logo
Город Гатчина как социокультурное явление

1.2 Гатчина - это Россия и весь мир

Гатчина - небольшой российский город с загадочным названием. Являясь крупным промышленным, научным, учебным центром Ленинградской области, создавая новые жилые районы, он бережно сохраняет "Старую Гатчину" с тихими уютными улочками.

Мировую известность Гатчина получила как знаменитый пригород Санкт-Петербурга, бывшая резиденция русских императоров с уникальным дворцово-парковым ансамблем.

Гатчина с ее особой русской судьбой складывалась под большим влиянием истории и культуры многих народов мира, особенно стран Европы. Поэтому в городе можно увидеть уголки, напоминающие Италию, Францию, Англию, Германию. Гордость гатчинцев - дворец-музей, который хранит богатейшие коллекции русского, европейского и восточного искусства.

В начале исторического прошлого Гатчина испытывала значительное влияние скандинавских соседей. Издревле на гатчинской земле мирно жили славянские и финно-угорские племена. И сегодня среди многонационального населения города сохраняется большая диаспора финнов. На улицах Гатчины рядом с православными соборами находятся финские кирхи.

В XVIII веке после победы России над Швецией и строительства Санкт-Петербурга в гатчинской мызе стали возводиться новые сооружения на остатках шведских укреплений. При строительстве использовались старые фундаменты, строительный материал. Так появились здание бывшей риги для хранения сельхозпродуктов с круглой зубчатой башней, здание бывшей суконной фабрики, которые и сегодня напоминают о тех далеких временах.

Блистательный век Екатерины и короткое правление ее сына Павла I коренным образом изменили дальнейшую судьбу небольшого поселения, каким была Гатчина.

В это время в Гатчине наравне с русскими работают итальянские, английские, французские мастера. Многие из них только в России смогли использовать накопленный опыт и раскрыть свой талант, впитав культуру и традиции русского народа.

Получив в подарок от Екатерины II Гатчинское поместье, граф Григорий Орлов, влиятельный фаворит и богатый вельможа, на берегу красивого озера построил загородный замок-дворец, окруженный живописными парками и обширными лесами, предназначенными для развлечения и охоты. Здание возводилось по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, который 40 лет работал в России. Гатчинский дворец вошел в историю архитектуры как выдающийся образец стиля раннего классицизма.

Гатчинский дворец одновременно напоминает романтический замок Средневековья, изящное палаццо итальянского Ренессанса и типичный русский усадебный дом. В облицовке фасадов дворца, галерей, лестниц, обширных подвалов Антонио Ринальди применил не традиционный мрамор, а местный камень известняк "цвета туманного неба", который издревле использовали в строительстве жители Гатчины.

В духе рыцарских замков из дворца на берег озера был прорыт подземный ход. 120-метровый тоннель, проложенный под лугом и освещаемый с поверхности окнами-люками, заканчивается пещерой, декорированной камнями-валунами.

Пещера с выходом к озеру посвящена лесной нимфе Эхо. Слова, произнесенные в ней, эхом повторяются в тоннеле, развлекая посетителей и рождая легенды о существовании неземных обитателей, которые бродят по ночам по гулким коридорам старого замка.

Более двух столетий гордо устремлены в гатчинское небо высокие башни дворца со смотровыми площадками, на которые можно подняться по каменным винтовым лестницам.

Как много они видели со своей высоты! Менялись времена, менялись владельцы Гатчины... и часы на одной из башен каждому отбивали свой счет...

После графа Г.Орлова на целых 13 лет хозяином Гатчины стал сын Екатерины II, будущий император Павел I. Самый "романтический" из русских императоров, "русский Гамлет", он искренне полюбил удаленное от Санкт-Петербурга поместье. Только в Гатчине за толстыми стенами дворца наследник престола чувствовал себя в безопасности и "по-настоящему дома". Превратив Гатчину в свою резиденцию, в 1797 году Павел I объявляет ее городом. Не случайно историки назвали Павла I "гатчинским императором". Гатчина тоже хранит память о нем.

