Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

курсовая работа

3. Заключение на островах

Соловецкий монастырь - это уникальное место, сочетавшее в себе не только духовность и приближенность к Богу, но и страдания заключенных, отбывавших там свой срок, что показано в этой главе курсовой работы.

Первым заключённым на Соловках (чьё заключение было официально задокументировано) был игумен Артемий, выступавший против церковной знати и церковного землевладения. Игумен был осужден Церковным сбором в 1553 году и сослан в Соловецкий монастырь с предписанием «пребывать ему внутри монастыря с великой крепостью, в келье молчательной».

В одной из башен Соловецкого монастыря были организованы специальные тюремные кельи. Это были маленькие и тёмные помещения с небольшими отверстиями вместо двери, через которые заключённые проникали внутрь. В XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме -- заключенных морили дымом, замуровывали, пытали. Монастырская тюрьма постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году для заключённых построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.

В 1835 году была проведена жандармская ревизия Соловецкой тюрьмы, ревизия признала, что заключённые Соловецкой тюрьмы несли наказания, значительно превышавшие их вину. В результате проверки несколько из заключённых были освобождены, а некоторые были переведены в обычные монастырские кельи. После ревизии был издан указ, который был призван запретить сажать в монастырские тюрьмы без особого разрешения императора. Последние заключённые Соловецкой монастырской тюрьмы были выведены в 1883 году, но караульные солдаты содержались при ней до 1886 года.

3.1 Соловецкий лагерь и тюрьма особого назначения

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) -- крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов. Он находился на территории Соловецких островов.

Соловецкий лагерь был организован 2 ноября 1923 года постановлением СНК от 13 октября 1923 года на основе Пертоминского лагеря принудительных работ. Лагерю было передано в пользование всё имущество Соловецкого монастыря. СЛОН был закрыт 16 ноября 1931 года, вновь организован 1 января 1932 года и окончательно закрыт 4 декабря 1933 года. Заключённые, аппарат и имущество Соловецкого лагеря были переданы Беломоро-Балтийскому исправительно-трудовому лагерю.

В Соловецкий лагерь особого назначения изначально ссылались, в основном, политические заключённые. 10 июня 1925 года принимается «Постановление О прекращении содержания в СЛОН политзаключенных». Летом 1925 года политические заключенные были вывезены на материк.

В 1926--1927 годах лагерь осуществлял лесозаготовки (на Соловецких островах и в Карелии), торфоразработки, ловлю озёрной и морской рыбы, забой морского зверя, занимался сельским хозяйством, обслуживал кирпичный завод, кожевенное, гончарное, смолокуренное, известковое, салотопенное производства и механический завод, осуществлял погрузочно-разгрузочные работы на Мурманской железной дороге, дорожное строительство. В 1928--1931 годах лагерем осуществлялись лесозаготовки, обслуживался лесозавод в Ковде, лесопильные заводы в Карелии, погрузочные и разделочные работы на Мурманской железной дороге, осуществлялось дорожное строительство. Помимо этого, лагерь занимался рыболовством, сельским хозяйством, производством ширпотреба. Лагерь участвовал в начале строительства Северного участка Беломорско-Балтийского водного пути. В 1932--1933 годах СЛОН был занят, в основном, рыбной промышленностью и производством ширпотреба.

В 1937--1939 годах на территории архипелага находилась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.

В тюремных камерах разрешалось только сидеть на кровати, не опираясь на стену, с открытыми глазами, держа руки на коленях. Заключённым разрешалась прогулка до получаса в день, пользование книгами из тюремной библиотеки. Заключённых водили по двору только на допрос под конвоем. Форма представляла собой одинаковые чёрные робы с надписью «СТОН» и ботинки, которые полагалось носить без шнурков. [7]

4. Взаимодействие монастыря с внешним миром

В наше время Соловецкий монастырь живет жизнью обычного современного монастыря. Несмотря на прибытие многочисленных туристов и паломников, работа монастыря не нарушается, в его стенах расположены несколько помещений, в целом представляющие собой музей истории Соловецких островов. Музей сегодня - это сложное как по составу деятельности, так и по системе управления государственное предприятие федерального уровня, это одна из первых достопримечательностей России, включенная в Список всемирного наследия, составляемый ЮНЕСКО.

