Формирование этнической культуры Израиля

курсовая работа

1.2 Особенности культуры Израиля

Литература.

Поощрением развития литературы в Израиле и охраной прав литераторов занимается Союз ивритских писателей Израиля, основанный в 1921 г. как Союз ивритских писателей в Эрец-Исраэль. С 1974 г. он объединяет союзы писателей, пишущих на иврите, арабском, идиш, русском языках, а также отдельных авторов, творящих на других языках и не имеющих своих союзов. В 1961 г. был создан Институт перевода литературных произведений с иврита на иностранные языки. Широко распространены переводы на иврит классиков мировой литературы и значительных произведений современных писателей почти всех стран мира. В Израиле действуют книжные издательства, выпускающих книги на иврите, английском, арабском, идиш, русском и других языках, выходят свыше десяти литературно-художественных и общественно-литературных журналов (в том числе на иврите, идиш, русском и арабском языках). Пропаганде литературы на иврите посвящена Неделя ивритской книги -- чрезвычайно популярная книжная ярмарка, проводимая ежегодно весной в городах и поселениях

Театр.

Зарождению профессионального театра в Эрец-Исраэль предшествовали любительские спектакли в Яффе «Шуламис» по А. Гольдфадену (1894, на идиш) и «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1905, в переводе на иврит), а затем выступления главным образом в Яффе и Иерусалиме между 1907 г. и началом Первой мировой войны труппы «Любители драматического искусства», созданной М. Гнесином. В 1921-27 гг. в Тель-Авиве действовал профессиональный «Театрон иври», а с 1925 г. также «Театрон Эрец-Исраэль», влившийся в 1928 г. в «Хабиму», которая в 1932 г. окончательно обосновалась в стране, и рабочий театр «Охел» (закрылся в 1969 г.). В 1927 г. возник театр миниатюр «Кумкум», вскоре преобразованный в сатирический театр «Матате» (1928-54). Одновременно с ним функционировал эстрадный театр «Ли-Ла-Ло». Ныне существующие репертуарные театры Израиля -- Национальный (с 1958 г.) театр «Хабима» и «Камери» (с 1944 г.) в Тель-Авиве, «Хан» (с 1973 г.) в Иерусалиме, Хайфский городской театр (с 1961 г.) и Беер-Шевский городской театр (с 1976 г.), а также детские кукольные театры и Государственный детский и молодежный театр (с 1964 г.) в Тель-Авиве -- получают дотации от государства и муниципалитетов. Финансовой поддержкой пользуются также экспериментальные театры -- «Паргод» в Иерусалиме, «Квуцат ха-театрон» в Яффе (квартал Неве-Цедек), труппа культурно-просветительского центра «Бет-Лесин» в Тель-Авиве и другие, начало которым было положено основанной в 1958 г. недолговременной труппой «Завит». Значительное число спектаклей (особенно на идиш) осуществляются труппами частных импресарио. Актеров готовят отделения театра в Еврейском университете в Иерусалиме и в Тель-Авивском университете, школа сценического искусства и кино «Бет-Цви» в Рамат-Гане, театральная школа им. Н. Натива «Студио ле-мисхак» и Школа драмы при киббуцном семинаре в Тель-Авиве, и другие. С 1933 г. (с перерывом в 1949-58 гг.) в Иерусалиме выходит театральный журнал «Бама». В Иерусалиме и Тель-Авиве имеются театральные архивы (в том числе имени Ш. Михоэлса) и музеи театрального искусства. В праздник Суккот в Акко проводится приобретающий все большую популярность фестиваль «Театрон ахер» , в котором участвуют группы актеров, ищущие новые пути развития сценического искусства. Общеизраильский профессиональный союз актеров и режиссеров входит в Организацию артистов Израиля (Иргун омманей Исраэль), объединяющую деятелей всех видов искусства. Десятки любительских трупп группируются вокруг Израильского центра любительской сцены.

Музыка.

