Формирование этнической культуры Израиля

курсовая работа

2.1 Влияние религии на менталитет израильтян

Иудаизм, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. -- «еврейская религия», от названия Иудейского царства), -- религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических религий человечества.

Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом Иудаизме.

В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии Иудаизма:

1) храмовый (в период существования Иерусалимского храма);

2) талмудический (конец I-VI вв.);

3) раввинистический (с VI в. по настоящее время).

Современный Иудаизм сложился на основе движения фарисеев (перушим), возникшего в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.).

На сегодняшний день в Иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.

Источники права (галахи) современного ортодоксального Иудаизма: Танах (т.е. Ветхий Завет в христианском понимании) и Талмуд (устная Тора).

Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Внешние символы Иудаизма: семисвечник (Менора), который, согласно Библии, стоял в храме Соломона в Иерусалиме; с XIX в. в качестве символа используется также шестиконечная звезда («Звезда Давида», «Могендрвид»).

Основные постулаты Иудаизма были сформулированы законоучителем Рамбамом (Маймонидом, 1113-1204) в виде тринадцати принципов веры. Впоследствии они вошли почти во все сидуры (молитвенники). Каждый из постулатов начинается словами «Я верю полной верой...»:

1. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать всё, что делается.

2. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, един, и нет единства, подобного Его единству. И Он один Бог наш был, есть и будет.

3. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия.

4. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, Он -- первый и Он -- последний.

5. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует.

6. ...что слова пророков истинны.

7. ...что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после него.

8. ..что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, была дана Моше [Моисею] -- Учителю нашему, мир праху его.

9. ...что эта Тора не будет изменена и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благословенно.

10. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их.

11. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто преступает Его заповеди.

12. ...в приход Машиаха. И несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день.

13. ...что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков.

Согласно верованиям Иудаизма, Всевышний дал народу Израиля через Моисея (Моше) 613 заповедей, главными из которых являются десять, которые были записаны на каменных скрижалях перстом Божиим (Десятисловие).

Из этих заповедей иудеи большое внимание уделяют четвертой -- заповеди о субботе, которая, по их убеждению, служит знамением завета еврейского народа с Богом.

Всем другим людям и народам (неевреям) Иудаизм предлагает принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: если евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (заповедей), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов сынов Ноевых (Торат Бней Hoax).

Однако Иудаизм принципиально не занимается миссионерством и считает себя национальной религией еврейского народа. Ключевые представления Иудаизма:

Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию, следствием чего является любовь Всевышнего к человеку, стремление помочь ему и уверенность в конечной победе Добра.

* Понятие о Боге как совершенном, абсолютном Разуме, Всемогуществе и источнике Благости, Любви и Справедливости. Бог выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

* Понятие о жизни как о диалоге Бога и Человека, ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и всего человечества как единого целого.

* Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) -- как бессмертного духовного существа, созданного Всевышним по Своему образу и подобию.

* Учение о равенстве всех людей по отношению к Богу: всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Всевышним и даются средства к достижению этого предназначения -- свободная воля и божественная помощь.

* В то же время у еврейского народа есть особая миссия, заключающаяся в том, чтобы донести Божественные истины до человечества и таким образом помочь всем людям приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Всевышний заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

* Учение о полном господстве духовного начала над материей с признанием духовной ценности и мира материального. Всевышний -- безусловный Владыка материи, и он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное предназначение.

* Учение о приходе Машиаха (Мессии), когда «наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2:4). Машиах должен быть прямым потомком царя Давида и, согласно иудейской традиции, будет помазан на царство пророком Илией (Элияху), который был взят на небо живым.

* Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), т.е. вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

Многие из этих представлений были восприняты христианством и исламом.

Основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для религиозных иудеев стал Талмуд.

Особенно последовательно соблюдается раздел Моэд, касающийся праздников (Моэд).

Годичный цикл праздников открывает Рош Га-шана празднование Нового года, которое приходится на сентябрь -- октябрь (1-2 тишрей по евр. календарю).

Последующие дни до праздника Йом-Кипур именуются «10 дней раскаяния» и посвящены этическому и религиозному переосмыслению жизни, подготовке к начинающемуся году.