В 1851 году на площади был поставлен памятник Павлу I работы скульптора И.Витали. Моделью для памятника послужил портрет императора, написанный русским художником С.С.Щукиным и утвержденный самим Павлом I. Встав на пьедестал, бронзовый Павел, в форме полковника Преображенского полка, в высоких ботфордах, широкой треугольной шляпе, с тростью и шпагой, гордо глядя на свой дворец, продолжает принимать бесконечный парад времени.

Перестройкой дворца по заказу Павла I руководил вновь итальянский архитектор Винченцо Бренна. В результате бывший загородный дом стал выглядеть более величественным и "суровым". Перед дворцом появилась площадь, окруженная рвом с бастионами и пушками в амбразурах.

В значительно расширенном павловском дворце были оформлены новые парадные залы: торжественные тронные, пышные приемные, нарядные гостиные, достойные величия будущего императора, а также уютные жилые помещения для большой семьи Павла Петровича, родственников и членов "малого" двора.

Первоклассные произведения живописи, скульптуры, мебельного искусства, изделия из бронзы и камня, ковры и фарфор, выполненные в странах Европы и Востока, украсили интерьеры новой императорской резиденции.

Среди богатейшего убранства дворца было много вещей, закупленных Павлом Петровичем и его супругой во время их путешествия по странам Европы в 1781-82 гг под именем графов Северных.

Большое воздействие на вкусы и пристрастия "гатчинского" императора оказали посещения дворцов французского, австрийского, прусского, неаполитанского королей, музеев и галерей Италии, мастерских известных художников и скульпторов, модных магазинов и известных мануфактур Франции. Великолепные интерьеры Белого зала, Мраморной столовой, Греческой и Чесменской галерей иллюстрируют искусство древней Греции и Рима.

Стены и потолок Белого зала оформлены многочисленными лепными композициями из цветочных гирлянд, раковин, изображений животных и мраморными барельефами по сюжетам поэмы Гомера "Илиада", а также истории Александра Македонского. Мраморные статуи и бюсты античных богов, героев, эффектно расставлены вдоль стен зала. Изумительный по красоте и изяществу паркет и полотнища дверей, выполненные по проекту Ринальди, дополняют праздничный наряд зала.

Известный и модный в XVIII веке французский художник - "живописец руин" Гюбер Робер для Греческой галереи исполнил 4 большие красочные картины.

Чесменская галерея получила свое название в память о блестящей победе русского флота над турецким в 1770 году в Средиземном море. Эпизоды знаменитого сражения изобразил популярный немецкий художник Я.Гаккерт. В пышный декор галереи включены символы власти императорского Рима и профили императоров.

В Верхней тронной Павла I, Парадной опочивальне и Малиновой гостиной воспета слава искусству Франции периода абсолютизма.

Главным украшением Верхней тронной и Малиновой гостиной стали гобелены из серий "Страны света", "Портреты богов" и "Дон Кихот", подаренные Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой в Париже.

Во Франции для Парадной опочивальни были закуплены лионский шелк голубого цвета, шитый серебром, фарфоровые вазы кобальтового цвета севрской фабрики. Живопись на потолке исполнил французский художник Дуайен. Роскошная деревянная резная кровать под балдахином и огражденная балюстрадой напоминает ложе короля-Солнце Людовика XIV.

Уникальная коллекция холодного и огнестрельного оружия, которую начал собирать еще первый владелец дворца Г.Орлов, продолжили Павел I и все следующие владельцы, была использована в оформлении Оружейной галереи. Большую часть коллекции составляли охотничьи ружья. Особенно эффектно смотрятся композиции: из пистолетов - вензеля Павла I и из ружей - солнца.

