Дольмены города Сочи. История и современность городского краеведческого музея

контрольная работа

ЗАДАНИЕ 2. ОТЧЕТ О ПОСЕЩЕНИИ ГОРОДСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Музей истории города-курорта Сочи (до 1980 года - краеведческий) был создан в 1920 году и является одним из старейших учреждений культуры г.Сочи.

Основой создания музея послужила коллекция Сочинского отделения Кавказского горного клуба, который существовал с 1902 по 1917 год. Члены клуба изучали флору и фауну, археологию, быт народов Кавказа, возглавлял этот клуб - известный инженер и краевед Василий Константинович Константинов, который построил великолепную дорогу на Красную Поляну и проектировал дороги в с. Пластунское, Ажек, Аибга. Коллекция размещалась в доме его матери Майковой Е.П., это были образцы минералов, гербарий растений, предметы быта коренного населения.

После смерти В. К. Константинова и его матери (в 1920 году), коллекция горного клуба становится собственностью государства. 9 июля 1920 года Сочинский райисполком принимает решение о создании краеведческого музея. Первых посетителей музей принял 15 февраля 1921 года и находился в частном доме, на месте которого позже была построена гостиница «Приморская». Коллекция фондов насчитывала около 1 тысячи единиц, имелась собственная библиотека по краеведческой литературе. За первый год существования музей принял 712 посетителей.

С середины 20-х годов и до 1932 года музей переживал большие трудности, не было постоянного помещения, коллекции находились в ящиках, приходилось переезжать, или временно разворачивать экспозицию. Только в 1932 году музею было предоставлено здание по ул. Орджоникидзе, 29, в котором он находился более 60 лет, за этот период прошли большие изменения.

В годы Великой Отечественной войны музей стал важным общественно-политическим центром города. Летом 1942 года, когда город Сочи стал прифронтовым, экспонаты музея эвакуировали в глубь гор, часть была закопана в пещерах. Когда угроза оккупации миновала, музей вновь восстановил экспозицию и был открыт для посетителей. В фонды музея за годы войны поступило более 3 тысяч предметом музейного значения, рассказывающих об участии сочинцев в боевых действиях на фронтах и их самоотверженной работе в госпиталях города. Сотрудники музея проводили экскурсии для раненных бойцов, а к тяжелобольным ходили в госпитали с лекциями. В годы Великой Отечественной войны музей обслужил более 45 тысячи посетителей.

В послевоенный период деятельность музея полностью соответствовала государственной политике в области музейного дела. Строились новые экспозиции, пополнялись фонды уникальными экспонатами, проводились экскурсии и массовые мероприятия, осуществлялись выезды в сельские районы Кубани.

Появилась и новая форма работы: стали принимать выставки из музеев других городов - Тбилиси, Краснодара, Майкопа, Калуги, Сухуми и т.д.

В 1986 году в состав музея вошли новые объекты, расположенные в отдельных зданиях: Музей «Дача певицы В.Барсовой» и Этнографический отдел музея в п. Лазаревское.

Здание, в котором находился музей по ул. Орджоникидзе, было построено в 1910 году, совершенно устарело и не соответствовало типовым музейным нормам. Планировалось построить новое здание музея, и строительство его началось в 1992 году рядом со старым зданием по улице Орджоникидзе за счет инвестора. Вскоре стройка была заморожена из-за отсутствия финансирования. Вскоре началось проектирование, а затем и строительство нового здания санатория «Черноморье». В конце 1999 года дом № 29 по ул.Орджоникидзе был снесен.

В 2000 г. музей был переведен в другое здание, полностью утратив постоянную экспозицию. Перед сотрудниками стала задача не только разработки новой концепции стационарной экспозиции, но и реконструкции здания, которое не было приспособлено под музейное учреждение.

Это здание, расположенное по адресу, ул. Воровского, 54/11, возведено в 1936 г., в период первой генеральной реконструкции Сочи - Мацестинского курорта как общеобразовательная школа и отражает стилевые особенности сочинских архитектурных сооружений того периода времени. Детали архитектурной пластики, симметричное решение, стройные пропорции колоннады коринфского ордера и ионических псевдолоколонн характеризуют стиль неоклассицизма, к которому можно отнести это здание. Подобные сооружения составляли архитектурный фон застройки и облик Сочи 1930-х годов, утраченный в настоящее время. Здание входит в число немногих сохранившихся построек Сочи, отражающих то своеобразие и культуру градостроительства, которые были присущи тому времени.

Именно поэтому в 2000 году при переводе Музея истории города-курорта Сочи в другие помещения, ему было передано это строение, которое имеет архитектурно-образное решение, своими архитектурными особенностями соответствует функциональному предназначению музея, его концептуальным основам и музееведческим установкам.

Музей был поставлен перед задачей активного совершенствования и переосмысления всей экспозиционной культуры в соответствии с ведущими тенденциями времени, не отказываясь и от традиционного в методике построения экспозиции, наработанного поколениями.