Основной предмет его деятельности - это научные исследования в различных отраслях Соловецкого исторического наследия, хранение, собирание и экспонирование предметов музейного фонда, образовательно-просветительские проекты. Работа во всех этих направлениях очень важна, и очень хорошо, что она поставлена на уровень решения государственной задачи, как равным образом и дело реставрации уникальных памятников архитектуры. Практическое выполнение Музеем своих функций вовсе не означает необходимости делать это обязательно на территории монастыря. Поэтому совершенно без противоречий сформулирована задача строительства нового комплекса зданий для музея. Музей переместится туда, а монастырь будет полностью передан для жизни монашеской общины. Что же касается мирян, то их можно разделить на две группы - одни чувствуют себя здесь уютно, их душа обретает мир, а другие - крайне не комфортно и тяжко. Зимнее, осеннее время - очень тяжелое испытание для тех, кто не живет духовной жизнью. У многих поселян наступает депрессия, уныние, с которыми по-разному пытаются бороться, но часто не справляются. Отсюда - и деградация, пьянство и нередко трагический итог - самоубийства. С мирянами монахи живут дружно, исключая только лишь потомков поморов - как только с моря сходит лед, они приплывают на своих катерах и лодках на острова для добычи жемчуга, ламинарии и рыбы. Главной проблемой в наше время остается открытый вопрос между Московской Патриархией, которой подчиняется монастырь и частными предпринимателями, а именно постройка так называемых «VIP-скитов» на объекте святыни русского севера.

соловецкий остров монастырь

5. Проблематика монастыря в наши дни

«...Вокруг Соловецкого монастыря сегодня существуют определенные проблемы. Отрицать их - значит закрыть самим себе путь в будущее. Пожалуй, главная из этих проблем в том, появится ли на месте гибели жертв Соловецкого концлагеря музейный, научный и учебно-просветительский центр их памяти, на чем настаивает Патриарх, либо же бизнес создаст здесь международный рекреационный центр «а-ля рюс» для ищущих отдыха и развлечения туристов... Статья «„VIP-скиты“ вместо турбаз» («Новая газета» от 8 ноября 2010 года) [Приложение №3]

Вокруг Соловецкого монастыря сегодня существуют определенные проблемы. Пожалуй, главная из этих проблем в том, появится ли на месте гибели жертв Соловецкого концлагеря музейный, научный и учебно-просветительский центр их памяти, на чем настаивает Патриарх, либо же бизнес создаст здесь международный рекреационный центр для ищущих отдыха и развлечения туристов. Это как раз тот самый действительно серьезный вопрос, от которого автор статьи «VIP-скиты» вместо турбаз» пытается увести внимание к пространным рассуждениям о том, почему недопустимо передавать Церкви имущество религиозного назначения.

Соловки -- типичный пример того, какие тугие узлы противоречий завязала история нашей страны в минувшем столетии. Работники музея отстаивают свое право на владение монастырским культурным наследием. Церковь напоминает, что монастырь в свое время строился именно монахами и для монахов, а в годы гонений Соловки стали русской Голгофой, местом гибели множества священнослужителей и мирян. Разве может такое место быть домом отдыха или турбазой? В свою очередь, туристы с советских времен привыкли приезжать сюда полюбоваться северной природой и хорошо отдохнуть, мало соотнося свой отдых с тем, что ходят они по всероссийскому кладбищу, месту великой трагедии ХХ века. Есть, конечно же, свои интересы у организаторов туристического бизнеса. И, отстаивая эти интересы, они порой позволяют себе нечестные приемы. Ложь о Соловках в условиях рыночной экономики выгодна слишком многим.

