logo
Этнокультурные процессы Центральной Азии в период развитого средневековья

1.1 Этнокультурные процессы Центральной Азии

Территория Центральной Азии была местом постоянных культурных взаимодействий, начиная, пожалуй, с эпохи бронзы, когда диффундировали технология бронзовой металлургии, появление боевой колесницы и т.д. В более поздний период через территорию Центральной Азии проходили трассы Великого шелкового пути, торговля по которым имела огромное значение для межцивилизационного взаимодействия. Во-первых, происходил обмен материальными ценностями. Народы Великой Степи впитывали, перенимали идеи и достижения земледельческих цивилизаций, внося в сокровищницу мировой культуры и свои достижения: переносное жилище, седло и стремена, искусство верхового боя, изделия из войлока, кожи, золота, серебра. Во-вторых, перевозки по торговым путям облегчали распространение религиозных и культурных традиций. В-третьих, торговля на дальние расстояния усиливала кочевые народы Центральной Азии, начинавшие оказывать политическое влияние на оседлые народы [18, с. 32]

Современная этническая карта, отражающая расселение народов Центральной Азии, -- это результат многотысячелетних этногенетических и миграционных процессов.

Становление государственности на территории Центральной Азии, Южной Сибири и Поволжья в раннем Средневековье (VI-XI вв.) связано с образованием Тюркского каганата, традиции которого были унаследованы Уйгурским каганатом, государствами кыргызов на Верхнем Енисее, кимаков и кыпчаков на Иртыше, Болгарским государством и Хазарским каганатом в Поволжье и на Северном Кавказе. Единство общественного устройства, этнокультурное родство и сходство политической организации всех этих государств позволяют рассматривать время их существования и преобладания в Великой степи как относительно цельный историко-культурный период -- эпоху степных империй [19, с.12].

На рубеже периода раннего средневековья в процессе создания Тюркского каганата и расширения его влияния на всю территорию евразийских степей широкое распространение получают памятники древнетюркской культуры. Они зафиксированы на всей территории Центральной Азии, Саяно-Алтая, Притяньшанья. Древнетюркские поминальные оградки обнаружены на Южном Урале.

Наиболее ранние памятники, относящиеся к периоду формирования культуры древних тюрок на Алтае в V-VI вв., составляют «берельский тип могил». Для памятников данного типа характерны небольшие каменные насыпи, широтное расположение могил, погребение человека с 1-3 конями на уступе могильной ямы. В инвентаре захоронений имеются луки с длинными, массивными накладками, палаши с кольцевым навершием, детали панциря, предметы конской упряжи, которые дают основание относить эти памятники к середине I тыс. н.э. Д.Г. Савинов относит к этому периоду впускное захоронение с конем в кургане Улуг-Хорум в Туве, в инвентаре которого имеются ранние орнаментированные стремена. Подобные стремена обнаружены на Алтае, в Минусинской котловине и Поволжье, что дает основание связывать их распространение со временем максимального расширения Первого Тюркского каганата во второй половине VI в. Истоки обряда погребения с конем восходят к предшествующим культурам хунно-сарматского и скифского времени в Горном Алтае [10, с. 8]. Хотя в берельских памятниках не представлены поминальные оградки, не приходится сомневаться, что древнетюркская поминальная обрядность восходит к местным культурным традициям, поскольку поминальные комплексы с оградками и балбалами имеются в булан-кобинской культуре хунно-сарматского времени. В культурах Горного Алтая подобные оградки появляются в конце I тыс. до н.э., а традиция установки поминальных стел уходит в эпоху бронзы.

Очевидно, что после переселения на Алтай древние тюрки восприняли погребальную и поминальную обрядность местного кочевого населения Горного Алтая. С образованием могущественной военной державы, Первого Тюркского каганата, поминальный культ древних тюрок приобрёл ярко выраженный военно-дружинный характер, который проявился в установке балбалов по числу убитых поминаемым воином врагов.

