Выявление основных принципов формирования этнографического центра истории и культуры Астраханской области

дипломная работа

1.4 Этапы этнической истории Астраханского края

Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой и рыболовством.

· В IV тыс. до н.э. в Северном Прикаспии наступил энеолит - медно- каменный век.

В развитии производительных сил произошли огромной важности перемены. Человек освоил металлы и научился обрабатывать самородную медь. Расширилась зона производящего хозяйства. В степях нашего края скотоводство становится ведущей формой производящего хозяйства, В регионе обнаружены десятки энеолитических стоянок и могильников.

· Эпоха бронзы - III - начало I тыс. до н.э.

В эту эпоху наш край входил в зону расселения последовательно сметавших друг друга племён ямной, катакомбной и срубной археологических культур. Назывались они так по способу захоронения умерших; в простых грунтовых ямах под курганными насыпями - у ямников; в глубокой могиле, в специальной нише в боковой стенке - катакомбе, под курганами - у катакомбников; в подкурганных могилах, стенки которых укреплялись деревянными срубами - у срубников. Эти культуры многие исследователи относят к праиндоевропейской («арийской») языковой общности. Ямники, катакомбники и срубники ~ пожалуй, первые этнокультуры на территории Нижней Волги и соседних степных пространств. Хозяйство этих племён было комплексным, всё большую роль в котором с течением времени стало приобретать кочевое скотоводство. У срубной культурно- исторической общности скотоводство составляло уже основу экономики. С XVII в. до н.э. начинается расселение срубных племён на юг, на территорию Средней Азии, Ирана и Индии, а также на запад, на территорию Европы и Передней Азии. Многочисленные племена, входившие в срубную культурно-историческую общность, сами себя называли «арья» или «арии». С их расселением по Азии и Европе связано нынешнее языковое и культурное родство индоевропейских и индоиранских народов. Кроме того, исследователи полагают, что у срубников на рубеже III и II тысячелетий до н.э. сложилась развитая ведическая религиозная система, из которой позже сформировались такие «арийские» религии, как зороастризм и индуизм.

· С VII в. до н.э. по IV в. н.э. в Нижнем Поволжье обитали потомки срубников - савромато-сарматские племена. Это были ираноязычные кочевники, которых античные источники вначале именовали «савроматы», затем «сарматы», а с первых веков новой эры - «аланы» (по названию наиболее крупного сарматского племенного союза). Нам известны названия многочисленных сарматских племён - сирматы, роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.

· IV в. н.э. - гуннская эпоха.

В 375 г. на Волге появились пришедшие из глубин Азии орды гуннов, разгромившие аланские племена. По мнению некоторых исследователей, гунны были тюркоязычны (хотя есть и другие точки зрения об их языковой принадлежности). К моменту своего вторжения в Восточную Европу гунны представляли собой уже конгломерат многочисленных тюркоязычных, монголоязычных, финно-угорских и ираноязычных племён. Покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз третьи, гунны продвинулись через степи Нижнего Поволжья в Европу, где вступили в противоборство с ещё могущественной Римской империей и германскими варварскими королевствами,, Нашествие гуннов положило конец господству в евразийских степях ираноязычных европеоидных кочевников и знаменовало начало эпохи тюрко-монгольских кочевников. Для Нижнего Поволжья это время можно условно назвать «тёмным веком» по причине скудости наших знаний о нём (в т.ч. и об этнической ситуации). Известно только, что вместе с гуннами в степи Восточной Европы впервые приходят тюркоязычные племена.

· V-VII вв. условно можно определить как дохазарское время, когда территорию региона постепенно заселяют тюркоязычные племена.

Завершается многовековое господство в степях ираноязычных кочевников. Однако на Нижней Волге продолжают обитать остатки аланского населения. В конце VI в. степи Нижнего Поволжья и Северного Предкавказья вошли в состав Тюркского каганата. Но уже в начале VII века это государство начали раздирать внутренние смуты, и в Предкавказье сложилось два союза племён: Великая Болгария и Хазария или Хазарский каганат, где основу населения составили тюркоязычные хазары и савиры. В 40-х гг. VII в. хазары покорили ослабевшую Великую Болгарию, поглотив её земли и население.

· VII-X вв. - эпоха Хазарского каганата.

Вскоре влияние каганата распространилось почти на всё Северное Причерноморье и Крым. Племенной союз начал превращаться в сложно устроенное государство. В состав каганата входили как степные пространства с кочевым населением, так и оседлые области - Предкавказье, Крым, Приазовье, Дон. Столичные города - Беленджер и Семендер - располагались на территории предгорий в нынешнем Дагестане. С VIII в. столичным центром Хазарии, вследствие араб о-хазарских войн за Кавказ и поражения хазар, стал нижневолжский регион. Именно здесь возникла новая (и последняя) хазарская столица - г.Итиль, до сих пор точно не локализованный археологами. Основным населением Хазарии были тюркоязычные хазары и булгары и ираноязычные аланы, которых объединяют в археологическую салтово-маяцкую культуру., В Итиле проживало многонациональное население (помимо, естественно, трёх «саятовских» народов, также арабы, евреи, славяне и др.), имелись мусульманские мечети, христианские храмы, иудейские синагоги. Кроме того, в городе жило много тюрков-язычников.

· XI - первая треть XIII вв. - домонгольский период.

В Нижнем Поволжье в это время известен город Саксин, или Саджсин (возможно, возникший на месте прежнего Итиля, разрушенного в 965 или в 968 г. киевским князем Святославом), в котором проживали тюркоязычные огузы (или гузы), хазары, булгары, ираноязычные аланы, часто бывали арабские и славянские купцы и др.

· «Золотая Орда» - XIII-XV вв.

Делись добром ;)