Вот и автор статьи о мифических VIP-скитах (которых пока что нет и не предвидится, но которыми всех уже старательно пугают) откровенно передергивает факты. Что сказать, к примеру, на утверждение, будто «расходы по содержанию переданных монастырю зданий продолжает нести музей, то есть госбюджет»? Можно ответить только вопросом на вопрос: откуда такие смелые утверждения, никак не подкрепленные фактами? Да и нет этих фактов в природе. Монастырь из госбюджета не финансируется. Вряд ли это ошибка, скорее нарочитая неправда.

Такая же, как и утверждение о том, будто «в ведение монастыря за этот год перешли не только все важнейшие здания и памятники, но и часть коммунальной инфраструктуры острова -- причалы, дороги». На самом деле никто не передавал Церкви ни причалы, ни дорожную сеть.

Также в статье упоминается остров Валаам, на который якобы нельзя попасть без специального одобрения паломнической службы. При этом автор не объясняет, каким образом попадают туда сотни туристов, ежедневно отправляющихся на Валаам теплоходами от Речного вокзала Санкт-Петербурга.

Помимо всей этой лжи, то ли случайной, то ли нарочной, есть еще манипуляция фактами. К примеру, среди жителей острова действительно есть те, кто выражает озабоченность по поводу возвращения Церкви ее исторического наследия. При этом нельзя игнорировать приветственный адрес, переданный Святейшему Патриарху Кириллу в августе этого года, под которым оставили свои подписи 400 человек, жители и гости Соловецкого архипелага. В частности, в документе говорится: «Наконец-то прекратилось противостояние музея и монастыря. Благодаря усилиям нового наместника монастыря, назначенного ныне и директором музея, активизировалось растянувшееся на многие годы возвращение Соловецкому монастырю его исторического достояния». Отметим, что Церковь очень чутко относится к нуждам соловчан. Недаром на встрече с поселковыми властями Соловков Патриарх так много говорил о необходимости социальных гарантий местным жителям.

Удобно защищать коммерческий туризм, называя его «светским» в пику паломничеству. Удобно столкнуть в очередной раз музейщиков с духовенством: пусть выясняют отношения друг с другом, пусть опять друг друга проклянут, забыв, что цель у них одна -- сохранить святыню. В романе Стругацких герой называл этот прием «кидать камни по кустам», то есть отвлекать людей, пускать их по ложному следу, вести к ложной цели. В нашем случае эти камни летят в адрес Церкви. Пугая людей мифическими зловещими намерениями, легко затемнять реальные проблемы, уводить в тень собственные интересы.

А пока идут споры, под шумок можно и дальше расширять свой бизнес, паразитируя на историческом наследии Церкви и инфраструктуре Соловков. К слову, люди, которые этим занимаются, вряд ли считают себя неправыми. Скорее всего, они судят по самим себе и действительно верят в то, что Церкви нужны только VIP-скиты, а музейщикам лишь VIP-экскурсии. Ведь молитва, наука и просвещение -- слишком далекие понятия, чтобы принимать их в свои коммерческие расчеты.

Конечно, в том, что сегодняшняя ситуация так легко поддается недобросовестным толкованиям, есть свои причины. Далеко не все работники музеев готовы профессионально решать современные задачи общенационального значения. Церковь же только приступает к формированию комплексного долгосрочного проекта сохранения и восстановления Соловков и недостаточно информирует общество о своих первых шагах. Но и Церковь, и музейных работников можно понять. Первая не торопится с обнародованием масштабных планов, еще не прошедших всесторонние профессиональные обсуждения, дабы не совершить ошибку. Вторые переживают за дело всей своей жизни, что вполне понятно и похвально.

Увы, если монастырь и музей, Православие и культуру удастся поссорить, задача тех, кто сегодня бросает по кустам камни, увенчается успехом, и коммерция решительной поступью выйдет на передний план. А значит, на Соловках не будет ни монашеской молитвы, ни центра памяти о подвиге и трагедии ХХ века, о котором мечтает Патриарх. Зато будет еще больше сувениров, отдыхающих туристов, шашлычных. И танцев на костях наших предков.

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена не только богатая и насыщенная христианская история Соловецких островов и самого монастыря, но и освещены так же страницы истории соловецкой тюрьмы, в годы первой русской революции, а затем и СССР. Так же здесь достигнута цель - раскрыта историческая картина монастыря и островов, а так же решена задача - были собраны исторические материалы об этом крае, определена и проанализирована специфика современной жизни острова.

