История развития науки и техники в Саратове

реферат

1. История основания города, современный мегаполис

Люди жили на месте современного Саратова с древнейших времён. Свидетельство тому Алексеевское городище -- археологический памятник с культурными горизонтами от катакомбной культуры эпохи средней бронзы (XX--XIX вв. до н. э.) до русского поселения золотоордынского времени (XIII--XIV вв.). Поселение то возрождалось в период относительно стабильного государственного устройства (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда), то исчезало без следа в период очередного прилива волн кочевых народов.

После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года -- Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном. Точное место первоначального Саратова неизвестно -- оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанногона правом берегу Волги[11]. В зиму 1613--1614 годов город сгорел и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка, в 1617 году. В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесён на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.

В итоге город Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.

Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 г. «соляного управления». 11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию. Административные меры просвещённого абсолютизма по организации и развитию города выразились в развёртывании гражданского каменного строительства, насаждении современного образования и здравоохранения. Были открыты народное училище (1786), типография (1794), больница (1806). Построены присутственные места, дворянское собрание (1807), театр (1810), гостиный двор (1811), гимназия (1820), великолепные соборы Александра Невского (1825) и Спасо-Преображенский (1826).

Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова, утверждённый в 1812 г. (составлен в 1803--1810 гг., переработан после большого пожара 1811 года). В 1844 году было торжественно открыто новое здание городской думы. В этом же году частный пристав В. В. Гришин на свои средства из-под Лысой горы провёл водопровод с последующей разводкой по пяти разборным бассейнам. Началось мощение и освещение центральных улиц.

4 июля 1871 года было завершено строительство железной дороги Тамбов -- Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны[21], начался быстрый рост промышленности, город стал одним из крупнейших в России (наряду с Нижним Новгородом и Самарой) центров торговли зерном и мукомольной промышленности. Во второй половине XIX века в городе появляются паровые мельницы. Первой была мельница Зейферта и Уварова (1865 год). За ними паровые мельницы строят Борель (1876 год), Рейнеке и Шмидт (1879 год). В итоге Саратов по производству муки выходит на первое место в стране. Так же значительной отраслью промышленности была маслобойная. Ведущая фабрика купца Шумилина А. И. была крупнейшей на Средней и Нижней Волге. До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др.) и нередко неофициально именовался «столицей Поволжья»

Бурное развитие города отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.

Современный Саратов -- многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области (комплекс зданий, построенных в конце XIX -- середине XX века); театры: оперы и балета (1875), драмы (1967), юного зрителя (1918), консерватория (1912), цирк (1876), филармония (1937); музеи: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева (1885), Музей К. А. Федина[28] (здание начала XVIII века), музей-усадьба Николая Чернышевского (начало XIX века); Троицкий собор (конец XVII века); большое количество памятников архитектуры конца XVIII -- начала XX веков федерального и регионального значения.

Саратов является известным в России центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, СГУ, функционирует более двух десятков вузов. В городе развиты машиностроение, нефтяная и химическая промышленность.

По версии Forbes, в 2013 году Саратов занимает 10-е место по привлекательности для бизнеса из 30 городов. По итогам рейтинга этого года Саратов обошёл по финансовой привлекательности Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Екатеринбург, проиграв одну позицию Казани. Стоит отметить, что в 2012 году Саратов занимал 22-е место, в 2010 и 2011 году не попадал в аналогичный рейтинг, а в 2009 году сумел занять только 24-ое место в подобном списке.

В 2011 году в генеральном рейтинге привлекательности городов, составленном Российским союзом инженеров, Саратов занял 20 место из 164 городов. Учитывались динамика численности населения, транспортная инфраструктура, природно-экологический потенциал, доступность жилья, инновационная активность, благосостояние граждан и другие параметры.

2. История электрического освещения в Саратове

История электрического освещения началась в 1870 году с изобретения лампы накаливания, в которой свет вырабатывался в результате поступления электрического тока. Самые первые осветительные приборы, работающие на электрическом токе появились в начале XIX века, когда было открыто электричество. Эти лампы достаточно неудобными, но, тем не менее, их использовали при освещении улиц.

И, наконец, 12 декабря 1876 года русский инженер Павел Яблочков открыл так называемую "электрическую свечу", в которой две угольные пластинки, разделенные фарфоровой вставкой, служили проводником электричества, накалявшего дугу, и служившую источником света. Лампа Яблочкова нашла широчайшее применение при освещении улиц крупных городов.

