    этому процессу во многом способствуют окружающие ребенка значимые люди, указывающие ребенку на его происхождение и расовые и этнические особенности; •    информация, поступающая от окружающих, не всегда носят позитивный характер, часто формируя у ребенка представление о себе как о человеке низшего порядка; •    человек часто переживает внутренние конфликты и кризисы, которые меняют его представление о себе, его Я-концепцию, нарушает его установки и привычки, заставляет искать новую роль и новый статус в обществе; •   результатом прохождения данной фазы жизни часто является формирование маргинального самосознания, одной из характери­стик которого является наличие двух личностей, Я-концепций, стилей жизни и двух типов мышления. Фаза устойчивого приспособления — это период, когда человек осуществляет попытки адаптации к создавшейся в его жизни ситуации принадлежности к маргинальной группе, используя для этого различные способы. Адаптация может быть: •    успешной, и тогда человек выходит из маргинальной группы и приобретает душевноеравновесие; •    неуспешной или частичной, когда личности не удается полно­стью освободиться от своего маргинального статуса и связан­ного с ним осознания себя. Предъявляемые в процессе адапта­ции к человеку требования могут провоцировать внутренние конфликты из-за трудности или невозможности выполнения этих требований.

  2. Внутренние конфликты маргинальной личности обусловлены ее статусом, когда, находясь на границе между двумя рефе­рентными группами, человек оказывается в противоречивой ситуации из-за несовпадения ценностей и ожиданий двух этих групп. Переживание конфликтов выливается в умственное и психофизиологическое напряжение, может спровоцировать серь­езные эмоциональные и поведенческие расстройства. Сила пере­живаемых маргинальной личностью внутренних конфликтов за­висит от того, насколько глубоко человек идентифицирует себя с обеими референтными группами: чем более он в них вклю­чен, тем более сильными и неразрешимыми будут внутренние противоречия и сложности. У маргинальной личности могут возникать и внешние кон­фликты, вытекающие соответственно из внутренних. Суть внешних конфликтов чаще всего сводится к тому, что человек, бессознательно используя такие механизмы психической защиты, как проекция и атрибуция, приписывает внешнему миру, другим этнических группам враждебное отношение к себе, преувеличи­вая свои представления и тревоги и тем самым усугубляя свои внутренние конфликты. В результате внешние и внутренние конфликты сменяют друг в друга в цикличном процессе, что ме­шает нормальной адаптации маргинала в обществе, а в некото­рых случаях приводит и к серьезной дезадаптации. Сутью конфликтов маргинала является необходимость делать выбор, с какой из двух референтных групп полностью себя иден­тифицировать. Нередко эта проблема выбора остается неразре­шенной, но тем не менее многим маргинальным личностям удается разрешить свои внутренние конфликты, связанные с этнической самоидентификацией. Невротизм как основная стратегия поведения и мышления во многих случаях присущ маргинальной личности, так как си­туация нахождения на границе между двух конкурирующих культур провоцирует формирование невротической установки. Наиболее серьезные невротические проблемы появляются у тех маргиналов, которые слишком сильно идентифицируют себя с доминирующей группой, во что бы то ни стало желая стать ее полноправными членами, но получают жесткий отпор и не принимаются в группу. Чем сильнее отказ группы принять маргинала, тем сильнее личность переживает различные конфликты и выше ве­роятность формирования невротической установки. Механизм формирования у маргинальной личности невротической установки сводится к следующему. ✓формирование у маргинальной личности чувства неполноцен­ности, основанного на рассмотрении себя с позиции домини­рующего этноса и понимания того, что он не справляется с предъявляемыми к нему требованиями и ролями; ✓возникновение компенсаторного механизма, проявляющегося в наличии агрессивности и иных психологических качеств (амби­валентность, отсутствие самоуверенности и т. п.); ✓возникновение сомнений относительно правильности выполнения предписанных ему ролей; ✓возникновение страха быть отверженным, страха одиночества; ✓формирование склонности к уединению, бесплодному мечта­нию, а также критичности и подозрительности в несправедливом к нему отношении со стороны других людей; ♦   возникновение серьезных внутренних конфликтов, связанных с тем, что личность одновременно ориентирована на две референт­ные группы, предъявляющие к ней противоречивые, несовмес­тимые требования; •    возникновение трудностей в формировании Я-концепции, кото­рая в данном случае отличается сильной противоречивостью. Это выражается в том, что маргинал относится к себе с уваже­нием только тогда, когда члены доминирующей группы оказывают ему в этом поддержку и признают его значимость и статус как члена своей группы, но в то же время члены его этнической группы, к которой он принадлежит на основании своего проис­хождения, отвергают его, а сам он считает себя недостойным и презирает себя.