Любимыми помещениями Павла в Гатчинском дворце были его "личные" комнаты, расположенные на первом этаже с окнами в Собственный садик. В них гатчинский император работал, думая о будущем переустройстве России, отдыхал, молился. На стенах висели портреты его кумиров: прадеда - Петра I, отца - Петра III, Генриха IV, Фридриха II, картины любимых художников, хранились памятные сердцу предметы, важные документы. Позже эти комнаты были превращены в своеобразный музей памяти императора, где сохранялась обстановка павловского времени. Среди вещей экспонировались мундир, ботфорды, трость, рубашка со следами крови и ширма, перенесенные сюда из Михайловского замка Санкт-Петербурга, где Павел I был убит группой заговорщиков.

В библиотеке дворца-музея сохранилось несколько книг Павла I по истории Мальтийского ордена. Известно, что в 1798 году Павел I принял титул Великого магистра этого ордена. Художник С.Тончи написал портрет императора с мальтийскими регалиями. Тронной кресло Павла I тоже украшено мальтийским крестом.

Павел I заказал талантливому русскому архитектору Н.А.Львову строительство оригинального дворца-замка для приора Мальтийского ордена. Приоратский дворец был построен на берегу Черного озера в парке. Украшенный стройной каменной башенкой и остроконечными крышами, он выполнен из необычного материала - спрессованной земли.

Незабываемым для Павла I стал прием, оказанный во время заграничного путешествия в замке Шантильи, владении принца Конде. По чертежам, присланным затем из Франции, по желанию Павла в Гатчину были перенесены многие уголки парка и сооружения этого поместья под Парижем, где работал знаменитый Ленотр.

Площадь "Коннетабль" с 32-метровым обелиском, дорогой с мостами и кордегардиями, ведущая ко дворцу, является своеобразным вариантом площади, созданной в честь знаменитых военачальников Франции - коннетаблей Монморанси и владельцев Шантильи.

Придворцовые сады, устроенные на искусственных террасах, спланированы в "регулярном" стиле, подобно итальянским и французским образцам, с лестницами и площадками, со скульптурой и цветниками.

Парадные входы в парк Гатчины украшены каменными воротами по типу римских триумфальных арок.

Тема любви тоже нашла свое воплощение в Гатчинском парке. Под неярким северным небом в широкие водные глади живописного Белого озера естественно вписался очаровательный парковый павильон, посвященный богине любви Венере. Находясь на острове Любви, омываемый с трех сторон водой, павильон как бы плывет по озеру. Проект павильона Любви, созданный в подражание античным храмам, тоже заимствован в парке Шантильи, но на русской земле он получил новое художественное звучание.

Еще один уголок галантной Франции скрывается за каменной стеной парка вблизи дворца. Простой формы каменные ворота с аркой, над которой помещена маска лесного духа, приглашают в парк Сильвия. Первоначальная планировка парка с кружевной сетью дорожек, площадок для игр, маленькими прудами с каскадами напоминала Павлу I аналогичный парк во французском поместье, а название - о романтических любовных историях и легендах, рассказанных там.

Недалеко от острова Любви среди деревьев за массивным каменным порталом "Маска" прячется домик-сюрприз, созданный тоже французскими мастерами, но из традиционно русского материала. Фасады, ставни окон и двери затейливого паркового павильона декорированы кусками стволов березы, красавицы русского леса. По преданию, Березовый домик с нарочито простой отделкой внешне и изящным дворцовым залом внутри подарила Павлу I императрица Мария Федоровна "дабы вызвать улыбку на устах любимого супруга".

Вначале гатчинские парки создавались в пейзажном стиле под руководством английских мастеров совместно с Антонио Ринальди. Талантливые парковые архитекторы и садоводы Дж.Гакет, Дж.Шпарро, братья Гельмгольц, прочувствовав своеобразную неброскую красоту русского северного края, построили на огромной территории (общая площадь парков около 700 га) разнообразные "живые" картины природы: живописные рощицы сменялись зелеными лужайками, запутанные дорожки то вели на невысокие холмы, то спускались к озерам.