Точку в разработке ламп накаливания поставил американский изобретатель

Томас Альва Эдиссон. В его лампах использовался тот же принцип, что и у Яблочкова, однако все устройство находилось в вакуумной оболочке, которая предотвращала быстрое окисление дуги, и поэтому лампа Эдиссона могла использоваться достаточно продолжительное время.

Эдиссон начал работать над проблемой электрического освещения ещё в 1877 году. За полтора года он провел более 1200 экспериментов. 21 октября 1879 года он подключил к источнику питания лампу, которая горела два дня. В 1880 году Томас Эдиссон запатентовал свое изобретение. Первое коммерческое использование ламп Эдиссона состоялось в 1880 году на корабле Columbia. А на следующий год фабрика в Нью-Йорке была освещена лампами Эдиссона. Его изобретение стало приносить большие деньги, сделав изобретателя весьма богатым человеком.

В то же время Павел Яблочков, не менее одаренный изобретатель, давший человечеству много полезных новинок, умер в бедности в Саратове 31 марта 1894 года.

Источники света всегда будут совершенствоваться во времени, пока человечество живо. В нижеследующей таблице представлено развитие источников света во времени. Эти материалы были предоставлены известным специалистом в области светотехники господином Боденхаузеном (Германия), за что мы ему очень благодарны. История развития электрического освещения переживала времена застоя и подъема. Самым долгим был путь от лучины к свече и затем к масляной лампе. Значительный интерес представляет история развития ламп накаливания, совершивших революцию в технике освещения. Несмотря на то, что многие изобретения не нашли практического применения, с точки зрения развития технических идей они, несомненно, заслуживают внимания. В 1873 году А.Н. Лодыгин устроил первое в мире наружное освещение лампами накаливания Одесской улицы в Петербурге. В 1880 году он получил патент на лампу накаливания с металлической нитью.

Первый электрический фонарь «зажегся» от спора с властями. Так хозяин гостиницы «Россия» пытался спасти ее от разрушения.

О сносе здания речь, разумеется, не шла - уж не настолько сильно его хозяин, богач-мукомол Иван Зейферт, провинился перед городскими властями. Впрочем, вперед забегать не будем - ведь сейчас, спустя сто с лишним лет после этих событий, некоторые саратовцы и не слыхивали о гостинице «Россия» - что такая вообще была в нашем городе. Хотя возле когда-то величественного здания каждый наверняка проходил не раз. И сейчас еще может пройти: самое сердце Саратова - проспект Кирова, перекресток с улицей Максима Горького.

Александр Филиппов, историк и краевед-любитель, задает вопрос с подвохом: « Вот как по вашему мнению, что разделяет Россию и Европу?» - А расстояние ведь совсем невелико: по одну сторону улицы - гостиница «Россия», а напротив - гостиница «Европа». И улица Немецкая между ними...

В начале прошлого и в конце позапрошлого века саратовские шутники с удовольствием задавали этот вопрос приезжим, и даже заключали с ними пари. Поговаривают, кстати, что Иван Зейферт дал гостинице такое название специально, чтобы она не меркла на фоне соперницы через дорогу. Подумаешь, мол, «Европа» - «Россия» куда как солиднее звучит! Мукомол Зейферт, впрочем, был не первым владельцем этого здания, построенного еще в середине XIX века. Сначала оно было двухэтажным, затем трехэтажным... а в конце 1880-х, перекупив его у прежних хозяев, Зейферт затеял еще одну перестройку.

- Вот этой башенки, которая немножко выступает за пределы здания, на плане не было. Но хозяин ее возвел, и городские власти высказали ему ряд существенных претензий - за то, что занял место. Каких-то там четыре квадратных метра, но все же городской земли, и незаконно. Были даже судебные разбирательства, - продолжает Александр Филиппов. - И тогда владелец гостиницы предложил: «Давайте не будем ломать эту башенку, а я за свой счет здесь электричество проведу!»

Такой компромисс чиновников, видимо, устроил, потому что в 1889 году над входом в аптеку на первом этаже здания появился большой электрический фонарь. Как писали саратовские газеты, «его сильный приятный свет далеко распространялся во все стороны». Это и был самый первый уличный фонарь в Саратове. А одновременно первая в Саратове «электрическая свеча» Павла Яблочкова - выдающегося инженера, одного из пионеров мировой электротехники и светотехники и, что немаловажно, уроженца Саратовской губернии. До того как появиться в областном центре, его изобретение уже осветило крытый ипподром в Париже, мост через Темзу в Лондоне, улицы и площади Рио-де-Жанейро...