В 2006 году Музей истории города-курорта Сочи подготовил экспозицию, на которую из бюджета города было выделено 1,5 млн рублей. Новая кспозиция музея, состоящая из 14 залов общей площадью более 700 кв. м., отражает историю Черноморского побережья Кавказа и г. Сочи с древнейших времен до современности. Здесь представлено более 4 тысяч уникальных экспонатов. Среди них археологические памятники Сочи, предметы этнографии, быта и культуры многонационального населения региона, документы и фотоматериалы. Большой раздел посвящен истории курортного освоения этой территории и теме « Сочи - столица российских курортов». Концептуальное решение художественного оформления экспозиции, разработанное художником-дизайнером С.Н. Сорокиным, представляет стройный ансамбль, все части которого взаимосвязаны и образуют четкую систему, предметно и образно построенную художественную структуру.

Экспозиция решена таким образом, что подлинные памятники истории и культуры приобрели первичное значение и главный смысл. Вместе с тем художественный образ экспозиции усилен широкой палитрой дизайнерских приемов. Различными художественными методами достигнута цель оптимального понимания, поддержания интереса по ходу осмотра всей экспозиции.

Экскурсия по музею начинается с вводного зала, в котором представлена общая социально-географическая характеристика города Сочи, его главные награды и достижения, международные связи и миротворческая деятельность.

Зал «Археологические памятники Сочинского региона» включает редкие находки от древнекаменного века до средневековья. Это орудия труда древнего человека (палеолит), античные золотые украшения из погребений, серебряная посуда (I-II вв.), византийские монеты и предметы ранне-христианской культуры (VI-VIII вв.). Экспонаты более позднего времени - оружие, военное снаряжение, одежда, кухонная утварь отражают историю и быт коренного населения Сочи - адыгов.

В зале «Основание Сочи» экспонаты рассказывают об истории присоединения Черноморского побережья Кавказа к России, о Сочи, основанном как военное укрепление Александрия 21 апреля 1838 года. Художественный образ экспозиции решен в виде корабельной каюты с артиллерийским вооружением русской армии первой половины XIX в. - пушками, ядрами. Интерес вызывает холодное и огнестрельное оружие, военные карты, документы этого периода.

Зал «Переселенческое движение в Сочинский округ во второй половине XIX в.» отражает процесс формирования нового многонационального состава региона, его этнической карты. Предметы материальной и духовной культуры русских, армянских, украинских, грузинских, греческих, эстонских переселенцев помещены в диорамы. Живописно представлены «Интерьер кухни русского переселенца», «Двор усадьбы армянского переселенца», насыщенные подлинными экспонатами.

Зал «Курортное освоение, культура Сочи» состоит из экспонатов конца XIX - начала XX вв., отражающих большую роль представителей дворянских родов и купечества в хозяйственном освоении Сочинского округа Шереметевых, Мамонтовых, Хлудовых. Художественная композиция «Кавказская Ривьера» и уникальные фотодокументы дают яркое представление о первом курорте в округе, открывшемся в июне 1909 г.

О революционных преобразованиях рассказывает зал «Сочи в период трех революций и гражданской войны». Трагические события первой мировой войны и смены власти, которая менялась здесь восемь раз, представлены документами и объемными экспонатами - конармейской тачанкой, морской миной и другими.

Советский период показан в экспозиции через призму истории Первого генерального плана реконструкции Сочи - Мацестинского курорта 1930-х годов, когда формируется новый архитектурный облик города и его санаторно-курортная база.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и оборона перевалов Западного Кавказа отражены в зале «Сочи-город-госпиталь», где эмоциональное воздействие оказывают диорамы-композиции «Госпитальная палата», «Операционная», «Бой на перевале», награды и личные вещи защитников Родины, предметы фашистского вооружения и снаряжения.

Экспозиция завершается залами «Сочи в период 1946-1990 гг.», в которых представлен сложный и неоднозначный период в истории России, но город имел статус Всесоюзной здравницы и международного курорта.

В музее развернута стационарная выставка «Космонавты в Сочи», где представлены уникальные экспонаты по истории Советской космонавтики ХХ века:

- спускаемый аппарат космического корабля «Союз-9»;

- предметы жизнеобеспечения космонавтов, продукты питания, космические костюмы и скафандры, а также фотографии и документы об отдыхе космонавтов в Сочи и постполетной реабилитации в Сочинских здравницах.

Экспозиция «Природа Западного Кавказа» завершает большую тему «Природные рекреационные ресурсы региона Сочи», которая создает цельную и образную картину растительного и животного мира, дает представление об общей характеристике флоры и фауны и природных явлениях, встречающихся на побережье.

Архитектурно-художественный проект экспозиции изображает высокогорную зону, альпийские и субальпийские луга на разных высотах Кавказских гор, зону хвойных и смешанных лесов и обогащен палитрой дизайнерских приемов на приоритете музейных предметов. Это чучела животных и муляжи растительных организмов. Туры, сирены, благородные кавказские олени, зубр, медведи, сипы, орланы и певчие птицы лесов, а также насекомые и пресмыкающееся помещены в живописные диорамы. (Всего более 150 видов). Главная задача заключается в том, чтобы с помощью музейных предметов и современных технологий создать цельную картину природы Западного Кавказа, вызвать интерес у посетителей к проблемам экологии и окружающей среды.

Музей получил возможность проводить, используя экспозиционный материал, более широкий спектр научно-просветительных мероприятий экологической направленности.

Делись добром ;)