Тема 3. Развитие и трансформация этнической идентичности и самосознания
Психологические аспекты маргинального статуса личности.
Внутриличностные конфликты и их отражение на психическом здоровье маргинальной личности.
Биэтническая идентичность: миф или реальность?
Межэтнические браки и их психология.
-
Исследования биографий маргинальных людей показывают, что такие люди имеют определенный общий жизненный путь и стиль, отличный в конкретных деталях и событиях, но тем не менее построенный по одинаковой схеме. Выделяются следующие фазы жизненного пути маргинального человека: ' развития, или период детства; ♦ сознательного восприятия конфликтов; ♦ адаптации, или устойчивого приспособления, в результате прохождения которой возникает защитная установка, или реакция на свое жизненное положение. Фаза развития — это период детства, когда на ребенка не оказывают непосредственного влияния расовые и этнические различия его родителей, отсутствуют внутренние конфликты по поводу своей расовой и этнической принадлежности, так как в этот период у ребенка еще не развито этническое самосознание. Фаза сознательного восприятия конфликтов — это период в развитии этнической и расовой идентичности ребенка, имеющий следующиехарактеристики: ♦ ребенок начинает понимать специфику своего происхождения; ♦ наряду с формированием самосознания личности у него происходит обретениерасового и этнического самосознания; ♦ этому процессу во многом способствуют окружающие ребенка значимые люди, указывающие ребенку на его происхождение и расовые и этнические особенности; • информация, поступающая от окружающих, не всегда носят позитивный характер, часто формируя у ребенка представление о себе как о человеке низшего порядка; • человек часто переживает внутренние конфликты и кризисы, которые меняют его представление о себе, его Я-концепцию, нарушает его установки и привычки, заставляет искать новую роль и новый статус в обществе; • результатом прохождения данной фазы жизни часто является формирование маргинального самосознания, одной из характеристик которого является наличие двух личностей, Я-концепций, стилей жизни и двух типов мышления. Фаза устойчивого приспособления — это период, когда человек осуществляет попытки адаптации к создавшейся в его жизни ситуации принадлежности к маргинальной группе, используя для этого различные способы. Адаптация может быть: • успешной, и тогда человек выходит из маргинальной группы и приобретает душевноеравновесие; • неуспешной или частичной, когда личности не удается полностью освободиться от своего маргинального статуса и связанного с ним осознания себя. Предъявляемые в процессе адаптации к человеку требования могут провоцировать внутренние конфликты из-за трудности или невозможности выполнения этих требований.
-
Внутренние конфликты маргинальной личности обусловлены ее статусом, когда, находясь на границе между двумя референтными группами, человек оказывается в противоречивой ситуации из-за несовпадения ценностей и ожиданий двух этих групп. Переживание конфликтов выливается в умственное и психофизиологическое напряжение, может спровоцировать серьезные эмоциональные и поведенческие расстройства. Сила переживаемых маргинальной личностью внутренних конфликтов зависит от того, насколько глубоко человек идентифицирует себя с обеими референтными группами: чем более он в них включен, тем более сильными и неразрешимыми будут внутренние противоречия и сложности. У маргинальной личности могут возникать и внешние конфликты, вытекающие соответственно из внутренних. Суть внешних конфликтов чаще всего сводится к тому, что человек, бессознательно используя такие механизмы психической защиты, как проекция и атрибуция, приписывает внешнему миру, другим этнических группам враждебное отношение к себе, преувеличивая свои представления и тревоги и тем самым усугубляя свои внутренние конфликты. В результате внешние и внутренние конфликты сменяют друг в друга в цикличном процессе, что мешает нормальной адаптации маргинала в обществе, а в некоторых случаях приводит и к серьезной дезадаптации. Сутью конфликтов маргинала является необходимость делать выбор, с какой из двух референтных групп полностью себя идентифицировать. Нередко эта проблема выбора остается неразрешенной, но тем не менее многим маргинальным личностям удается разрешить свои внутренние конфликты, связанные с этнической самоидентификацией. Невротизм как основная стратегия поведения и мышления во многих случаях присущ маргинальной личности, так как ситуация нахождения на границе между двух конкурирующих культур провоцирует формирование невротической установки. Наиболее серьезные невротические проблемы появляются у тех маргиналов, которые слишком сильно идентифицируют себя с доминирующей группой, во что бы то ни стало желая стать ее полноправными членами, но получают жесткий отпор и не принимаются в группу. Чем сильнее отказ группы принять маргинала, тем сильнее личность переживает различные конфликты и выше вероятность формирования невротической установки. Механизм формирования у маргинальной личности невротической установки сводится к следующему. ✓формирование у маргинальной личности чувства неполноценности, основанного на рассмотрении себя с позиции доминирующего этноса и понимания того, что он не справляется с предъявляемыми к нему требованиями и ролями; ✓возникновение компенсаторного механизма, проявляющегося в наличии агрессивности и иных психологических качеств (амбивалентность, отсутствие самоуверенности и т. п.); ✓возникновение сомнений относительно правильности выполнения предписанных ему ролей; ✓возникновение страха быть отверженным, страха одиночества; ✓формирование склонности к уединению, бесплодному мечтанию, а также критичности и подозрительности в несправедливом к нему отношении со стороны других людей; ♦ возникновение серьезных внутренних конфликтов, связанных с тем, что личность одновременно ориентирована на две референтные группы, предъявляющие к ней противоречивые, несовместимые требования; • возникновение трудностей в формировании Я-концепции, которая в данном случае отличается сильной противоречивостью. Это выражается в том, что маргинал относится к себе с уважением только тогда, когда члены доминирующей группы оказывают ему в этом поддержку и признают его значимость и статус как члена своей группы, но в то же время члены его этнической группы, к которой он принадлежит на основании своего происхождения, отвергают его, а сам он считает себя недостойным и презирает себя.