Традиционная культура юкагиров

реферат

4. Верования юкагиров

Верования юкагиров включают культ природы, промысловые обряды, шаманство. Согласно фольклору вселенная делится на верхний - небесный мир (пудоол лэбиэ), средний - земной мир (ордьоол лэбиэ) и нижний - подземный мир. Их связывает мировая река; чтобы попасть в нижний мир, шаман или герой плыл на лодке вниз по течению реки.

Верхний мир населяли божества, они помогали людям в промысле, оберегали от болезней и бед, наказывали за дурные поступки. Наиболее почитались божества неба и солнца. Главного небесного бога называли Хойл (бог, икона), так же называли куклу-идола или череп шамана предка. Вероятно, представление о Хойле переплелось у юкагиров с представлением о христианском Боге. Средний мир населяли духи-хозяева. Главными считались хозяин земли - Лэбиэн-погиль, пресной воды - Оджин-погиль и моря - Чобун-погиль. Им подчинялись хозяева гор - Пиен-погиль, леса - Йолин-погиль, а также хозяева тундры, заливов, рек, озер, животных (оленей - Толон-мойе, лосей - Пиедьен-мойе, зайцев - Чольгорон-мойе и др.). Особое место занимали хозяин огня - Лочин-погиль, хранитель семейного очага, покровитель семьи; образы матерей природы: солнца - Йэльоодьэ эмэй, огня - Лосид эмэй, неба - Кужууд эмэй, земли - Лэбиэд эмэй, леса - Шаад эмэй, воды - Ооожиид эмэй, реки - Унууд эмэй и др. Были развиты культы лося, осетра и т.п.. Важную роль играл культ медведя, известны мифы юкагиров о браке женщины и медведя. Кости промысловых животных складывали в анатомическом порядке и хоронили на специальных лабазах или деревьях, совершая при этом магические действия и заговоры. Перед весенним промыслом лося или оленя устраивали обряд очищения - проходили через арку из двух деревьев с перекладиной, на которую вешали шкурки белки, зайца, лисицы, украшения, разноцветные тряпки, ленты, окрашенный мех оленя и др.; приносили жертвы хозяевам тайги, земли и данной местности. Весной, когда на реках вскрывался лед, женщины и девушки бросали в воду бисер - в подарок детям хозяина реки. Старым деревьям жертвовали ленты, тряпочки, деньги и пр. Перед промыслом совершали обряд кормления огня. С домашним очагом связывались запреты: нельзя было проходить между очагом и главой семьи, давать огонь из очага посторонним и т.д.

Нижний мир вселенной представлялся многослойным, его верхний слой населяли мертвые, предки (айбии); нижний слой - сказочные старики и старухи - людоеды, среди них птиценогий великан Кожэ-ерге, дух болезни, старуха Элэ Дулбэн и др., а также злые духи (кукуль), черти (ньаньулбэн, элйэдулбэн) и их глава - старик Острая голова - хозяин нижнего мира, мифический предок юкагиров, впоследствии отождествленный с Сатаной. По представлениям юкагиров, неподвижные предметы материального мира имели одну душу (айбии), человек - три души. Одна живет в голове, если человек заболевает, она уходит в нижний мир к предкам, испуганная вхождением в тело злого духа, и может вернуться под влиянием действий шамана; вторая душа находится в сердце, от нее зависит жизнь человека; третья пронизывает все тело человека, как его двойник отбрасывает тень на землю. Душа умершего имеет несколько возможностей для нового рождения: либо сразу воплотится в новорожденного, либо станет растением и лишь через определенное время возродится в младенце. Близкому родственнику достаточно оказаться рядом с душой умершего, и она вселится в него. Хоронили покойников головой на юг, у могил совершали жертвоприношения, ставили идолов.

Календарный год у юкагиров делился на 13 лунных месяцев. У нижнеколымских и анюйских юкагиров в конце XVIII в. март назывался чингле (охотничий), апрель - палпаша (почковый), май - кутье (вскрытия рек), июль - няба (осенний), август - ончу, онджи (водяной), сентябрь - чакам (рыбный) и т.д.

Шаманы занимали особое место в социальной структуре юкагир. были покровителями рода. Шаман перевоплощался в духа, обладавшего сверхъестественными возможностями. Главные функции шамана - лечение, принесение духам охоты жертв (собаки и олени), связь с миром предков, тенями умерших. Под влиянием тунгусов у юкагиров появились специальная шаманская одежда и атрибуты: бубен (йалгил), колотушка (пэйдубэ), кафтан, нагрудник, шапка, обувь, а также изображения духов-помощников шамана (эйльии). Самыми сильными духами-помощниками считались мамонт и медведь, росомаха, а также души предков.

Существовал культ умерших шаманов: их тела расчленяли с помощью спец. крюков, кости, череп, мясо, нарезанное на ленты, высушивали и хранили как родовые святыни, кровью шамана смачивали части его одежды, которые также считали амулетами. Череп умершего шамана помещали на деревянную куклу в рост человека (шан шоромо - деревянный человек), одетую в шаманский кафтан, называли ее богом Хойл, ставили на почетное место в жилище, кормили, обращались с просьбами, при перекочевках перевозили с собой.

Наряду с шаманством юкагиры верили в силу заговоров и гаданий (на оленьей лопатке, на челюсти зайца), в колдунов (антадьяйе), носили обереги-амулеты. Охотничьими амулетами считали шкурку белки (талан), носы и когти медведя, охранителями дома - шкурки гагары, утки: их вешали над входом жилища.

С XVII в. на северо-востоке России распространилось христианство. Из 1860 прихожан Нижнеколымской церкви 1210 были юкагиры, якуты, чуванцы, тунгусы, коряки (1843).

Делись добром ;)