Этнокультурные процессы Центральной Азии в период развитого средневековья

реферат

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы, рассматриваемой в курсовой работе несомненна. На протяжении почти двух тысячелетий судьбы многих народов Центральной Азии были взаимосвязаны. Это породило известную общность их материальной и духовной культуры, отразилось на их языке и литературе. Отсюда, с одной стороны, заинтересованность современных государств данного района в проведении исследований, а с другой -- необходимость объединения усилий учёных в изучении культурного наследия древних цивилизаций.

Важной задачей изучения средневековой истории Центральной Азии является осмысление процессов этногенеза и культурогенеза кочевых народов, этапов формирования и развития кочевнических культур. Решающими событиями в этнической и культурной истории Центральной Азии на протяжении двух последних тысячелетий было распространение этноса, культуры и государственности хуннов, тюрок, уйгуров, кыргызов и монголов. Уже на рубеже I тыс. до н.э. -- I тыс. н.э. в процессе создания хуннской державы и включения в её состав южных районов Сибири происходит широкая диффузия особых элементов хуннской культуры. С переселением части хуннского этноса на запад происходит существенная трансформация культуры и включение в орбиту её влияния широкого круга ираноязычных кочевых племён. В хуннское время были заложены основы этнического и культурного развития тюркоязычных кочевников на всей территории степного пояса Евразии на протяжении I тыс. н.э. На рубеже периода раннего средневековья в процессе создания Тюркского каганата и расширения его влияния на всю территорию евразийских степей широкое распространение получают памятники древнетюркской культуры. Они зафиксированы на всей территории Центральной Азии, Саяно-Алтая, Притяньшанья. Древнетюркские поминальные оградки обнаружены на Южном Урале [1, с. 3].

Основные элементы древнетюркской культуры были заимствованы тюркоязычными кочевыми племенами, обитавшими в различных районах Азии: курыканами Прибайкалья, уйгурами Монголии, кыргызами Енисея, кимаками Прииртышья.

В начале II тыс. н.э. после разгрома уйгурского каганата кыргызами и выселения с территории Центральной Азии массы тюркоязычных телесских племён этот район попадает под власть киданей и постепенно заселяется монголоязычными кочевниками. Монгольские племена проникают в Прииртышье. В ходе обширных завоеваний в XIII в. монгольский этнос и культура получают широкое распространение по всей территории степного пояса Евразии. Памятники монгольских кочевников обнаружены в Притяньшанье, Южной Сибири, Поволжье. Тюркоязычные кочевники восприняли ряд элементов монгольского предметного комплекса. В то же время ряд монгольских родоплеменных групп ассимилировался в тюркской кочевой среде.

В период позднего средневековья в Центральной Азии складываются границы распространения кочевых этносов и культур, характерные для периода этнографической современности. Ряд элементов в этнографической культуре современных коренных народов Сибири унаследован от предшествующих культур.

Определить закономерности процесса ассимиляции (есть ли таковые имеются) можно только на широкой исторической панораме. Поэтому данное исследование представляет краткий обзор истории миграций тюрков-кочевников, развития их обществ и государственных образований за историческое время.

Изучение этого вопроса требует в первую очередь определить ареал проживания тюрков в «доисторическое время» и методологию исследования процесса этногенеза.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена научной и практической необходимостью обобщения и анализа теоретико-методологического аспекта этнокультурных процессов Центральной Азии в период средневековья.

Цель данной курсовой работы является анализ проблем этнокультурных процессов в Центральной Азии на протяжении средневековой истории, характеристики памятников кочевых культур.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- определить основные понятия этноса и этнокультурных процессов;

- выявить основные проблемы изучения культурогенеза;

- рассмотреть этнокультурные процессы Центральной Азии;

- охарактеризовать крупные этнокультурные объединения средневековой Центральной Азии.

Объектом исследования являются этнокультурные процессы средневековой Центральной Азии.

Источниковой базой для написания курсовой работы послужил археологический материал, генеалогические легенды и тотемические культы, материалы о религиозных воззрениях тюркских народов, письменные источники.

Историография проблемы. Особо значимыми при рассмотрении понятий этноса и этнокультурных процессов были теоретические труды этнологов [2,3,4].

К анализу первых сведений о племенах населявших Центральную Азию, сохранившихся в древних и средневековых китайских, арабских, сирийских источниках обращались многие исследователи письменных источников по истории средневековой Центральной Азии [5,6].

В связи с открытием первых, тюркских памятников на территории Алтая, Западной Сибири, Тувы, Монголии встал вопрос, о генезисе этнической культуры тюрков и поиски истоков происхождения тюркского культурного комплекса [7]. В научный оборот были введены, различные типы тюркских памятников, среди которых были представлены ритуальные памятники с каменными изваяниями, тюркское наскальное искусство, родовые тамги [8,9].

Изучению проблемы генезиса культуры древнетюркских племен в среде средневековых кочевников, на территории Центральной Азии, посвящены серии опубликованных работ [10,11].

Детально различные этнокультурные объединения средневековой Центральной Азии рассмотрены в работах кыргызских, российских, таджикских, казахстанских ученых[12,13,14].

Делись добром ;)