Основные элементы древнетюркского предметного комплекса сложились в кочевой среде ещё в хуннское время. Это относится к предметам военно-дружинной субкультуры: вооружению, конской сбруе, воинскому снаряжению, украшениям и пиршественной посуде, которые присутствуют в сформировавшемся виде уже в культуре хуннов. Ко времени сложения культуры древних тюрок данный комплекс претерпел существенные изменения. В середине I тыс н.э. древнетюркская культура испытывала значительный приток инокультурных инноваций из иранской и китайской среды. В их числе были сёдла с жёстким остовом и стременами, новые формы вооружения ближнего боя, украшений и пиршественной посуды. В Первом Тюркском каганате для прокламативных целей стала применяться согдийская письменность [20, с. 79].

Древнетюркские петроглифы и тамги восходят к центрально-азиатской культурной традиции бронзового и раннего железного века. Стилистические и сюжетные изменения в изобразительном искусстве древнетюркского времени характерны для всего Центрально-азиатского историко-культурного региона.

Важной темой в изучении культуры древних тюрок является выделение и характеристика памятников Первого Тюркского каганата. Длительное время памятники этого периода не выделялись из общего массива древнетюркских комплексов VI-VIII вв. Однако с выделением «кудыргинского этапа» в культуре древних тюрков по материалам Горного Алтая выявилось, что синхронизация с ним комплексов на сопредельных территориях Центральной Азии встречает серьёзные трудности. В западном ареале распространения древнетюркских памятников, на Алтае, Тянь-Шане, в Казахстане и Средней Азии, к VI-VIII вв. отнесены погребения с конём, в инвентаре которых имеется поясная фурнитура, выполненная в геральдическом стиле. Однако на основной территории распространения древнетюркской культуры таких памятников нет. На совершенно иных основаниях выделены древнетюркские поминальные комплексы и петроглифы Первого Тюркского каганата. Ряд исследователей считает, что для древних тюрок в этот период не были характерны каменные изваяния и руническая письменность, которая была создана только во Втором Восточном Тюркском каганате в VII в. По-видимому, традиция установки каменных изваяний, наряду со стелами, у поминальных оградок должна была возникнуть ещё в период существования единого Первого Тюркского каганата, иначе трудно объяснить существование схожих поминальных обрядов в разных тюркских государствах находившихся во враждебных отношениях друг с другом в VII-VIII вв. Д.Г. Савинов относит к кудыргинскому этапу изваяния и стелы с дополнительными рисунками, сценами охоты и поклонения. Однако, судя по стилистическим особенностям рисунков, эти памятники могут относиться к разным хронологическим этапам древнетюркской культуры [21, с. 104].

Важной проблемой в изучении культуры древних тюрок является уточнение её внутренней хронологии и периодизации, выделение локальных вариантов в массиве комплексов, относящихся к VII-X вв. На материалах раскопок из Саяно-Алтая и Тянь-Шаня в последние десятилетия создано несколько детальных классификаций погребальных и поминальных памятников, каменных изваяний, инвентарных комплексов. По ряду признаков выделены памятники «катандинского типа», синхронные времени существования Второго

Восточного Тюркского каганата в Центральной Азии и Западного Тюркского и Тюргешского каганатов в Притяньшанье, Казахстане и Средней Азии. Одним из основных признаков этого периода является поясная и сбруйная фурнитура с гладкой, не орнаментированной поверхностью. Локальные различия между западным и восточным ареалом распространения древнетюркской культуры объясняются разной ориентацией внешних культурных связей. Западные тюрки в гораздо большей степени, чем восточные, были связаны с иранцами и согдийцами, а восточные больше ориентировались на престижные элементы культуры империи Тан.

Памятники культуры древних тюрок VIII-X вв., относящиеся ко времени утраты ими государственной самостоятельности и вхождения в состав государств уйгуров и кыргызов, изучены в Саяно-Алтае и Монголии. Ряд исследователей выделяют в этот период два хронологических этапа, синхронные времени существования уйгурского каганата VIII-IX вв., и кыргызского IX-X вв.

