Белорусский национальный костюм

курсовая работа

1.3 Мужские головные уборы

В комплексе мужского белорусского костюма важная роль принадлежала головным уборам, разновидностей которых было очень много. Они изготавливались из овечьей шерсти, меха, сукна и соломы, также из войлока и кожи. Мужской головной убор, как ни одна другая часть костюма, отражал социальный статус владельца. Высокие и низкие шапки, целиком меховые или с меховым околышем, встречались у всех сословных групп населения, разница наблюдалась в качестве меха и характере украшений. Украшались бронзовыми спиральными пронизками, бляшечками или маленькими фибулами[4].

Традиционным летним головным убором белорусов был брыль. Изготовлялся из житной, реже пшеничной соломы, метлицы, лозы, камыша (плетеные, летние), из шерсти (валяные, войлочные, носились в любое время). Поля у брылей обычно усеченные, шириной около 4-10 см., верх в виде усеченного цилиндра, высота 8-10 см. Соломенные праздничные брыли часто украшались цветной тесьмой и цветами. На Полесье вокруг тульи повязывали узорчатую тесьму шириной 2-3 см., сплетеную из черного конского волоса и суровых ниток. Были широко распространены до начала 20 века, в наши дни изредка встречаются на Полесье. В конце XIX - начале XX века на территории Беларуси наиболее распространенными были мужские шапки, имеющие форму цилиндра с плоским, полусферическим, реже прямоугольным верхом и шапки конусовидной формы.

Типичная шапка из войлока - магерка. Слово «магерка», по мнению исследователей, происходит от венгерского maguar. Оно проникло на территорию Беларуси через Польшу во времена короля Стефана Батория, потому у шляхты подобный головной убор назывался «баторовкой». Магерки могли быть разнообразных цветов: черные серые, коричневые, белые. Делали его обычно сшивая из четырех кусков сукна (войлока), придавали форму колпака или усеченного конуса. Их высота составляла 15-20 см. В XIX веке наиболее качественные магерки выпускали шаповалы в Дрибине (Горецкий район)[4]. Валяные шапки, в отличие от меховых, носили практически круглый год. Как отмечают исследователи, белорус снимал магерку только перед паном или перед сном.

Еще одним распространенным головным убором являлась кучма-шапка, которая изготавливалась из овчины мехом наружу и имела полусферическую форму. В эпоху феодализма «кучма» была популярна и среди шляхты. Подшитая соболями и куницами, она считалась дорогим головным убором.

Белорусы также носили и меховые шапки, обтянутые сверху сукном. Верх в них был круглый и состоял из четырех частей. К нему снизу вокруг пришивался довольно широкий пояс сукна сушами по бокам. Спереди был меховый козырек, пришитый к верху шапки. Такой вид головного убора назывался малахой. Наиболее популярной в зимний период у крестьянства была аблавуха - шапка-ушанка из овчины, заячьего или лисьего меха, покрытая темным сукном. К основе шапки спереди, сзади и по бокам пришивалось четыре «уха». Переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались либо подвязывались под подбородком. Со второй половины XIX века на Беларуси распространился мужской летний головной убор с лакированным козырьком - картуз. Шили его из черного сукна с цветным околышем - плотным ободком, облегающим голову.

1.4 Обувь

Традиционная белорусская обувь изготавливалась в домашних условиях или сапожниками-ремесленниками. Археологические находки говорят, что сапожное ремесло было развито с XI в. До XX в. белорусы носили лапти, постолы, в городе - кожаные сапоги (боты), шнуровки. самого начала обычной обувью белорусского крестьянина были лапти, - летом их плели из свежих лыка, лозовой коры или пеньки, зимой же эти материалы размачивали в теплой воде. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. По технике изготовления делят на два основных типа: прямого и косого плетения. Для белорусов наиболее характерными были лапти с подошвой прямого плетения. Они имели самые разнообразные названия, часто обусловленные внешней формой, способом изготовления и материалом (лозовики, лыки, беспятники, пахрасни и др.) Простейшие из белорусских лаптей - «щербаки»: неглубокие легкие, без головок и запяток. В Полесье носили «зрячие лапти»: с открытым верхом посредине носка. Вместо ушек у них спереди были две лыковые петли и по бокам сплетенные из лыка «заборники», к которым прикреплялись оборы. Их носили летом в доме и во время полевых работ. Беднейшие слои крестьянства носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами. Лозовики из довольно широких полосок лозы с короткими головками. Но наиболее распространенными на Беларуси были лапти с глубокими носами, которые имели большой передний бок для продевания обор и назывались глухими лаптями или слепаками.

В некоторых местностях (Полесье и смежные поветы Гродненской и минской губерний) были распространены липовые или лозовые лапти.

