Духовная культура древних германцев

курсовая работа

§1. КАРТИНА МИРА

Как представляли себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины мироздания.

Главным источником можно считать «Прорицание вёльвы» - саму знаменитую из песен «Старшей Эдды». Песнь вёльвы // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963. С. 9 - 15. Хотя она и была создана в Х веке нашей эры, в эпоху, переломную между язычеством и христианством, Западноевропейский эпос. Л., 1977. тем не менее отражает многие представления древних германцев о мироздании, которые бытовали еще в первых веках нашей эры и даже раньше - учитывая обилие параллелей с индоарийской мифологией.

К таким параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» - ясене Иггдрасиле, мировом дереве Песнь вёльвы // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963. С. 9 - 15. (мировой дерево, ось мира - общая для многих индоарийских народов вертикальная мифологическая доминанта Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998.).

«Старшая Эдда», содержащая в себе прежде всего космогонические мифы, повествует о мирозддании с точки рения древнего германца: правлению богов предшествовал период, когда жили другие сверхъестественные существа: исполины - йотуны. Убив одного из них - великана Имира - боги из тела его создали небо и землю. Сами они поселились в небесном жилище Асгард (подобие греческого Олимпа), наслаждаясь пирами и играми, пока на них не напали ваны - боги иной породы, олицетворявшие зло (возможно, это олицетворение какие-то враждебных германцам племен). Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 221.

Здесь мы видим очередную связь с общими индоарийскими корнями, которые стали основой мифологии многих народов Европы и Азиии: асы и ваны, по сути дело, притивопоставление злых и добрых богов, которое мы встречаем во многих религиях - от индуизма до христианских ангелов и злых духов.

Древнегерманские боги создали и людей - мужчин - из ясеня, женщин - из ольхи. Правда, имеется еще один миф о создании людей (точнее, непосредственно германцев), данный Тацитом: Сын Туистона Манн (дословно - «человек», «мужчина», ср. немецкое «mann», английское «man») стал для древних германцев родоначальником их этноса; с него начинаются эпические сказания о происхождении человеческого рода на земле; он, по словам Тацита, «праотец и прародитель древних германцев». Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 328.

Согласно сведениям Тацита, Манн породил трех сыновей, по именам которых обитающие близ океана древнегерманские племена получили название ингевонов, посередине - гермионами, а все прочие - истевонами. «Но поскольку старина, - пишет Тацит, всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что имена эти подлинные и древние». Там же.

Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной жизни.

Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и отличались в зависимости от племени.

Так, Тацит сообщает об обычае кремации, (сохранившейся, по мнению А. С. Токарева, от бронзового века Там же.): «Похороны у них лишены всякой пышности; единственное, что они соблюдают, это - чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предают огню только его оружие, иногда также и его коня. Могилы они обкладывают дерном. У них не принято воздавать умершим почет сооружением тщательно отделанных и громадных надгробий, так как, по их представлениям, они слишком тяжелы для покойников. Стенаний и слез они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам прилично оплакивать, мужьям помнить». Там же, 27. С. 348.

Таким образом, наряду с кремацией Тацит пишет и о могилах, обкладываемых дерном, то есть о зарывании трупа.

Вероятно, «правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась не просто смерть, но и позорное погребение - виновного топили в болоте, а труп закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз. Там же, 17. С. 345.

По данным комментатора, археологические исследования подтверждают этот факт, причем преимущественно в болотах, под слоем кольев и дерна, находят трупы женщин; вероятно, это наказание было наиболее частым за супружескую измену. Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 633.

В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве - уже на том свете.

С другой стороны пиры воинов в обители бога войны - своеобразный милитаризированный рай - также отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев.

Делись добром ;)