Музыкальные школы Тель-Авива «Консерватория Шуламит» (основана в 1910 г.) и «Бет-левиим» (основана в 1914 г.), а также музыкальные школы в Иерусалиме (с 1918 г.) и Хайфе (с 1928 г.) были на первых порах важными очагами музыкального просвещения. В 1923 г. М. Голинкин организовал первую в Эрец-Исраэль оперную труппу (выступала до 1928 г.), опыт которой в вокальном освоении иврита для классического репертуара наследовали последующие коллективы вплоть до Израильской национальной оперы (1947-82) под руководством Эдис де Филипп (1917-78). С 1924 г. проводились регулярные концерты в Иерусалиме, а с 1925 г. в Тель-Авиве по инициативе И. Энгеля. В 1926 г. был создан Институт по распространению музыки. С 1927 г. начались концерты Палестинского симфонического оркестра и других ансамблей. Значительным событием было создание Б. Губерманом оркестра в 1936 г. как высокопрофессионального музыкального коллектива, получившего всемирное признание. В том же году был основан симфонический оркестр радио (ныне Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения), позднее -- симфонические оркестры Рамат-Гана (1953), Хайфы (1956), Холона, Нетании (1973), Беер-Шевы («Симфониетта», 1974), объединения киббуцов (1971), Израильский камерный оркестр (1965), а также эстрадные, симфонические, духовые оркестры и инструментальные ансамбли Гадны, Армии обороны Израиля, полиции, «Оркестр на набережной» в Тель-Авиве, оркестр струнных инструментов в молодежном поселении Меир-Шфея и другие, играющие систематически (главным образом симфонические оркестры) или периодически. С симфоническими оркестрами часто выступают ведущие дирижеры и солисты США и Европы. Концерты и концертные постановки опер проходят главным образом в залах «Театрон Иерушалаим» и «Биньяней ха-умма» в Иерусалиме, в концертном зале имени Ф. Манна и в зале «Алхамбра» в Тель-Авиве -- Яффа, в Общественном центре имени Дж. Ротшильда в Хайфе.

Первые певческие ансамбли (в том числе хор гимназии «Герцлия», ставший уже в конце 1910-х гг. частью концертной жизни Тель-Авива) расценивались их создателями главным образом как одно из средств внедрения иврита в массы. Этапной была деятельность капеллы, исполнявшей (с 1927 г.) оратории на иврите. Ее опыт наследовали Камерная капелла (основана в 1942 г.; ныне Филармонический хор Тель-Авива), Национальный хор «Риннат» (основан в 1955 г.), Камерный хор в Тель-Авиве (основан в 1978 г.), хор Академии имени С. Рубина в Иерусалиме, Объединенный хор киббуцов, детский хор имени Цадикова при совете профсоюзов Тель-Авива и другие. Среди сотен певческих ансамблей выделяются хор главного раввина Армии обороны Израиля, театрализованный ансамбль «Гев`атрон», ансамбли «Пинна ба-`Эмек» и «Эшколит». Значительное число эстрадных и джазовых ансамблей сопровождают выступления популярных певцов. Фестивали ивритской песни проводятся ежегодно в Араде, периодически в различных местах -- фестивали песен восточных общин, хасидские песни и другие.

В стране имеются десятки консерваторий (музыкальных школ), два училища, готовящих преподавателей (в Тель-Авиве и при киббуцной семинарии «Ораним» близ Кирьят-Тив`она), Академии музыки и танца (вузы) имени С. Рубина в Иерусалиме и Тель-Авиве. Кафедры музыковедения действуют в университете Бар-Илан, Тель-Авивском университете, Университете имени Д. Бен-Гуриона в Негеве (Беер-Шева), Хайфском университете и в Еврейском университете в Иерусалиме. С 1975 г. в Иерусалиме (квартал Мишкенот-Шаананим) постоянно открыт устроенный в 1973 г. Музыкальный центр для иностранных музыкантов, где они проводят показательные уроки мастерства с молодыми израильскими исполнителями. Наряду с Общеизраильской федерацией музыкантов, входящей в Хистадрут, и Союзом композиторов Израиля существует Организация музыкальной молодежи. Изданием произведений израильских композиторов занят главным образом Израильский институт музыки (основан в 1961 г.). С 1981 г. действует также предприятие, выпускающее звукозаписи исполнения их произведений. С 1964 г. выходит музыкальный журнал «Гиттит». Богатые коллекции музыкальных инструментов хранятся в музее Академии музыки и танца имени С. Рубина (Иерусалим) и в Музыкальном музее в Хайфе. При этом музее имеется музыкальная библиотека с большим нотным и литературным фондом еврейской музыки. Обширные собрания книг и нот, связанные с еврейской музыкой, сосредоточены в Центральной музыкальной библиотеке (Тель-Авив) и в музыкальном отделе Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме (самое крупное в мире собрание литературы о еврейской музыке).

