Средневековые города Южного Казахстана

реферат

4. Функции городов

Ремесла. Развитие городов как торгово-ремесленных центров было связано с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства и значительным расширением ремесленного производства, обслуживающего, главным образом, господствующий класс. На обусловленность процесса урбанизации от роста ремесла и торговли указывал К. Маркс: «...как только городская промышленность как таковая отделяется от земледелия, ее продукты с самого начала становятся товарами и, следовательно, для их продажи требуется посредничество торговли. Связь торговли с развитием городов и, с другой стороны, обусловленность последнего торговлей понятны, таким образом, сами собой».

Пока не раскопано ни одной мастерской, по которой можно было бы судить об уровне ремесленного производства.

Хуже всего обстоит дело с представлением о таких ремеслах, как ткачество, производство изделий из кожи, шерсти, войлока. О продуктах этих ремесел, производимых в городах Южного Казахстана, есть упоминания в письменных источниках, но они относятся к несколько более позднему времени.

О производстве тканей можно судить по находкам пряслиц, число которых на Кок-Мардане приближается к 340, об изготовлении кожаной посуды - по глиняным краснолощеным сосудам с рельефным орнаментом, подражающим тиснению на коже.

Производство керамики благодаря массовым находкам изучено достаточно хорошо. Пока известна только одна печь VIII-IX вв., раскопанная на территории северного рабада Отрара. Она имеет грушевидную форму, длину 2,7 м, ширину 2,5 м. Огневая камера имеет меньшие размеры, чем обжиговая. Удалось установить, что под печи опирался на «столб», состоящий из перевернутого хума без дна, обложенного сырцовым кирпичом. Венчиком он стоял на трех «рогатых» подставках. Через него жар поступал внутрь обжиговой камеры.

При раскопках Кок-Мардана, в слоях Куйрук-тобе и Отрара VII-VIII вв. собраны чоты, ножи, серпы. Обнаружены железные крицы, свидетельствующие о выплавке железа на месте.

Искусство ювелиров известно по находкам ажурных бронзовых блях с позолотой, на которых изображены мужчина и женщина в коронах и парадных одеждах с фигурками верблюдов на поднятых ладонях, а также по находкам браслетов.

Найдены поделки из кости - накладки на лук, просверленные амулеты из косточек животных, заготовки из рога маралов со спилами.

Из камня делались жернова, терочники.

Высокого уровня в городе достигли архитектура, строительство, ремесло художественной резьбы по дереву. Сходство в архитектуре, строительных приемах, в оформлении интерьеров дворцов, буддийских храмов Южного Казахстана, можно объяснить и тем, что в строительстве их наряду с местными принимали участие и приглашенные мастера, что способствовало быстрому распространению достижений в строительстве, нивелированию вкусов и запросов горожан, разных историко-культурных областей Южного Казахстана.

Торговля была одним из важнейших факторов развития города. Город не только производил, но и торговал, причем вторая его функция в глазах современников была едва ли не важнейшей. В городе сходились три основные направления товарообмена: между странами, между городом и его округой, между городом и кочевой степью.

Шелковый путь проходил через юг Казахстана и Семиречье. Известно описание его участка, который шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В Испиджабе от него отходило ответвление на северо-запад в Фараб, Шавгар и дальше в низовья Сырдарьи.

Часть предметов роскоши из Византии, Согда, Китая и других стран оседала в ставках тюркской знати, в домах горожан. Среди археологических находок - серебряные кувшины с подражаниями византийским клеймам, золотые византийские монеты, китайские зеркала.

Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших пограничных городах - Испиджабе, Отраре.

О наличии денежной торговли говорят находки монет VII-VIII вв. в Отраре, Куйрук-тобе.

Сельское хозяйство играло немаловажную роль в жизни средневекового горожанина.

При раскопках Кок-Мардана, раннесредневековых слоев Отрара, Куйрук-тобе обнаружены косточки урюка, винограда, арбузные и дынные семечки, зерна пшеницы, проса, риса. О широком распространении виноградарства свидетельствуют остатки винодельни VII-VIII вв. в Луговом Б. Луговская винодельня находилась в одном из помещений жилого комплекса усадьбы и состояла из нескольких соединенных трубами давильных площадок, откуда виноградный сок стекал в колодец. Там он отстаивался, очищался и затем разливался по емкостям. Здесь же из сока варился бекмес (патока из виноградного сока). Размеры винодельни, большая емкость колодца свидетельствуют о развитии виноградарства в городе Кулане, отождествляемом с городищем Луговое, и, бесспорно, в других городах и поселениях. Таким образом, раскопки виноделен, находки зерна, семян садовых и бахчевых культур свидетельствуют о подсобных занятиях горожан полеводством, садоводством, бахчеводством.

Делись добром ;)