Об этнокультурной истории населения Уйгурского каганата известно очень мало, что объясняется, в первую очередь, слабой степенью изученности археологических памятников, которые могут быть сопоставлены с уйгурами.

Сведения о сооружении уйгурами городов на р. Кем (Енисее) имеются в письменных источниках. В памятнике Боян-чора говорится: «Там я распорядился устроить свой беловатый лагерь и дворец (с престолом), там я заставил построить крепостные стены (заборы), там я провёл лето, и там я устраивал моления высшим божествам (?). Мои знаки (тамги) и мои письмена я там приказал сочинить и врезать в камень».

С периодом пребывания уйгуров на территории Тувы связано распространение здесь каменных изваяний, отличающихся от древнетюркских отсутствием оградок и рядов камней-балбалов, иконографией (фигура человека с сосудом в двух руках), дополнительными деталями (изображения кос, головных уборов и поясов с многочисленными подвесными ремешками и лировидными подвесками). Среди них выделяются тщательностью изготовления изваяния Центрально-Тувинской котловины, образующие отдельную стилистическую группу памятников. Датировка изваяний с сосудом в двух руках определяется по изображённым на них реалиям VIII-IX вв.

В настоящее время в Туве исследовано несколько городищ и крепостей, уйгурская принадлежность которых определена С.И. Вайнштейном. Однако, следует отметить, что материал из уйгурских городищ, представляющих не городища в полном смысле этого слова, а скорее оборонительные сооружения на случай военной опасности, недостаточно выразителен. Это фрагменты керамики, зернотёрки, отдельные металлические орудия и костяные поделки, имеющие достаточно широкий круг аналогий и поэтому малоинформативные. На некоторых городищах (Баажин Алак), наряду с уйгурской, встречается керамика с врезным орнаментом, сопоставимая с хуннской [22, с. 94].

В VIII-X вв. в культуре древних тюрок, как и в других кочевых культурах Центральной Азии, наступил период подлинного расцвета в художественной обработке металла. Орнаментация поясной и сбруйной фурнитуры, парадного вооружения, пиршественной посуды и украшений достигла наивысшего разнообразия. Это произошло вследствие интенсификации торговых и культурных связей, проникновения в кочевую среду новых приёмов технологии и мотивов орнаментации в торевтике. Заметным фактором в развитии культуры этого времени стало проникновение в Центральную Азию мировых прозелитарных религий, распространение которых привело к заимствованию канонической религиозной символики в орнаментации.

В начале II тыс. н.э. после разгрома уйгурского каганата кыргызами и выселения с территории Центральной Азии массы тюркоязычных телесских племён этот район попадает под власть киданей и постепенно заселяется монголоязычными кочевниками.

Первое упоминание о кыргызах имеется в китайских исторических сочинениях относится к концу III в. до н.э. Последующий период древней истории кыргызов вплоть до V в. н.э. очень слабо освещен в источниках, а попытки соотнесения исторических сведений с конкретными археологическими культурами и отдельными памятниками остаются дискуссионными.

Опыт реконструкции древнего этапа этнокультурогенеза имеет важное значение для истории не только кыргызского этноса, но и всего Центральноазиатского историко-культурного региона. Все сведения о древнем периоде истории кыргызов содержатся в очень фрагментарных и лаконичных сообщениях китайских династийных хроник [23, с. 76].

В VI в.н.э. кыргызы уже обитали на Енисее. С того времени на Минусинской котловине распространяются памятники кыргызской культуры.

В VI-VIII вв. н.э. государство кыргызов на Енисее подвергалось неоднократным вторжениям войск тюркских, сейянтосского и уйгурских каганов. Кыргызы попадали в зависимость от каганов центральноазиатских государств. Границы кыргызской культуры не выходили за пределы Минусинской котловины.