Танец.

Привезенные выходцами из различных стран танцы разных народов (чешская полька, польский краковяк, украинский казачок, румынская хора и другие), пляски хасидов и йеменских евреев, бытовавшие в местечке шер и фрейлехс, а также усвоенные в Эрец-Исраэль арабская дебка и черкесия (принятый у черкесов Ближнего Востока вариант лезгинки) легли в основу формирования израильского народного танца (главным образом массового танца хора) и хореографических композиций, которые культивировали опиравшиеся на фольклор и на библейские сюжеты ансамбли «Ха-балет ха-танахи» (Иерусалим, 1949), «Инбал» и другие. В их числе танцевальная труппа Хистадрута (с середины 1950-х гг.), ансамбли «Шалом» (основан в 1976 г.) и «Анахну кан» (с начала 1970-х гг.), имеющий собственный хор и оркестр и объединивший репатриантов, участвовавших (до приезда в Иерусалим) в еврейских любительских песенно-танцевальных коллективах Вильнюса, Каунаса и Риги. Кроме того, в стране имеются около 50 любительских ансамблей народного танца и примерно столько же ансамблей танцев различных общин, множество танцевальных кружков, охватывающих свыше 100 тыс. участников. При Хистадруте действуют Отдел народного танца и Общеизраильская центральная комиссия, в ведении которой находится Институт развития танца общин, созданный в 1970-х гг. Гурит Кадман (1900-87). По ее же инициативе в киббуце Далия (12 км к северо-востоку от поселения Зихрон-Я`аков) в 1944-68 гг. периодически проводились фестивали народного танца (с 1976 г. проходят ежегодно близ узла дорог Цемах у южного берега озера Киннерет).

В 1920-х гг. начали действовать частные школы классического балета и современного танца, выпускники которых становились участниками возникавших время от времени недолговечных танцевальных трупп. Основание ансамблей современного танца «Бат-Шева» (1964) и «Бат-дор» (1968), а также Израильского ансамбля классического балета (1968), способствовало росту популярности балетного искусства. Помимо упомянутых коллективов систематически осуществляют постановки танцевальный ансамбль киббуцов (1969), ансамбль «Кол у-дмама» (где часть танцоров -- глухонемые), Иерусалимская студия танца, танцевальный театр «Тамар» (город Рамла) и другие. Часто создаются коллективы танцоров для одноразовых постановок, организуются также сольные выступления танцоров. В 1984 г. в Рамле состоялась встреча оригинальных танцевальных групп.

Танцоров, помимо различных студий, готовят отделения танца Академий имени С. Рубина в Иерусалиме и Тель-Авиве. В Библиотеке танца и музыки (отделения в Тель-Авиве и Иерусалиме) хранятся также видеозаписи танцев.

Кино.

С начала 20 в. и вплоть до 1950-х гг. в Израиле время от времени появлялись ленты местной кинохроники и слабые в художественном отношении игровые фильмы. Основание фирм «Рева» (1950) и «Герцлия» (1951), получавших от Государственной службы информации заказы на документальные фильмы, а с 1953 г. и на учебные от Хистадрута и Министерства обороны, стимулировало развитие израильского кинопроизводства. На основе Закона о поощрении израильского фильма (1954) оно получило поддержку правительства, специально созданного Фонда поощрения высококачественного фильма, а также Министерства торговли и промышленности, основавшего Центр израильского фильма (1967), и Министерства образования, культуры и спорта, при котором имеется Служба израильского фильма, выпускающая как документальные, так и просветительные фильмы. С 1973 г. израильские художественные фильмы стали отмечать на международных фестивалях, а в 1980-х гг. некоторые из них начали закупать кинопрокатные фирмы США.

