Становление белорусской нации как самостоятельного народа в Европе

контрольная работа

3. Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер формирования белорусской народности

белорусский народность христианство

Важной вехой в истории белоруской земли является принятие христианства, ставшего идеологической основой феодальной культуры и оказавшего влияние на всю средневековую культуру.

Новая религия далеко не сразу внедрилась в жизнь. «Крещение Руси», а вместе с ней и белорусских земель, состоявшееся в 988 г., практически означало лишь официальное провозглашение христианства господствующей религией и запрещение языческих культов. Даже чисто формальная христианизация населения встречала сильное сопротивление и растянулась на длительный период [6,c.214].

Оказавшись не в состоянии полностью искоренить древнеславянские верования и культы, оно вынуждено было приспособляться к народному языческому сознанию, ассимилировать эти культы, вбирать в себя их элементы. В результате архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официано-церковного культа. Например, преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно «чудотворных».

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости.

Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство принято было в его восточном, «православном» варианте, допускавшем в отличие от католичества богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования.

Одним из основных оригинальных жанров формирующейся в то время стало летописание. Летописи - это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни [6,c.215].

Выдающимся писателем, проповедником, церковно-полити-ческим деятелем того времени, мастером ораторской прозы был Кирилл Туровский. Из его литературного наследия до нас дошло несколько дидактических проповедей - притчей, два канона и около тридцати молитв - исповедей. Эти произведения и сегодня не утратили ценности и являются оригинальными памятниками литературы.

Таким образом, воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение народных масс, подчиняя народное сознание господствующей феодальной идеологии, и всесторонне помогая развиваться культуре того времени.

Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Белоруссии в IX - XIII в. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства - из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Белоруссии является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине XI в. В XII в. были построены Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно - Нижняя и Борисоглебская церкви. Необходимо отметить, что здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на которых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на княжение. Церкви и монастыри использовались также как книгохранилища. При них переписывались книги и составлялись летописи. Из летописей известно, что в Полоцкой Софии на протяжении многих столетий имелась богатая библиотека, в которой, кроме церковных книг, были произведения античных авторов и летописи.

Высокого уровня в IX-ХШ вв. на белорусских землях достигло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в Полоцкой Софии и в Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Иконы писались под влиянием византийского искусства. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. Примером художественного оформления книг того времени являлись украшения, использованные в Туровском евангелии [6,c.217].

Высокого уровня в этот период достигло и декоративно-прикладное искусство. Прекрасные произведения оставили древние мастера-ювелиры, которые работали в Гродно, Витебске, Полоцке, Новогрудке, Турове. В это время они освоили новую технику обработки цветных металлов: филигрань, гравирование, золочение, литье, гранение драгоценных камней и т.д. Среди высокохудожественных произведений ювелиров, которые дошли до нас, можно назвать золотое кольцо Полоцка, браслет из Минска и др. Но наиболее выдаюпщмся произведением ювелирного дела в Белоруссии того времени был крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой ювелиром из Полоцка Лазарем Богшей в 1161 г. Крест был сделан из дерева, имел длину 51 см. был обложен золотыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали.

Культура Беларуси внесла свой своеобразный вклад в развитие культуры Европы, так как она отличалась своими культурными особенностями, которые внесли большой вклад в культуру всей Европы.

Обширные археологические материалы позволяют судить о самобытной материальной культуре древних белорусских городов, мастера которых вписали яркие страницы в историю культуры средневековья [6,c.218].

Искусство восточнославянских народов развивалось в русле древнерусской культуры. Вместе с тем каждое княжество или земля в зависимости от местных исторических условий вносила свой вклад в развитие культуры, в которой выделялись локальные варианты, возникали местные школы архитектуры, пластики, прикладного искусства. Процесс создания местных очагов культуры усилился в XII-XIII вв. И в белорусских городах формировалась своеобразная культура. История архитектуры и искусства в настоящее время не может обойти такие выдающиеся памятники, как полоцкие храмы и фрески, неповторимую пластику Полоцка, Минска, Турова, Волковыска. Фрески Спасской церкви Евфросиньевского монастыря исследователи поставили в ряд уникальных произведений мирового искусства. Крест Евфросиньи Полоцкой, созданный Лазарем Богшей, -этапное произведение в искусстве XII в. Черты народного искусства, обогатившего искусство пластики XIII в., прослеживаются в замечательных образцах резьбы по камню, найденных при раскопках в Минске

В эпоху Киевской Руси наряду с начавшимся формированием единой восточно-славянской древнерусской народности в языке, в культуре, быте отдельных этнических групп сохранялись особенности. Киевская Русь является этапом этнической истории трех восточнославянских народов- русского, украинского и белорусского - в процессе их становления[6,c.214].

Особенности этнических групп (союзов племен) обусловливались разными их субстратами, разноэтничыми аборигенными племенами, на которые наслаивались славяне, расселяясь на просторах Восточной Европы. Славяне в процессе освоения территории Восточной Европы ассимилировали не только балтов, но и ряд других неславянских племен. На балтском субстрате возникли союзы племен - полоцкие и смоленские кривичи, дреговичи, радимичи - предки современных белорусов.

Делись добром ;)