Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей

контрольная работа

1.2 ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Школьные музеи - относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.

Наряду с педагогическими широкое распространение имели школьные музеи. Появившись в большом количестве на рубеже ХIХ - ХХ вв., они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекать знания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из предметов, собранных в школьном музее, представлявшем собой «необходимое собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание…»(7;25). Такие музеи были принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников на трудовую деятельность, и главным принципом их комплектования была полезность предмета для знакомства с действительностью. Не случайно предпочтение в школьных музеях отдавалось краеведческой тематике, а в собирании экспонатов принимала участие вся школа, что позволяло не только знакомить учащихся со спецификой жизни конкретной местности во всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие взаимоотношения между учителем и учащимися. Интерес к школьным музеям проявляли не только учителя, но и крупные ученые, деятели народного образования, создавшие пособия и руководства по организации таких музеев и ратовавшие за организацию методических центров на базе лучших музеев. В целях лучшего использования в учебном процессе наглядного материала они рекомендовали распределять коллекцию музея по разделам гуманитарного и естественнонаучного знания(5;52).

Тем самым школьный музей, во многом являясь сферой детского творческого труда, не только воспитывал у учащихся интерес к окружающему миру, но и формировал полезные навыки.

В советское время школьные музеи, утратив в основной своей массе былое назначение, превратились в формальное отражение истории школы и достижений ее руководства, хотя именно школьный музей должен быть отражением содержания и качества жизни коллектива, центром интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы.

Делись добром ;)