Кадры киноактеров и режиссеров готовят школа сценического искусства и кино «Бет-Цви» (Рамат-Ган), Школа киноискусства имени С. Шпигеля (Иерусалим, основана в 1989 г.) и театральные факультеты университетов. Проблемами развития и популяризации киноискусства занимаются Институт кинематографии и организация «Кино -- молодежи». В Иерусалиме и Тель-Авиве имеются так называемые синематеки, где регулярно демонстрируются шедевры мирового кино. В Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе проходят ежегодные.

Пластические искусства.

Интенсивное строительство еврейских городов и поселений стимулировало развитие израильской архитектурной мысли, воплотившейся после 1948 г. в своеобразии израильской архитектуры, успехи которой получили в 1960-х гг. мировое признание (особенно в области пространственной планировки). Подготовка архитектурных кадров осуществляется главным образом в Технионе. Развитию профессиональной живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства и дизайна способствовало открытие в 1906 г. Школы искусств и ремесел Бецалель. Большая часть художников входят в Союз художников Израиля (основан в 1920 г. как Ассоциация живописцев и скульпторов в Эрец-Исраэль). В 1950-х гг. возникли поселки художников в Цфате и деревня художников Эйн-Ход. Центрами обучения художников, помимо Академии художеств и прикладного искусства Бецалель, дающей высшее художественное образование, являются училища Мехон Авни и Высшая школа искусства живописи в Тель-Авиве, Училище изобразительных искусств в Беер-Шеве и другие. Большая работа по развитию художественных задатков детей и юношества ведется в обширной сети школьных и внешкольных кружков и в особенности -- юношеским сектором Израильского музея в Иерусалиме. Дом художника в Иерусалиме, музеи и частные галереи систематически устраивают групповые, персональные и тематические выставки (в среднем около 50 в неделю), а также передвижные -- в отдаленных поселениях. С 1972 г. выходит журнал «Циюр у-фиссул», с 1973 г. -- на английском языке «Джорнел оф джуиш арт».

Музеи, заповедники и исторические места. Музей, основанный в 1906 г. при Школе искусств и ремесел Бецалель, был первым в Эрец-Исраэль (в 1965 г. включен в состав Израильского музея в Иерусалиме, крупнейшего художественного музея страны). В 1926 г. был основан (открыт в 1931 г.) Музей искусства в Тель-Авиве, а с 1938 г. открыт Археологический музей имени Рокфеллера в Иерусалиме. Большинство музеев были созданы после провозглашения Государства Израиль. В Хайфе открылись: в 1948 г. -- Музей древнего искусства, в 1951 г. -- Музей современного искусства, в 1961 г. -- Музей искусства Японии, а также еще пять музеев, в том числе Морской музей; в Тель-Авиве -- Музейон ха-Арец (1958) со значительными собраниями художественного стекла, монет, еврейского искусства и фольклора, материалов по истории города; в Иерусалиме -- Музей искусства ислама (1974). Художественные музеи или отделы искусства в составе местных исторических и историко-археологических музеев имеются в ряде городов. Около 1938 г. в киббуце Эйн-Харод возник первый в стране сельский музей -- Музей искусства имени художника Х. Атара (1902-53), вслед за которым открылись и другие, в том числе с экспозициями археологических, исторических, природоведческих материалов, связанных с поселением или найденных близ него, а также, как и в различных городах, дома-музеи или мемориальные коллекции, посвященные жизни и творчеству видных писателей, художников, политических и общественных деятелей.

Большое научное и просветительское значение имеют ландшафтные, геологические и другие заповедники, а особенно -- исторические места (сооружения, археологические комплексы и т. д.), связанные с описанными в Библии, Талмуде и сочинениях хронистов фактами (в том числе Масада, Геродион и другие), а также с событиями новейшего времени (мемориал Тель-Хай, Арсенальный холм в Иерусалиме и другие). Катастрофе европейского еврейства посвящены мемориал и институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления Яд ва-Шем (Иерусалим; основан в 1953 г.) -- исследовательский и документальный центр, Бет лохамей ха-геттаот (Музей борцов гетто; киббуц Лохамей-ха-Геттаот), Музей Катастрофы и героизма (киббуц Яд-Мордехай), «Масуа» -- музей памяти юношества, погибшего в Катастрофе (киббуц Тель-Ицхак в Шароне), и музей Ха`пала в Хайфе.

