Духовная культура готов

курсовая работа

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГОТОВ

О художественной культуре готов мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

Местное ремесло достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям. Археологические находки показывают, на каком высоком уровне стояли местное ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства, основанные на римской технике, которая была освоена и развита местными ремесленниками. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия. Всемирная история. Т. 2. С. 786 - 787.

Как известно, готы первоначально расселились в юго-восточной Прибалтике. И именно с готами II - III веков связана вельбарская археологическая культура. До этого вельбарскую культуру называли то гото-гепидской, то восточно-поморско-мазовецкой. Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. С. 9 - 11.

Эта культура характеризуется отсутствием оружия в погребениях, малым количеством сосудов и преобладанием предметов из бронзы, в частности, поясные и ховидные браслеты. Покорив местные племена, готы принесли сюда свою культуру и обряд ингумации, но при этом заимствовали местные элементы.

По имеющимся данным, открытые селища с вельбарскими находками располагались на невысоких надпойменных террасах и изредка на сравнительно высоком коренном берегу реки. Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993. С. 182.

Наиболее типичным типом погребений готов в Северном Причерноморье и на Северном Карказе являются могильники Суук-Су и Абрау-Дюрсо. Набор женских украшений связывают памятники черноморского побережья Кавказа, в частности район евдусиан, на территории которых находился могильник Абрай-Дюрсо, с крымским памятником типа Суук-Су, что позволило автору раскопок Дмитриеву увидеть в нем памятник, оставленный готами. Это парные двупластинчатые фибулы, серебряные серьги с напускным 14-гранником, гладкие и вытые гривны, каменные и стеклянные бусы. Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981. С. 92.

Результаты раскопок готских захоронений показали, что готы владели всеми основными ремеслами, необходимыми для создания необходимой утвари и одежды.

Они владели гончарным ремеслом, плотницким делом, что позволяло обеспечить себя необходимыми предметами быта.

Ткачество и кожевенное ремесло позволяли обеспечивать необходимую одежду и обувь.

Кроме того, готы владели кузнечным ремеслом, а также ювелирным, о чем свидетельствуют найденные ювелирные украшения. Украшения изготавливались и из драгоценных металлов. Кроме того, среди готов были и искусные камнерезы.

Кроме того, отметим, что готам было присуще четко выраженное чувство прекрасного. Они стремились всячески украшать свою одежду, любили украшения. О высоком уровне развития этой сферы материальной деятельности, тесно соприкасающейся с культурной, дает представление не только ювелирное искусство готов, но и их изобразительное искусство.

Наиболее заметным произведением готского изобразительного искусства является изображение Теодориха в Неаполе. В Неаполе на площади находилось изображение Теодориха, короля готов, сделанное из каких-то камешков, очень маленьких, но разных цветов. Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 2. С. 150.

Из этого мы можем судить, что готы достигли достаточно высокого уровня в искусстве и могли переносить эти достижения из культурной сферы в материальную, используя их для украшения одежды.

Правда, Тацит сообщает, что «германцы столь же мало заботятся об обладании золотом и серебром, как и об употреблении их в своем обиходе. У них много полученных в дар их послами или вождями серебряных сосудов, но дорожат они ими не больше, чем вылепленными из глины». Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 5 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 339. Правда, историк добавляет, что «впрочем, ближайшие к нам [германцы] знают цену золоту и серебру из-за применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным из них предпочтение; что касается обитателей внутренних областей, то, живя в простоте и на старый лад, они ограничиваются меновою торговлею». Там же.

Как кажется, Тацит в противопоставлении «простоты» германцев нравам погрязшего в пороках и распутстве Рима слишком идеализирует древних германцев, приписывая практически всем германским племенам (кроме «ближайших» к империи) «простоту», которая присуща достаточно низкому уровню общественного развития; а германцы, как мы знаем, стояли уже на ступени разложения родоплеменного строя.

Вместе с расслоением общества, разрушением родоплеменного строя, появлением иерархии в войске и племени знатные готы перестали довольствоваться одеждой и украшениями, которые производили сами готы. Их все больше привлекали римские драгоценности и красивые ткани - ведь готы не могли сами производить, скажем, шелк, или изготовлять драгоценную пурпурную краску, да и римские украшения были изящнее и более тонкой работы.

Тем не менее все это у знатных готов было. Вожди готов имели богатое оружие, богатые одежды. Вот, к примеру, как был одет вождь готов Тотила: «На нем было надето оружие, богато разукрашеное золотом; украшения его перевязей на шлеме и на копье были пурпурные; развеваясь, они производили удивительное впечатление истинно царского наряда». Там же. С. 121.

При этом необходимо отметить, что у готов к IV веку сложилось достаточно четкое представление о престиже. Так, Прокопий Кессарийский повествует о вражде, вспыхнувшей в среде готской знати в связи из-за ссоры жен двух ее представителей. Ссора же возникла из-за того, что одна из женщин стала насмехаться над одеждой другой, говоря, что ее бедная одежда не соответствует тому высокому положению в обществе, которое занимает она и ее муж. Там же. С. 186.

Все это готы не могли произвести сами, так как этого не позволял уровень развития их материальной культуры. В связи с этим тонкие одежды и изящные украшения готы выменивали, покупали или захватывали у римлян или у других германских племен (которые, в свою очередь, также выменивали, покупали или захватывали их).

В связи с этим наблюдается упадок собственной художественной культуры готов: более ценными считались предметы роскоши более цивилизованных соседей, поэтому собственная художественная культура готов не получала стимула для развития и была вытеснена римской.

ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР ГОТОВ

Делись добром ;)