Изобразительное искусство Беларуси в конце XVIII – начале XIX вв.

контрольная работа

1. Тяжелые условия развития изобразительного искусства Беларуси в конце XVIII - начале XIX вв.

Белорусское изобразительное искусство в XVIII в. развивалось в тяжелых социально-исторических условиях.

Речь Посполитая, в состав которой входила Белоруссия, переживала период упадка и разложения. Ее экономика находилась в состоянии глубокого кризиса. Ни одна страна Европы не знала таких резких социальных контрастов, такой пропасти между господствующим классом и угнетенными, как Белоруссия. Польские и полонизированные белорусские магнаты жили здесь в фантастической роскоши. Они имели и свои оркестры, и театральные труппы из крепостных. При дворах магнатов работали живописцы, графики, скульпторы, мастера по художественной обработке дерева и металлов, мастера по изготовлению оружия, предметов украшения и домашнего обихода. Среди них было много талантливых, хорошо подготовленных мастеров. В этом нас убеждают богатые собрания предметов изобразительного искусства, изделий прикладного искусства, хранившихся в коллекциях магнатов. В особенности славились коллекции Радзивиллов, Тышкевичей, Сапегов, Ходкевичей, Огинских, Любомирских и других.

В XVIII в. правительство Речи Посполитой и католическое духовенство усилили национально-религиозный гнет в Белоруссии и на Украине. Для того чтобы укрепить в Белоруссии позиции польских магнатов и католического духовенства, польские короли продавали им или передавали в качестве награды земельные участки, деревни и города. Повсеместно в Белоруссии шло строительство католических монастырей, костелов и коллегиумов, открывались католические миссионерские школы. В то же время повсеместно в городах и селах закрывались православные церкви и монастыри, закрывались или передавались в руки католического духовенства белорусские школы и типографии.

Усилилось наступление на белорусский язык и культуру. До первой половины XVI в. белорусский язык в Великом княжестве Литовском был государственным языком. На нем велась государственная переписка, писались акты и привилеи, печатались религиозные и светские книги. После заключения Брестской и Люблинской уний на первое место в государственной переписке Речи Посполитой выдвинулся латинский и польский языки. Однако и в это время белорусский язык считался одним из основных государственных языков. Об этом свидетельствуют многочисленная переписка, государственные акты и другие документы, написанные на белорусском языке. Это положение было закреплено в Статуте Великого княжества Литовского, изданном в 1588 г.

К концу XVII в. положение резко изменилось. Латинский и польский языки начинают вытеснять в канцелярской переписке белорусский и литовский. А в 1697 г. по решению сейма было запрещено пользоваться белорусским языком в государственной переписке.

Изменились и условия формирования и подготовки кадров изобразительного искусства Белоруссии. В XVI-XVII вв. подавляющая масса мастеров искусства получила художественные навыки и образование у иконописцев, мастеров прикладного искусства, скульпторов и графиков в монастырях, дворах магнатов и братствах. Многие из них проходили обучение у цеховых мастеров - ювелиров и золотарей, гончаров и резчиков по дереву. Их учителями были часто односельчане, родственники, старшие братья, отцы или просто знакомые.

Этот гнет затормозил прогрессивное развитие белорусской культуры, и в том числе искусства. Наметившийся в белорусском искусстве XVI XVII вв. процесс освобождения его от влияния религии и господства церкви в XVIII в. был задержан. Религия усилила свое влияние на искусство, а католическая церковь еще активнее начала вести борьбу против проникновения в искусство светских мотивов.

Делись добром ;)