Закон о музеях (1983) дает полномочия министру образования и культуры устанавливать правила и регулировать стандарты музейного дела в целях его развития.

Распространение и поощрение культуры.

Центрами приобщения к культуре широких слоев населения является сеть клубов. Важнейшие из них -- клубы «Цавта», созданные по инициативе А. Шлёнского в 1950-х гг. и ставившие целью поощрение культурно-художественных мероприятий в духе халуцианского сионизма, клубы «Мофет», основанные Центром культуры и воспитания Хистадрута при участии центра «Бет-Лесин» в Тель-Авиве, клубы «Ха-иекев» в Хайфе и другие. Кроме того, в Израиле существуют общества, поощряющие развитие и изучение различных сфер еврейской художественной традиции (Общество еврейского искусства, Институт еврейской музыки и т. п.). Общество «Негинот» регулярно знакомило любителей искусства с новыми репатриантами, деятелями культуры (поэтами, прозаиками, певцами, музыкантами, актерами, мастерами оригинального жанра).

Важным фактором повышения уровня и престижа художественной деятельности являются стипендии и премии в области искусств. Стипендии учащимся назначаются Министерством образования, культуры и спорта, Общественным советом по делам культуры и искусства, Американо-израильским фондом культуры, Союзом писателей, Фондом Вольфа, Фондом имени М. Шарета, Центром фондов при Министерстве образования, культуры и спорта и т. д. Художественные учебные заведения также обладают стипендиальными фондами.

Премии в области литературы и искусства присуждаются министром образования и культуры, Общественным советом по делам культуры и искусства, Союзом писателей, Союзом композиторов, Управлением радио и телевидения, Израильским музеем и другими, а также муниципалитетами Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы, Холона, Рамат-Гана и ряда других городов, многими общественными организациями.

Арабская культура в Израиле.

Отдел по вопросам просвещения и культуры израильских арабов Министерства образования, культуры и спорта материально поддерживает пишущих на арабском языке литераторов, присуждая восемь призов за творческие достижения, заботясь о приобретении их книг библиотеками (51 библиотека в арабском секторе и школьные библиотеки) и субсидируя орган их Союза писателей -- журнал «Аш-шарх». С 1978 г. в Хайфе ежегодно устраиваются ярмарки арабской книги. Финансовую помощь от государства получают также арабские ансамбли народных инструментов, коллективы фольклорной песни и танца (в Израиле 13 танцевальных коллективов). В Израиле действуют шесть арабских оркестров. При содействии Управления радио и телевидения организован фестиваль арабской песни, создан оркестр арабских народных инструментов Израильского радио и телевидения. В ходе Недели арабской культуры (впервые состоялась в 1984 г.) проводятся дни арабского языка, песни, танца, фольклора, театра, открываются выставки произведений арабских художников и мастеров прикладного искусства, вручаются премии лучшим из участников.

Министерство образования, культуры и спорта поддерживает такие культурные организации, как Бедуинская ассоциация, Высший институт искусств, Дом писателя в Назарете и другие. Музей исламского искусства в Иерусалиме и другие музеи страны хранят и выставляют образцы древнего и современного арабского искусства.

В Израиле работают семь театров на арабском языке для взрослых и для детей. Среди немногих арабских театральных любительских коллективов выделяется Арабский театр в Хайфе при еврейско-арабском центре культуры и молодежи «Бет ха-гефен» (основан в 1963 г.). Центр проводит культурно-художественные мероприятия в Хайфе, но главным образом в арабских населенных пунктах страны с целью укрепить сотрудничество еврейских и арабских деятелей культуры. Совместные начинания в области культуры осуществляются еврейской и арабской молодежью в единых рамках Молодежного центра народов в Иерусалиме и клуба «Бет-Давид» (восточная часть Иерусалима), на семинаре движения Ха-Киббуц ха-арци в Гив`ат-Хавива, в ульпане «Акива» в Нетании и других. Сближению обоих народов способствуют и многочисленные курсы арабского языка для еврейского населения во многих центрах культуры Израиля. Наиболее ощутимо взаимодействие еврейских и арабских культурных традиций сказалось на развитии арабской литературы в Израиле.