- Гостиница? Да вы что, нет здесь никакой гостиницы уже, наверное, сто лет в обед! - посмеиваются работники магазинов, заполонивших сейчас весь первый этаж исторического здания на перекрестке проспекта Кирова и улицы имени Максима Горького. - А вот аптека на том же месте много лет продержалась, даже сами в нее заходили.

Фонарь купец установил и у своего театра, рядом находился ресторан с летней сценой.

Сейчас бывшая «Россия» выглядит удручающе. Башенка, из-за которой когда-то произошел сыр-бор, осталась без шпиля с флюгером, окна кое-где оскаливаются битыми стеклами, половина здания затянута зеленой сеткой. Чего уж о фонаре говорить - нет его, разумеется. Хотя в этом случае вмешался, скорее, прогресс, чем безжалостное время.

Кстати, о фонарях. Тот, что сиял возле «России», был первым среди электрических в Саратове, но далеко не первым в принципе. Краеведы даже называют количество его предшественников: к 1870 году центральные улицы освещались 740 керосиновыми фонарями - по 17 на каждую версту. Вот только любоваться «золотыми огнями Саратова» жителям удавалось не всегда, так как из «осветительного периода» исключались все короткие летние ночи и все лунные. Но это было все же лучше, чем полная темнота, которая царила на улицах еще в 1850-х. Однако и в те годы у жителей была забава: по праздникам они расставляли вдоль тротуаров плошки с салом, зажигали самодельные фитили и устраивали «гулянья по плошкам», любуясь рядами огоньков.

Куда дальше отправился в Саратове электрический свет.

- После того как свет появился в гостинице «Россия», купец Григорий Очкин осветил электрическими лампочками свой театр. Это тоже были «свечи» Яблочкова, - рассказал Александр Филиппов. - Сейчас этого театра уже не существует, а располагался он практически там же, где сейчас Саратовская областная филармония. Когда-то это место было одним из самых скандальных в городе.

Купцу принадлежал не только театр: рядом он обустроил еще и ресторан с летней сценой. Но если в первом и шли серьезные постановки, то на летней сцене цыгане исполняли романсы, фокусники удивляли ловкими трюками, здесь же был и синематограф. Посетители приходили сюда в поисках приключений и частенько засиживались за полночь. Заведения просуществовали до 1917 года. А вот когда засветились электрические фонари возле саратовского цирка, до или после «России» и театра Очкина, краеведы спорят до сих пор.

1895 год - электрическое освещение появилось в Городском театре (сейчас это театр оперы и балета). Вскоре после этого новые здания в Саратове стали строить с учетом использования электроустановок.

1908 год - по договору Саратовской городской управы с Бельгийским обществом трамваев и электроосвещения была построена мощная дизельная электростанция постоянного тока. Она снабжала электроэнергией несколько трамвайных линий и разветвленную сеть уличного освещения.

3. Выдающиеся ученые города Саратов

Памвел Николамевич Ямблочков -- русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники.

Антонов Олег Константинович. Первые шаги генерального конструктора самолетов лауреата Ленинской премии члена-корреспондента Академии наук УССР Олега Константиновича Антонова связаны с Саратовом. Привезен он был сюда еще мальчишкой накануне мировой войны.

В Саратовской губернии, в деревне Широком Уступе 13 ноября 1883 года в крестьянской семье родился выдающийся ученый-металлург академик Иван Павлович Бардин.

Родился Ф. А. Блинов 24 июля 1827 года в селе Ни­кольском Вольского уезда (ныне Вольского района) в семье крепостного крестьянина. Много плавал на волж­ских пароходах в качестве кочегара и механика. До недавнего времени учебники и справочники ут­верждали, что первые тракторы с двигателями внутрен­него сгорания были построены в 1901 году. Гусеничные же тракторы («Катерпиллер-холт») якобы впервые на­чала производить в 1912 году американская фирма «Холт». Однако с помощью архивных документов и исследова­ниями последних лет было установлено, что еще за два с половиной десятилетия до американцев первый самоход построил талантливый русский изобретатель-самоучка Федор Абрамович Блинов.

А также такие известные ученые как:

-Конструкторы: Грушин Пётр Дмитриевич, Мамин Иван Васильевич, Мамин Яков Васильевич, Перегудов Владимир Николаевич.

-Физики и химики: Бахметьев Порфирий Иванович, Зинин Николай Николаевич, Семёнов Николай Николаевич, Соколов Сергей Яковлевич, Юрьев Юрий Константинович.

Делись добром ;)