Земская реформа в Коми крае 1864 года

курсовая работа

1.3 Необходимость внедрения Земской реформы в основу практического применения, а также изучение сословного состава земских органов во время их функционирования

Земская реформа Александра II заложила основы парламентаризма в России, а опыт ее проведения может послужить для изменений в системе местного самоуправления. Такое мнение высказал в четверг, 10 апреля, во время выступления на конференции, посвященной 150-летию земской реформы, председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

«Земское самоуправление, разрушенное революцией, отнюдь не исчерпало себя, опыт формирования и развития отечественной системы местного самоуправления мы должны оценивать с точки зрения потребностей сегодняшнего дня», - отметил парламентарий.

Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства.

По его словам, современной России жизненно важно иметь дееспособную, «близкую к людям и имеющую все необходимые ресурсы местную власть». «Это необходимо для того, чтобы каждая российская местность стала привлекательной как для жизни, так и для работы наших граждан», - цитирует Нарышкина ИТАР-ТАСС.

Спикер Госдумы напомнил, что «именно в земствах начала впервые формироваться отечественная парламентская культура». По его мнению, «учреждение земств в 1864 году стало одним из важнейших элементов великих реформ Александра II наряду с судебной реформой и отменой крепостного права». «По сути, впервые была открыта дорога общественной активности и самоуправлению территорией, у людей разной сословной принадлежности появилась возможность непосредственно участвовать в решении вопросов местной жизни - вопросов благоустройства, территориального и социального развития», - подчеркнул Нарышкин. Вернадский В.Г. Русская история. М., 2003. - 49 с.

Городская реформа 1870, Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Городская реформа 1870 началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царём Александром II и опубликован. Городская реформа 1870 заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными -- избранные думами городской управы. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались «гласными» . Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге -- 250. Управы состояли из 2--3 человек под председательством городского головы, который являлся одновременно и председателем городской думы. Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Таким образом, рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избирательного права. Выборы в городские думы производились по так называемой трёхклассной избирательной системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. Тысячи мелких налогоплательщиков избирали в думу такое же количество гласных, как несколько десятков крупных промышленников и купцов. Система имущественного ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение и народное образование и т. п. Городские доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с промышленных, торговых и др. предприятий. Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и министерству внутренних дел. При всей своей ограниченности Городская реформа 1870 всё же была шагом вперёд по сравнению с дореформенной организацией городского управления.