До 1948 г. в арабской литературе Палестины преобладали образы-стереотипы, риторичность, цветистая лексика и изощренная игра слов, восходящие к средневековой поэтической традиции. Еврей представал в ней носителем разрушительного начала, «европейско-еврейской скверны», от которой следует очистить Святую землю с помощью Аллаха и истовой веры. В годы Войны за независимость арабские поэты большей частью эмигрировали. Оставшиеся в Израиле (преимущественно коммунисты) выступали на первых порах как поборники создания социалистического государства, которое для них было предпочтительней полуфеодальных арабских стран. С репатриацией в Израиль значительной группы пишущих по-арабски еврейских писателей (особенно -- из Ирака с 1960-х гг. большинство перешло на иврит) в израильскую арабскую литературу пришли свободный стих, стихотворение в прозе, повествовательные и драматургические жанры, осваивавшиеся постепенно писателями-арабами. В 1950-х гг. в их творчестве появляются мотивы оторванности от арабских стран и их культуры, тоска по родным, бежавшим из Израиля, двойственное отношение к государству, гражданами которого они оказались. Примирение с фактом существования еврейского государства стало темой сборников стихотворений «Вард ва-катад» («Розы и шипы», 1953) Дж. Н. Халила (родился в 1931 г.) и «Ахлам хаир» («Сны растерянного человека», 1954) И. Лубани (родился в 1932 г.). Поэт Дж. Ка`вар в сборнике «Салма» («Сельма», 1956) обличал угнетенность и бесправие арабской женщины-крестьянки. В 1956 г. вышли в свет два первых сборника рассказов писательницы Наджвы Ка`вар Фарах, посвященные жизни палестинских арабов под британским владычеством.

После Синайской кампании (1956) арабские прозаики (Я. Фахума, родился в 1930 г.; Т. Му`аммар, родился в 1917 г.; Ф. Нур Салман, родился в 1936 г.) в ряде художественно незрелых рассказов и романов обратились к критике израильских военных властей и к проблемам арабских беженцев, обличали измену арабских лидеров, обрекших людей на страдания и бездомность, писали о сложных взаимоотношениях израильских арабов с властями, о социальных аспектах арабского воспитания, о положении арабской женщины и других пережитках феодализма в арабской среде, таких, как калым (выкуп за невесту) и прочее. Эти же темы звучали порой и в поэзии того периода, в которой все еще преобладали псевдоклассическая форма и мотивы любви, тоски по ушедшему детству, по идеализируемому прошлому и т. д.

Шестидневная война (1967) обнажила перед арабскими писателями культурную, социальную, научную и техническую отсталость арабских стран и безосновательную заносчивость их лидеров, заставила убедиться в прочности израильского общества и в стойкости Государства Израиль Не поддавшись депрессии и деморализации, захлестнувшим интеллигенцию арабских стран, они отвергли обвинения в том, что, оставшись под израильской властью, изменили народу, и ощутили себя подлинными защитниками национальных интересов, ведя борьбу в печати против ограничений на передвижение арабов в целях получения работы, национализации земель для строительства дорог и т. д. Земля становится в арабской литературе Израиля символом, равным понятиям мать, невеста, любовь, честь. Радость встречи после долгой разлуки с родными, жившими с 1948 г. на территориях, перешедших под контроль Израиля, -- доминирующая тема сборников рассказов М. Муррара (родился в 1930 г.), М. ат-Таху (родился в 1941 г.) и яркого по стилю сборника «Судасият ал-айям ас-ситта» «Секстет Шести дней», Каир, 1969, переиздание -- Хайфа, 1970 Э. Хабиби (родился в 1921 г.). Их гуманный тон, реалистическое воссоздание страданий беженцев, их тоски по родной земле и родным на фоне войн арабских стран против Израиля во многом проясняют узловые проблемы жизни арабского общества в Израиле, его ценности, устремления, надежды, его взаимоотношения с еврейской средой и израильскими властями. Наиболее рельефно положение арабов в Израиле представлено Э. Хабиби в романе «Ал- вакаи ал-гариба фи ихтифа Са`ид Аби ал-Нахс ал-муташаил» «Странные события вокруг исчезновения Са`ида Абу ал-Нахса, оптимистичного пессимиста», 1974. Вместе с тем прогрессивность молодого государства, демократизм его правовой системы, защита прав трудящихся Хистадрутом, успехи страны в области медицины и национального страхования, в развитии промышленности и сельского хозяйства, внимание левых партий и еврейской интеллигенции к проблемам арабов в Израиле и т. д. уже в 1960-х гг. получили высокую оценку в романах молодых арабских писателей (М. Кана`на, 1934-74; Ф. Абу Хадра, родился в 1935 г.; А. Мансур, родился в 1934 г., и других), восстававших против ментальности старшего поколения и его лидеров, с их привязанностью к условностям арабского быта и пережиткам средневековых установлений. В этих романах затрагивается тема сотрудничества евреев и арабов, звучит надежда на мирное сосуществование обоих народов. Отрыв арабов от действительности авторы объясняют отчаянием и бессилием, утратой связи с родной землей, а бегство из Эрец-Исраэль резко порицают. Плодотворное влияние на художественный уровень арабской прозы 1970-х гг. и на ее обращение к проблемам духовной жизни личности оказали пишущие по-арабски еврейские писатели, прибывшие из Ирака, И. Бар-Моше (родился в 1927 г.) и М. Наккаш (родился в 1938 г.) -- мастера виртуозного по композиции короткого рассказа (главным образом из жизни евреев в Ираке и других странах).