Так же была достаточно хорошо освещена современная проблематика организации отдельного музея и туристической базы на территории островов, а в качестве фактов приведена статья о действительном положении дел и критика на нее.

В заключении стоит отметить, что насчет Соловецких островов и монастыря складывалось разное мнение людей в разные исторические эпохи: зарождаясь как монастырь для монахов, монастырь и сами острова приобрели со временем жутки ореол земли страданий, мучений и смерти заключенных, а затем они явили собой возрождение русской духовности и монашества.

В наши же дни всю богатую историю этих земель хотят срезать под один уровень с остальными «достопримечательностями» нашей родины, что служит хорошим примером тому, что духовничества и уважения к истории и погибшим в муках людям остается все меньше и меньше в головах наших чиновников и патриархов. Что будет дальше, можно только предполагать…

Список литературы

1. Печатное издательство «Новая газета» от 8 ноября 2010 года - Александр Солдатов. «VIP-скиты» вместо турбаз. Новая газета. № 124-125, Москва, 08.11.2010

2. Летопись Соловецкого монастыря.

3. Г.Г. Фруменков. "Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв." Северо-Западное книжное издательство, 1975 г.

4. Г.Г. Фруменков. "Узники Соловецкого монастыря". Северо-Западное книжное издательство, 1965 г.

5. Г.М. Манизер. "Архитектура Соловецкого монастыря" (Серия "Памятники древнего зодчества"). Текст П. Тельтевского. "Советский художник". Москва, 1969.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

«Новая газета» от 08.11.2010 г.

«VIP-скиты» вместо турбаз

Колесо церковной реституции «наехало» на Соловки.

После исторического визита на Соловки патриарха Кирилла в октябре прошлого года последовала отставка старого наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа (Братищева), назначенного еще в 1991 году, а его место занял крепкий хозяйственник -- архимандрит Порфирий (в миру -- В.В. Шутов), казначей Троице-Сергиевой лавры. Спустя месяц, в конце ноября, министр культуры Александр Авдеев назначил его же, архимандрита Порфирия, директором ФГУК «Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник», который ведает уникальным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Батюшка сменил на этом посту ученого Михаила Лопаткина, работавшего на Соловках с 1976 г.

«Не можете служить двум господам», -- предупреждает Христос. И, разумеется, архимандрит Порфирий служит прежде всего Московскому патриархату, в лице его предстоятеля. Из самого названия церковной должности о. Порфирия -- наместник -- видно, что он лишь представляет, замещает в обители истинного игумена, коим является сам патриарх. И нет сомнений, что новый курс, который начал решительно проводить новый наместник, имеет патриаршее происхождение.

В течение одного лишь дня, 27 апреля 2010 года, архимандрит Порфирий подписал с В.В. Шутовым (то есть с самим собой!) 109 договоров безвозмездного пользования имуществом религиозного назначения (в частности, зданиями) и столько же актов приема-передачи этого имущества. Процесс передачи продолжился и позже и продолжается вплоть до сего дня. Свои подписи под документами, размещенными в интернете, о. Порфирий в качестве наместника и директора ставит немного разными, хотя и похожими почерками. А юридическая коллизия тут состоит еще и в том, что директор В.В. Шутов не располагает приказом Министерства культуры РФ на отчуждение музейного имущества, что предусмотрено уставом музея. Архимандрит регистрирует свои договоры с самим собой лишь в Архангельском территориальном отделении Федерального агентства по управлению госимуществом. Расходы по содержанию переданных монастырю зданий продолжает нести музей, то есть госбюджет, поскольку директор музея «не возражает».