10 тишрей наступает праздник Йом-Кипур -- день, когда прощаются грехи, совершенные против Бога, это день поста и молитвы.

Считается, что в эти дни Бог решает, кто в наступившем году будет жить, а кто должен умереть.

На 15-23 числа месяца тишрея приходится еще один праздничный цикл, включающий в себя три праздника -- Суед (праздник кущ, посвященный сбору урожая в Израиле), Шмини-Ацарет (праздник, в котором главным элементом является молитва о дожде) и Симхат-Тора («Радость Торы» -- завершение цикла чтения Торы в синагоге и начало нового чтения).

В ноябре-декабре (с 25 кислева) празднуется Ханука -- праздник в воспоминание о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме в дни восстания под предводительством Маккавеев. В феврале -- марте (14 адара) отмечается Пурим -- праздник в честь избавления древних евреев от осуществления жестоких замыслов Амана (IV в. до н. э.) (связанные с этим праздником события описаны в библейской Книге Есфирь).

Главный еврейский праздник -- Лесах -- приходится на март-апрель (15-22 нисана). Возникновение этого праздника описано в Книге Исход, им ознаменовано не только освобождение евреев из египетского плена, но и начало существования евреев как нации.

Шавуот, названный в Торе праздником урожая, имеет еще одно, более важное значение -- по преданию, в этот день (6 сивана, май-июнь) Бог дал евреям десять заповедей; это праздник ниспослания Торы.

Как день траура отмечается 9 ава (конец июля -- начало августа) -- в этот день были разрушены Первый и Второй храмы.

Еженедельно празднуется шаббат -- суббота; кроме запрета на всякую работу, с этим днем связан ряд традиционных ритуалов (зажигание свечей, благословения и молитвы).

Из ритуалов наиболее значительными считаются «брит-мила» (обрезание) и «бар-мицва» (посвящение 13-летних мальчиков в полноправные члены общины).

С середины XIX в. можно говорить о трех тенденциях, которые находят свое выражение в различных философских и религиозно-политических движениях Иудаизма -- реформистской, ортодоксальной и консервативной.

Сторонники ортодоксального Иудаизма строго привержены тем законам, традициям и формам, которые сложились в раннем Средневековье и сохраняются на протяжении столетий.

Реформистский Иудаизм возник в Германии в начале XIX в. как реакция на жесткость ортодоксии. Консервативное движение настаивало на соблюдении всех предписаний, но не отвергало влияния просвещения.

В настоящее время в Иудаизме существуют различные направления и секты:

ортодоксальный Иудаизм, реформистский Иудаизм, консервативный Иудаизм, реконструктивистский Иудаизм, гуманистический Иудаизм и т.д., различающиеся своим отношением к религиозным традициям и современной культуре. Ортодоксальный Иудаизм считает обязательным соблюдение религиозного закона (галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде «Шулхан арух».

Внутри ортодоксального Иудаизма есть несколько направлений -- литовское (литваки), хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный Иудаизм, религиозный сионизм.

Общее количество последователей в мире -- более 4 млн. человек.

Реформистский Иудаизм возник в Германии в начале XIX в. как реакция на жесткость ортодоксии. Консервативное движение настаивало на соблюдении всех предписаний, но не отвергало влияния просвещения.

Религия евреев является одним из источников христианства и ислама (так называемых авраамитических религий).

В целом Иудаизм относится к христианству и исламу как к своему «производному», т.е. как к «дочерним религиям», призванным нести базовые элементы Иудаизм народам мира: «... И всё происшедшее с Йешуа Ганоцри [Иисусом из Назарета] и с пророком измаильтян [Мухаммедом], который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха [Мессии], подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему...

Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы» (Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, 11:4).

Однако, с точки зрения Иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо.

В свою очередь, и христиане, и мусульмане считают, что их вероучения представляют собой более высокий уровень развития взаимоотношений Человека с Богом.

В настоящее время Иудаизм в России представлен следующими направлениями:

ортодоксальный Иудаизм, хасиды Любавического направления с наиболее влиятельной Марьинорощинской еврейской религиозной общиной;

реформисты -- относительно немногочисленное направление, представленное Обществом прогрессивного Иудаизма.

Делись добром ;)