Начиная с 1960-х гг., обновляется также арабская поэзия. Темы страдания в арабских странах беженцев, живущих там в ветхих палатках, издевательства над ними местной власти, наживающейся на их нищенском пайке, осуждение арабских властителей, превративших беженцев в объект политической игры и не желающих конструктивно решить их судьбу, проблемы арабов в Израиле смело вводятся поэтами в их произведения.

Умеренные по политическим взглядам писатели объединяются вокруг журнала «Аш-шарх» (основан в 1970 г.) и литературного приложения к иерусалимской газете «Ал-анба» (выходит с 1963 г.), коммунисты и крайние арабские националисты печатаются в литературном ежемесячнике так называемого коммунистического списка (Раках) «Ад-джадид». Как среди первых, так и среди последних имеются сторонники разных стилистических систем. Традиционной метрики и системы рифмовки придерживаются поэты умеренных взглядов М. Ибрахим (родился в 1910 г.), Дж. Ка`вар, Х. Ш. Зайдан (1936-76), Дж. Халил (родился в 1933 г.), Н. Хайр (родился в 1946 г.), друзская поэтесса Хуям Каблан (родилась в 1956 г.), арабская христианка Су`ад Караман, а также коммунисты и крайние националисты С. Джубран (родился в 1941 г.), Т. Зайяд (родился в 1932 г.), С. Саббаг (родился в 1947 г.), С. Найиф (родился в 1935 г.), Ф. Асмар (родился в 1937 г.). Спонтанно интуитивные средства выражения предпочитают умеренные по взглядам М. Хаддад (родился в 1919 г.), А. Шаммас (родился в 1950 г., пишет стихи и на иврите), Ф. Маваси (родился в 1941 г.), Э. Шехада (родился в 1933 г.), Ф. Абдаллах (родился в 1941 г.), коммунисты М. Дарвиш (родился в 1941 г., после 1971 вступил в ООП), поэт-друз С. ал-Касим (родился в 1939 г.), поэтесса Сихам Дауд (родилась в 1953 г.; вышел ее сборник на иврите в переводе С. Сомеха), крайний националист Р. Хусейн (1936-77; с 1971 -- член ООП). Многие арабские писатели Израиля, живущие как в стране, так и за ее пределами, числятся среди самых видных представителей новой арабской литературы в целом.

Друзская культура.

В стране работают два друзских профессиональных театра и шесть любительских театральных трупп. Действуют четыре музыкальных центра, два профессиональных певческих ансамбля, пять танцевальных коллективов. Проводятся Международный фольклорный фестиваль, фестиваль местных коллективов, детские фестивали. В 16 друзских поселениях работают библиотеки.

Культура и искусство оказывают решающее воздействие на формирование израильского национального характера, который складывался на протяжении веков, в том числе в условиях жизни евреев в разных странах. Музыка, литература, театр, изобразительное искусство, танцы и кино отражают культурное наследие еврейского народа и мир современного Израиля.

Делись добром ;)