Бьем челом государям

В ведение монастыря за этот год перешли не только все важнейшие здания и памятники, но и часть коммунальной инфраструктуры острова -- причалы, дороги… В своем открытом письме Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву жители поселка Соловецкий вспоминают, как приветствовали в 1991 году восстановление монастыря и старались не обращать внимания на конфронтацию между монастырем и музеем -- местным «градообразующим» предприятием. Они рассказывают, как терпеливо наблюдали передачу РПЦ МП (Русская православная церковь Московского Патриархата. -- А. С.)острова Анзер со всей его инфраструктурой, куда церковь сразу же перекрыла доступ местным жителям и туристам, как стерпели самозахват монастырем федерального памятника -- скита на горе Секирной

Переполнило чашу их терпения последовавшее 30 июня заявление губернатора Архангельской области Ильи Михальчука, где он обрисовал свои совместные с монастырем планы: «Туристы будут находиться на островах строго ограниченное время. Размещать гостей на ночной отдых можно будет в отелях на материке, а гостиницы архипелага предоставить паломникам, которым необходимо намного больше времени для посещения». Позже, в интервью «Российской газете» 20 августа, губернатор добавил: «Мы ставили задачу снизить антропогенную нагрузку на острова. Поэтому решено развивать поселки Беломорского побережья… Здесь же мы намерены построить базы для туристов». Программу выселения светских туристов с Соловков Михальчук оценивает в 10 млрд рублей.

Жители решительно вступились за соловецкий туризм. В стремлении его ограничить они увидели «не желание церкви улучшить жизнь на островах, а элементарную жажду наживы: ведь на остров смогут приезжать только те, кто купит «паломническую путевку», а это значит, что весь оборот соловецкого туристического бизнеса попадет в один широкий карман -- церковный… Фактически это захват соловецкого туристического бизнеса, благодаря которому мы живем на островах».

В заключение своего послания жители переходят на политический и историософский язык: «Нам стыдно наблюдать, как под термином «модернизация страны» происходит архаизация сознания народа, разбазаривание музейных ценностей, клерикализация государственных функций. На нашем примере мы видим, что президент и председатель Правительства РФ так и не нашли в себе силы и мужество создать настоящее гражданское общество, взамен которого нам сегодня предлагают неосоветский строй с РПЦ в роли КПСС».

Не все соловчане решились открыто подписать этот крик отчаяния. Монастырь в ответ организовал свое «открытое письмо», под которым также собрали подписи части жителей.

Бросивший вызов

Боль Соловков несет миру через свой блог в «Живом журнале» патриот беломорского архипелага, экскурсовод по здешним заветным местам Олег Кодола, действительный член Русского географического общества, лауреат Национальной издательской премии. Олег Кодола призывает: приезжайте на Соловки быстрее, а то можете не успеть: «Если вступит в силу план, предлагаемый патриархом и губернатором, туризм на Соловках закончится!» Подобная модель уже отрабатывается на Валааме, куда светскому туристу попасть чрезвычайно сложно: все сообщение между островом и материком осуществляет монастырь, он же продает путевки на «эксклюзивные паломнические туры». Светским компаниям возить туристов на Валаам в обход «паломнической службы» запрещено. Получается, что те граждане России, которые не хотят или не могут стать паломниками по версии РПЦ МП, не имеют доступа на часть территории России, к тому же особо примечательную с историко-культурной точки зрения.

Олег Кодола недоумевает: «Что же сегодня требует у нас РПЦ МП?» Ведь дореволюционная церковная недвижимость была государственной (Православная церковь не была отделена от государства), а при советской власти религиозные организации не имели статуса юридического лица, и вся их собственность также была национализирована. В последние годы музей неплохо справлялся с сохранением соловецких памятников -- так за что же их у него отнимают?

Очевидно, все сводится к самой банальной «коммерции». Кодола предлагает свои расчеты. Собственные туры на архипелаг организуют сегодня пять операторов: «Помор-тур», «Каргополь-тур», «Лукоморье», «Орфей» и паломнический «Радонеж». Ехать на Соловки на один день -- бессмысленно, а ночевать -- необходимо: архипелаг огромен. Один лишь Большой Соловецкий остров равен по площади острову Мальта. Но, согласно патриарше-губернаторской концепции, ночевать здесь сможет только тот, кто купит «паломническую» путевку. Это не что иное, как установление экономической монополии на соловецкий туризм.

Делись добром ;)