Этногенез японского народа

курсовая работа

1.1 Протояпонские формирования

Идзумо. С племенем Идзумо мы переходим уже к тому, что может быть названо собственно японским народом. Все прочее, рассмотренное до сего времени, является как бы инородческим элементом в Японии. Это -японские инородцы, может быть аборигены, может быть также пришельцы, но, во всяком случае, японская история и мифологическая традиция смотрит на них как на чуждых себе, с кем приходится не только бороться и которых нужно покорять, но которых необходимо и ассимилировать. Племя Идзумо же -одно из тех слагаемых, из которых с древнейших времен складывалось основное ядро народа-завоевателя, и которое само выступает в роли такого господствующего элемента.

Племя это связано с территорией, впоследствии названной провинцией Идзумо. Это -местности, расположенные на западном побережье о. Хонсю почти на его южной конечности. По-видимому, провинция Идзумо была одним из древних центров этого племени, которое отсюда распространялось по позднейшим областям Санъиндо и Санъёдо. Помимо этого, несомненно своего основного центра, племя Идзумо имело и свое другое средоточие: в провинции Ямато -центральной части южного Хонсю, так что общими пределами расселения этого племени в настоящее время считают все области между провинцией Этиго -на северном Хонсю и провинцией Кии в его южной части.

Большинство исследователей полагают, что племя Идзумо является пришельцем с материка Азии, в частности - из Кореи. Корейская гипотеза происхождения Идзумо в настоящее время и наиболее авторитетна, и наиболее логически построена. Для обоснования ее существует целый ряд данных, принадлежащих к несомненно историческим фактам.

Показания эти вполне правдоподобны, так как нам известно и из других источников, что между Идзумо, т. е. этой частью Хонсю и материком, т. е. Корейским полуостровом, с древнейших времен происходили постоянные сношения. Близость географическая облегчала взаимное проникновение и делало его почти непрерывным. Кодзики и Нихонсёки постоянно указывают на такое переселение из Кореи в Идзумо, причем повествуют о ряде вообще соприкосновений с этой частью азиатского континента.

И мифологическая традиция подтверждает справедливость этих фактов, так как в ней определенно признается связь с Кореей даже в так называемую «эпоху богов».

Мифология повествует о божестве культа Синто -Сусано-о, брате богини Аматерасу - главного божества солнечного культа, который был изгнан советом богов за свои проступки именно в Корею. И не только это повествование, - целый ряд мифов рисует эту постоянную связь с Кореей. Поэтому свидетельство Идзумо-фудоки находит себе опору и в истории, и в мифологии.

На протяжении всей последующей истории Японии мы наблюдаем постоянную иммиграцию этнических элементов Корейского полуострова именно в провинцию Идзумо. Из крупных, особо отмеченных фактов этого рода можно указать на переселение в Идзумо рода, предводимого Аме -но -хибоко, как стал называться в Японии этот родовой старейшина. Поэтому, и по историческим и по мифологическим основаниям гипотеза о корейском происхождении племени Идзумо может считаться наиболее вероятной.

Однако, решение вопроса в пользу Кореи, в сущности говоря, еще не вполне исчерпывает все содержание проблемы. Утверждать корейское происхождение населения Идзумо еще не значит определить точно его антропологический облик. Дело в том, что Корея была ареной непрерывных этнических передвижений и разнообразие ее этнического состава не всегда даже может быть определено с достоверностью. В разное время своего исторического существования территория Кореи заполнялась различными пришлыми элементами, которых через некоторое время сменяли новые волны пришельцев; в разных частях полуострова, даже в одну и ту же историческую эпоху, мы неоднократно застаем разноплеменное население. Поэтому корейская гипотеза в вопросе племени Идзумо еще далеко не устанавливает его точный этнический облик. Вопрос и здесь требует еще дополнительных исследований и до сих пор окончательно выясненным считаться не может. Очередь за изучением Кореи, за результатами исследования ее племенного состава, -а затем за сравнительной мифологией и этнографией. Материал достаточен и доступен и, по-видимому, последнего слова в этой области ждать придется недолго [1, c. 68].

Тэнсон. В сущности говоря, слово «Тэнсон» не имеет значения собственного имени, но прилагается, как эпитет, к тому племени, которое принято считать подлинным ядром японской нации. «Тэнсон» - буквально означает «потомки неба», и этим именем обозначались те племена, которые занимали западно-центральную часть острова Хонсю, главным образом провинцию Ямато и отчасти Ямасиро, и оттуда распространяли свое этническое и политическое влияние во все стороны Японии. С этим племенем связана большая часть мифологии, о нем повествует история, рассматривающая все прочее, как инородцев, и оно-то и является основным носителем всего исторического процесса. Рядом с ним можно поставить только предыдущее племя Идзумо, все же остальные народности оказываются неизменно в положении отсталых, оттесняемых, ассимилируемых или уничтожаемых. Мифология Японии - прежде всего мифология этих «потомков небес», и древняя история ведется от их же лица. Кто бы ни были эти Тэнсон, их, по-видимому, следует рассматривать как основной элемент собственно японского племени - так называемого «племени Ямато»[2].

Многие учёные Японии является яркими сторонниками гипотезы тихоокеанского происхождения Тэнсон, относя их, таким образом, к малайской расе. Основанием для него в этом случае служат те элементы в мифологии Тэнсон, которые, по его мнению, очень близки к обычным малайским мифологическим построениям и идеям. Такова, как он думает, идея о двух космических началах - мифологический дуализм света и тьмы, который очень, будто бы, характерен для малайского мира и отражается в то же время в мифах Тэнсон. Затем, будто бы, можно проследить в языке Тэнсон, т. е. японском, целый ряд малайских элементов, в особенности в собственных наименованиях. И даже антропологические данные говорят о том же родстве. При этом оживает вновь гипотеза Борнео, как населенном племенами, будто бы, очень близкими японцам.

Само собою разумеется, наряду с тихоокеанской существует и корейская гипотеза Тэнсон. Выведение этого племени из Кореи, конечно, вполне допустимо, но почти исключительно по соображениям общего характера, и определенных точных данных для нее пока еще нет. Оно базируется, главным образом, на наличности постоянного с древнейших времен перехода народностей из Кореи на японские острова, т. е. на том же, что служит одним из оснований и для корейского происхождения Идзумо. Встречаются и другие предположения - вплоть до арийской гипотезы, но они все и мало авторитетны, и мало развиты.

Племя Тэнсон уже в древнейшие времена было в самых тесных сношениях с другим «японским» племенем - Идзумо. Один из наиболее компетентных знатоков истории Дальнего Востока - профессор Сиратори установил положительным образом тот факт, что оба эти племени уже в доисторические времена объединились в единый этнографический комплекс и в дальнейшем выступают уже совершенно нераздельно. В первые же моменты японской истории мы не встречаем уже противопоставления этих двух племен друг другу, наоборот: они всегда совместно противополагаются «инородцам» - т. е. прочим народностям древней Японии. Это обстоятельство заставило того же Сиратори, как, впрочем, и многих других, поставить даже вопрос об их полной идентичности. Сиратори при этом склоняется в проблеме происхождения и Тэнсон, и Идзумо не столько в сторону чисто корейской гипотезы, сколько в сторону урало-алтайской расы вообще и, исходя из данных языка, видит в основном ядре японской нации отрасль урало-алтайской группы.

Делись добром ;)