Закон о земских начальниках способствовал "усилению в деревне административно-полицейской власти". Крестьянское самоуправление "закрепляло сословную неполноправность и замкнутость пореформенного крестьянства. Являясь низшим звеном аппарата управления, оно целиком зависело от вышестоящих его звеньев, от царской администрации и полиции" ("История Коми АССР". - Сыктывкар, 1981). Особо важной реформой стало введение земств. 1 ЯН 1864 вышло положение о создании новых органов местного самоуправления. Это были губернские уездные земские собрания и управы, в выборах которых участвовали представители всех сословий. Земских гласных (т.е. депутатов собраний) избирали на три года, членов управ избирали из числа гласных на тот же срок. Земские собрания созывались на несколько дней один-два раза в год, управы работали постоянно. В к.1866 - н.1867 состоялись первые выборы в земские собрания в Усть-Сысольском и Яренском уездах. Открылись они в 1869 (в Печорском уезде земства были введены только в 1917). В состав земских органов Коми края вошли купцы, зажиточные мещане и крестьяне. Этим местные земства отличались от земств др.губерний России, в составе которых было много дворян. Земства были образованы для руководства местным хозяйством, просвещением и здравоохранением. Их деятельность контролировалась губернатором, который мог отменять решения земских собраний. Земские органы, несмотря на ограниченные финансовые возможности, многое сделали для открытия в Коми крае школ, библиотек-читален, больниц и фельдшерских пунктов, строительства и ремонта дорог, организации почтовой связи и содержания почтовых станций, улучшения организации сельскохозяйственных работ, развития местных промыслов и др. 16 ИН 1870 - опубликован закон о городском управлении в России. В с.1870-х - проведена реформа городского управления в Яренске и Усть-Сысольске. Все, кто платил в городскую казну определённые налоги (купцы, зажиточные мещане и крестьяне), получили право выбирать и избираться в городские думы. Дума создавала свой исполнительный орган - городскую управу, которую возглавлял городской голова. В 1864 была проведена судебная реформа, провозгласившая бессословность суда, независимость его от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса и т.п. Мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались в уездах и городах мировыми судьями, которые избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и д.б. иметь юридическое образование. Более сложные дела передавались в окружные суды с участием присяжных заседателей. Осенью 1882 судебная реформа была осуществлена в Яренском и Усть-Сысольском уездах. В 1888 судебная реформа была проведена в Мезенском уезде. Но и после реформы сохранились некоторые пережитки прошлой системы - в частности, особые волостные суды для крестьян. К середине XIX века феодально-крепостническая система хозяйства России оказалась в состоянии острого кризиса. 19 февраля 1861 годы Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В коми крае основную массу крестьян (98,6 % от общей массы) составляли государственные, на которых главные положения реформы 1861 года распространялись законами от 18 января и от 24 ноября 1866 года. Они из ведения Министерства государственных имуществ передавались в ведение Министерства внутренних дел. Крестьянские сословные учреждения (сельские и волостные сходы и должностные лица, волостные правления и волостные суды) были подчинены органам правительственно-дворянского надзора в лице мировых посредников, управлявших мировыми участками. Над мировыми посредниками стоял уездный съезд мировых посредников, а над ним - губернское по крестьянским делам присутствие. На территории Коми края было образовано 5 мировых участков - по два в Усть-Сысольском и Яренском уездах и один - в Печорском. Ввиду малочисленности дворянства мировые посредники здесь назначались губернатором преимущественно из числа чиновников-разночинцев, а не выбирались из дворян, как требовал закон. Пользуясь известной самостоятельностью и бесконтрольностью со стороны губернских властей и являясь, таким образом, полными хозяевами судеб крестьянского населения, мировые посредники чинили произвол и насилие, занимались вымогательством. В 1882 году мировые посредники в Коми крае были заменены особыми чиновниками по крестьянским делам. Вопрос о поземельном устройстве государственных крестьян определялся законом от 24 ноября 1866 года, но на территории Коми края остался практически нерешённым. Выдача крестьянам документов на право владения землёй были отложены на неопределённое время. К моменту проведения крестьянской реформы в крае, кроме государственных крестьян, имелось небольшое количество крепостных крестьян, заводских крепостных людей. На основе реформы произошло определённое уравнение правового положения всех категорий крестьян. Заводские крепостные получили такое же общественное управление, как и бывшие государственные крестьяне. На основе введённых в январе 1863 года уставных грамот в пользовании заводских мастеровых были сохранены усадьбы и покосы. За эти маленькие наделы они обязаны были отработать на заводе 7 лет.

Крестьянская реформа в Коми крае, как и по всей стране, была проведена с сохранением многочисленных остатков крепостничества. Провозглашение юридической свободы и создание единой системы управления для всех категорий крестьян не принесло им действительного освобождения. Было закреплено сословное неполноправие и замкнутость пореформенного крестьянства. 1 января 1864 года в России проведена земская реформа согласно которой создавались выборные от всех сословий органы местного самоуправления - губернские и уездные земские собрания и управы. Их избирательная система строилась на буржуазном принципе имущественного ценза. Функции земских учреждений ограничивались местными хозяйственными вопросами.

20 ноября 1864 года были утверждены новые судебные уставы, провозгласившие основные принципы буржуазного права: бессословность суда, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства и т.д. Была упрощена структура судов. Но остались некоторые старые порядки: сохранены ведомственные суды для духовенства и военных, волостные суды для крестьян, образовательный, имущественный и другие цензы.

В Коми крае эта реформа не была проведена на общих основаниях. 16 июня 1870 года был издан закон о новом городском общественном управлении, по которому городские думы, состоявшие ранее из депутатов от сословных групп, стали избираться на основе имущественного ценза. В Коми крае новые органы были созданы в Яренске и Усть-Сысольске. Деятельность городских дум, как и земских учреждений, ограничивалась вопросами местного хозяйства и находилась под контролем нуберноской администрации и МВД.