Эпическая красота обширных водных пространств является отличительной чертой парков Гатчины. Объединенные в единую водную систему, Серебряное, Черное, Глухое озера, пруды и речки рождают ощущение простора и величия.

Многочисленные острова, искусственные и созданные природой, украшают озера. Через протоки, водные лабиринты, на острова перекинуты разнообразные мостики: каменные, деревянные, металлические с ажурными ограждениями.

Парковый фасад дворца отражается в зеркальной глади озер, а его высокие башни видны из многих точек парка.

Для сменяющих друг друга императоров в Гатчинском дворце оформлялись "собственные" апартаменты, не подвергая переделке помещения предшественников. К началу XX века дворец в Гатчине стал самым большим по количеству помещений и самым богатым по коллекциям разных произведений искусств среди пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Гатчинский дворец представлял собой музей по истории искусства интерьера от середины XVIII до начала XX веков. Только в Арсенальном каре было свыше 200 помещений, многие из них являлись яркими образцами стиля "историзма". Талантливый русский архитектор Кузьмин, перестроив боковые корпуса дворца и надстроив над ними третий этаж, создал неповторимые по красоте и разнообразию анфилады комнат для императоров Николай I, Александра II, их супруг и детей. В оформлении интерьеров были использованы элементы и формы различных европейских стилей: ренессанса, готики, барокко, рококо.

В многочисленных гостиных, кабинетах, спальнях, ванных комнатах - обилие мебели, тканей, зеркал, бронзы, картин. Мебель расставлена так, что образует уютные уголки для работы, отдыха, приема гостей. Среди богатейшего собрания картин особенно много портретов царской семьи и европейских родственников.

В красочном калейдоскопе сменяющихся комнат особо выделяются помещения, где стены и мебель обиты английским вощеным ситцем "чинз" с цветочным узором.

Император Александр III, как и его прадед Павел I, очень любил "милое Гатчино" и избрал эту резиденцию постоянным местопребыванием.

Будучи страстным коллекционером, Александр III для украшения Гатчинского дворца, как и его предшественники, закупал первоклассные произведения искусства и предметы быта разных стран и веков. Особым увлечением императора была живопись русских художников-современников. Высокого роста, сильный, с окладистой бородой, любящий носить простую одежду, есть простую русскую пищу, Александр III постоянно подчеркивал, что он - русский православный император.

В личных комнатах семьи Александра III было много икон, пасхальных яиц. Для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой Фаберже было изготовлено пасхальное яйцо с миниатюрной копией Гатчинского дворца.

Родственные связи с Германией, жена-немка и особенно преклонение перед авторитетом прусского короля Фридриха II способствовали тому, что во времена Павла I Гатчина больше напоминала немецкий городок с его порядками: башенки со шпилями маленьких крепостей, которые охраняли подступы к городу, казармы "гатчинских" войск, полосатые шлагбаумы со сторожевыми будками на улицах, а на площади перед дворцом марширующие войска в военной форме немецкого покроя.

В конце XIX века Гатчина превратилась в модный дачный городок. Многие писатели, поэты, музыканты и художники подолгу жили здесь и посвящали Гатчине свои произведения.

В царствование Александра III, который искоренял "неметчину", как он называл все иностранное, Гатчина превратилась в уютный русский городок. До сих пор на улочках старой Гатчины сохранились деревянные домики, украшенные по фасадам, наличникам окон, ограждений балконов, крылечек ажурной резьбой. Изящные башенки с флюгерами, застекленные веранды, балкончики придают особое очарование этим районам города.

Причудливой формы каменный особняк в стиле скандинавского модерна с просторным двором за высокой глухой стеной принадлежал известному художнику-карикатуристу П.Е.Щербову. У него в гостях часто бывали А.Блок, В.Брюсов, А.Толстой, М.Горький, М.Шаляпин и др.

На соседней тихой улочке в "зеленом" домике жил писатель Александр Куприн - "всероссийский гатчинский житель", как он себя называл.