В 20-е годы IX в., кыргызы воспользовавшись ослаблением уйгуров, восстали против Уйгурского каганата. В результате длительной войны в 840 г. уйгурское государство было разгромлено Кыргызские войска продвинулись в Монголию, доходили до Алашаня и южной Маньчжурии. Одним из основных направлений военных походов кыргызов в середине IX в. стал Восточный Туркестан, куда они устремились вслед за бежавшими уйгурами и другими телесскими племенами. Уйгуры появились в Восточном Туркестане еще в конце VIII в., в ходе войн с тибетцами. После крушения уйгурского каганата сюда переселилась большая группа телесских племен создавших Турфанское и Кучарское княжества [24, с. 186].

Длительное время из-за слабой изученности археологических памятников Восточного Туркестана какие-либо материалы, связанные с пребыванием кыргызов на данной территории, не выделялись.

Новые возможности для выделения материалов кыргызской культуры открылись в 90-е гг. при ознакомлении с музейными коллекциями и археологическими памятниками Восточного Туркестана.

Важной проблемой является выяснение причин завершения периода существования древнетюркского этноса и культуры на рубеже эпох раннего и развитого средневековья и сохранения древнетюркского наследия в культурах других кочевых этносов.

Прекращение существования древнетюркской культуры произошло без видимых внешних причин, таких как завоевание, истребление, миграция. Вероятно, для разных районов Центральной Азии конкретные причины этого явления могут быть различными. В Минусинской котловине обитавшая в этом районе группа древних тюрок ассимилировалась в кыргызской среде. На Алтае и в Туве обнаружены отдельные погребения с конём, относящиеся к предмонгольскому и монгольскому времени [10, с. 24]. Судя по этим памятникам, небольшие группы кочевников, потомков древних тюрок, продолжали обитать в Саяно-Алтае, сохраняя черты этнического своеобразия вплоть до монгольского времени. Однако облик их культуры существенно изменился. В предметном комплексе получили распространение вещи, характерные для культур кочевников эпохи развитого средневековья. Западные тюрки вошли в качестве одного из основных компонентов в этносы карлуков и кыпчаков. Большая часть карлуков занималась кочевым скотоводством. Памятники кочевников карлуков слабо выявлены, что также является проблемой для изучения их роли в этнокультурных процессов данной территории. С кочевыми карлуками связано несколько раскопанных подкурганных погребений, совершённых по обряду трупоположения с конём [25, с. 49].

На протяжении своего существования культура древних тюрок оказывала значительное влияние на культуры других тюркоязычных кочевых этносов, находившихся с ней в непосредственных контактах. В наибольшей степени это влияние отразилось на формировании предметного комплекса кыргызов, уйгуров и других телесских племён. С наибольшей полнотой наследие древнетюркской культуры воплотилось в культуре кыпчаков. В составе данной культуры, в трансформированном виде, сохранились и обряд погребения с конём, и жертвенно-поминальные комплексы с изваяниями, и все главные элементы предметного комплекса. Основные компоненты древнетюркской культуры сохранились и в культуре тюркоязычного кочевого населения государства карлуков в Притяньшанье. Значительные изменения в погребально-поминальной обрядности местных кочевников произошли в X в. в связи с принятием ислама в качестве государственной религии в государстве Караханидов.

Сложнее судить о возможности влияния древнетюркского этноса и культуры на этнокультурогенез кочевников западных районов Евразийского пояса степей. Судя по имеющимся историческим сведениям, такое влияние могло иметь место в периоды существования Первого Тюркского и Западного Тюркского каганатов.

Влияние древнетюркской культуры на тюркизированное население северной периферии кочевого мира было как непосредственным, так и опосредованным через воздействие на лесостепные племена уйгуров, кыргызов и кыпчаков.

В период позднего средневековья в Центральной Азии складываются границы распространения кочевых этносов и культур, характерные для периода этнографической современности. Ряд элементов в этнографической культуре современных коренных народов Сибири унаследован от предшествующих культур [1, с. 4].