Жизнь и обычаи средневековых русских людей

курсовая работа

Летние праздники и обычаи

Семик (Русальная неделя, Зеленая неделя);

Семик праздновался на восьмую неделю после начала Пасхи. Считалось, что на Семик, то есть в июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев.

Один из древних обычаев, связанный с этим праздником, - это запрет на купание в реке до конца июня. Он был связан с тем, что вода в это время еще холодная, бывало много несчастных случаев, и существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.

В четверг девушки шли «завивать березу». Выбрав деревья, девушки завивали их - связывали верхушки двух молодых березок, пигибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами и после этого называли себя кумой.

В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны». Во Владимире хоронили Ладу, в Твери - Ярило. Это и было как бы изгнание и проводы русалок. В этот день хороводы девочек и девушек с веселыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили.

После этого никто не пел и не плясал. А детям запрещалось играть в горелки и старинную игру «уточки».

В некоторых местах Семик праздновали до конца XIX века.

Иван Купало:

День Ивана Купала празднуют в ночь на 7 июля по новому стилю и (или) в ночь на 24 июня по старому стилю.

Этот день считается одним из главных праздников молодых людей, которые в этот день могли найти свою любовь и свою судьбу. После Иванова дня осенью играли много свадеб.

Купайла - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца.

После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится в ночь на 7 июля.

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами.

Вода. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который не любит, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, и их союз считается природной силой.

Огонь. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. в купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе в бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры. Устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. По поверьям крестьян в купальскую ночь, самую короткую летнюю ночь, нельзя спать, так как оживает и становится активной всякая нечисть.

Травы. Характерная примета Иван Купалы - многочисленные обычаи и предания. Связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали их, считая такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, употребляли их и для разжигания любви и для отваживания.

Главным героем растительного мира становился в ночь Ивана Купала, папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Петровки:

В деревенской жизни день 12 июля был особым. Во-первых, наступало время сенокоса. Во-вторых, надо было готовиться к озимому севу. В народных легендах апостол Петр представал хлебопашцем, идущим за плугом, покровителем крестьянского труда. В-третьих, Петров день - конец поста. По этому случаю во многих деревнях устраивали совместную трапезу: приводили к церкви быка, закалывали его и, сварив в больших котлах мясо, ели все сообща.

Люди ходили в гости, принимали гостей у себя, приезжали родственники даже из дальних сел. После ужина остатки еды оставляли неубранными, считая, что все умершие предки невидимо собираются в доме, чтобы ночью полакомиться.

А молодежь поздним вечером уходили в поле и там проводили всю ночь за песнями и играми, «карауля солнце»: оно, по поверью, сверкает на рассвете следующего дня особенными цветами, переливаясь и искрясь радугой.

Умывались у родника «петровой водицею», предохраняющей от множества болезней. Устраивали качели и водили хороводы.

А еще Петров день считается также праздником рыбаков, так как апостол Петр сам был рыбаком и повсюду известен как покровитель рыбного промысла. Рыбаки ему молятся, служат молебны. Кое-где был обычай собирать на «мирскую свечу», которую ставили в храме к иконе святого Петра.

12 числа также слушали кукушку - сколько лет накукует?

Осенние праздники и обычаи

Семенов день 1/14 сентября:

В Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета. В этот день раньше праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября.

В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень. Например, если на Семенов день теплая погода, то и вся зима будет теплой, и т.д.

С Семенова дня начинались засидки, работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь.

Бабье лето считалось и бабьим праздником, временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пенку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен, начинались осенние хороводы и игры.

Принято было хоронить мух и тараканов. Говорили: «В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме». В этот же день совершался и специальный обряд похорон мух и тараканов. Похороны устраивали девушки. Для чего они надевали свои лучшие наряды, делали небольшие гробики из репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки. Затем укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их с «шутливой торжественностью», иногда с плачем и с причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Обряд сопровождался песнями.

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали себе невест. Приближалась пора свадеб. Считалось, что «с Семена-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) - свядебные недели».

Покров день 1/14 октября:

Около Покрова выпадал первый снег, поэтому в народном сознании Покров связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы. Но снег, выпавший на Покров, быстро таял: «От первого снега до санного пути шесть недель». Покров связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. Он считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником.

Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались вместе, танцевали и пели песни.

Кроме танцев и песен устраивались игры. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок.

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. Потому случаю в Тамбовской губернии пекли «блинцы», что называлось «запекать углы».

Во многих местах начинались Покровские ярмарки.

Параскева Пятница 28 октября/10 ноября:

На Параскеву женщины устраивали льняные смотрины и выносили напоказ вытрепанный лен. Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считали ее своей заступницей. Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения.

Существовало поверье, что святая пятница ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.д. Иных она наказывает, других милует и даже награждает.

В этот день нельзя было прясть.

К этому дню давали обет, обещание выполнить какую-то работу во имя выздоровления близкого человека, на исполнение заветных дум. Обычно женщины давали зарок - выткать пелену. То есть с 9 ноября на 10 ноября (с 27 октября на 28 октября по старому стилю) женщина должна была в глубоком молчании, средоточии выполнить нелегкую работу. Надобно было очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать плат. Приходили помогать родственницы. Утром на Параскеву Пятницу несли готовый плат святить в церковь.

Делись добром ;)