В основу Положения 1864 г. был положен принцип имущественного ценза, причем на первый план выдвигались интересы дворян-землевладельцев, с интересами же промышленников и крестьян считались мало. Преобладающее влияние на местные дела было предоставлено дворянству.

Когда в Государственном Совете был выдвинут вопрос о земстве, министр внутренних дел и одновременно председатель земской комиссии П.А .Валуев, как бы извиняясь за половинчатость реформы, заявил, что «первый шаг не должен считаться последним, что учреждение земства -- есть лишь создание формы, которая, засим, по указанию опыта, будет наполняться соответствующим содержанием».

Результатом работы комиссии стало законодательное определение функций земств. Земские собрания получали в свое ведение по преимуществу дела местного хозяйства, являясь, по определению Валуевской комиссии, местными хозяйственными общественными союзами.

Положением о земских учреждениях устанавливалось, что ведению земских учреждений подлежит распоряжение местными сборами губернии и уезда. При этом по Земскому Положению все местные повинности и некоторые государственные должны были относиться к ведению земства. Но и без того небольшие финансовые средства земства были еще более урезаны при составлении Временных правил о разверстании земского сбора между казною и земством. На основании временных правил все государственные повинности были изъяты из компетенции земства. Из общих губернских повинностей в ведении земских учреждений находились: а) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов; б) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей; в) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах; г) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; д) содержание местных по крестьянским делам учреждений; е) содержание статистических комитетов.

Земство располагало очень скудными средствами. Главным источником новых доходов являлось право облагать земских налогоплательщиков новыми налогами. При всяком улучшении, которое предпринималось земством, за неимением других источников, приходилось прибегать к повышению налогов. Но и в этой сфере компетенция земства была ограничена: право земства на обложение торгово-промышленных предприятий было значительно урезано Временными Правилами; для новых налогов оставались одни земли, хотя земли и без того несли высокие платежи, которые на крестьянских участках нередко превосходили доходность.

Участие земских учреждений в народном образовании, в создании условий народного здравоохранения было допущено только в хозяйственном отношении, т.е. земство могло ассигновать известные суммы на дело народного образования и на врачебную часть, но распоряжаться этими суммами оно не имело права. К хозяйственным делам, на которые распространялась компетенция земства, относились также дела по взаимному страхованию и по развитию торговли и промыслов.

Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью: многие постановления земств, заключения займов, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел. Каждое постановление могло быть опротестовано губернатором. Дела по таким протестам в последней инстанции решались Сенатом. Наконец, оставляя местную полицейскую власть в ведении правительственных учреждений и тем лишая земство исполнительной власти, закон 1864 г. еще более обессилил их. Для взыскания принадлежавших земству сборов оставался лишь один путь -- обращение «к содействию» местной полиции, что не всегда обеспечивало проведение в жизнь земских распоряжений.

В начале 60-х годов правительство относилось еще довольно благосклонно к деятельности земских собраний, не смотря на столкновения и шероховатости, которые установились между отдельными земствами, с одной стороны, и местной администрацией - с другой. Но уже в начале 1866 г. появились угрожающие симптомы. В январе 1866 г. министр внутренних дел издал циркуляр, ограничивающий право обложения земствами сплавных лесов. Подготавливалось также ограничение в обложении казенных земель. Все это проводилось правительством достаточно поспешно, причем совершенно игнорировалось мнение земств. Циркуляром от 17 мая 1866г. разъяснялось, что земства не имеют права «облагать сборами самые изделия и продукты, выделываемые или продаваемые на фабриках и заводах, а равно и других промышленных и торговых заведениях, оплачиваемых акцизом в пользу казны»1. Циркуляры подготовили почву для появления закона 21 ноября 1866 г., окончательно парализовавшего, по мнению А.А.Головачева, какую-либо полезную деятельность земских собраний. Выработка закона 21 ноября совершалась в полной тайне и в печати не было об этом никаких известий; издание закона совпало с проведением очередных губернских заседаний, и управам пришлось спешно переделывать доходные сметы для согласования с новым законом, лишившим земства притока значительных средств.

Делись добром ;)