Лапти прямого плетения всех видов, за исключением щербаков, плели с носка. Процесс изготовления лаптей был быстрым и простым, и за вечер, как правило, можно было сплести несколько пар.

Лапти косого плетения - похлопни - имели глубокие круглые носы, высокие задники и бока. Они являлись исключительно праздничной обувью у крестьян и часто служили по несколько лет. Похлопни было сложнее изготовить, поэтому их обычно делали крестьяне-ремесленники. Такие лапти стоили в 5-10 раз больше, чем обычные. Надевали лапти на онучи, к ноге крепили оборами, которые продевались через ушко лаптя.

Постолы (поршни, ходоки) являлись, по сути, кожаными лаптями. Это старинная обувь, сшитая из куска яловой, свиной или телячьей сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком. Сшивалась такая обувь вощеными нитками.

В Минской области найдено больше всего поршней. Они были сделаны из одного куска кожи, края его загибались и получался носок, задники и бортики. Были поршни из двух кусков кожи. В некоторых в носовой части делались вырезы, в которые вплетались кожаные ремешки. Брестские поршни похожи на минские, но у них кроме вырезов на носке в результате нанесения прорезей и стягивания их шнурками получались ажурные узоры.

Была в употреблении и деревянная обувь (чуни, кандалы, деревянки). Они использовались на северо-западе Беларуси, но очень редко. Носились беднейшим слоем населения. Были полностью выдолбленными из дерева либо с кожаным верхом на деревянной подошве.

При большом достатке крестьяне могли позволить себе и кожаные туфли или сапоги (боты, чаравики), но и те надевали только по праздникам. Такая обувь была распространена лишь у очень богатых людей.

Боты состояли из двух частей - цельного верха и подошвы. Верх включал в себя одновременно головку, высокие бортики и задник. Под бортиком делались прорези, через которые проходил кожаный шнурок. Носок часто богато украшался вышитым орнаментом.

В XIX - начале XX века среди зажиточных крестьян была распространена валяная обувь (валенки). Валенки в основном носили на территории Восточной Беларуси. Изготовляли их обычно шаповалы, которые ходили зимой по деревням и работали дома у заказчиков. Для прочности валенки подшивали войлоком или кожей. Часто на них обували плетеные лапти.

Летом же не считалось зазорным ходить босиком.

Интерес представляет также производство обуви. Первичная обработка кожи заключалась в удаления с внутренней поверхности кожи мядры, a c внешней - волос. Для этого кожу промывали в воде, затем срезали мядру, выдерживали определенное время в пепле или растворе извести. После кожи опять промывали и ножом срезали волосы с внешней поверхности. Для полировки пользовались гладкими камнями. Для размягчения и удаления пепла и извести делали бучение и квашение. Широко использовалось дубление. Очищаемую кожу опускали вместе с растительными дубителями в чаны, заливали водой и выдерживали несколько месяцев. В качества дубильного вещества могла быть использована кора дуба, ивы, ели, березы, ольхи. После дубления кожи внутреннюю поверхность скоблили, чтобы выровнять ее толщину. Для придания эластичности ее жировали и тянули. Основным сырьем для кожевенного производства были кожи крупного рогатого скота. Все найденные куски кожи имели буровато-красный оттенок. Такой цвет могли получать посредством коры ивы, темно-коричневый - коры ели и березы, желтый и коричневый - коры ольхи. Черный цвет придавался путем добавления к коре ржавого железа. Две мастерской для обработки кожи выявлены в Полоцке. Одна была в слое XII века, вторая - XIII. Здесь найдено много шерсти, перемешанной с известью и обрезками кожи. Обрезки полоцкой кожи были черного и красного цветов. Спектральным анализам подтверждено употребление железа при окраске юфти. Есть фрагменты, промоченные дегтем. В слое начала XII века найдена часть бочки с остатками березового дегтя. Письменные источники сообщают про разные виды кожевенного товара (юфть, яловица, сафьян), разные виды кожаной обуви.

Глава 2. Комплекс белорусского женского национального костюма

2.1 Нижняя одежда

Женский традиционный белорусский костюм более разнообразен, чем мужской, кроме того, он богаче украшен. Внешний вид женщины строго соответствовал ее возрасту и статусу: девочка, девушка, невеста, кабета, вдова, пожилая женщина, старая.

Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Женская рубашка была намного длиннее мужской. Имеется три типа рубах: туникообразная, с кокеткой и с прямыми плечевыми вставками. Шились из домотканого полотна. Основу женской сорочки у белорусок составляла «станина» из цельного прямого полотна или из двух частей. Наиболее простой тип кроя - туникоподобный. Характерной его особенностью является отсутствие шва на плечах (материал просто перегибался). Но в XIX - начале XX века он почти не использовался и сохранялся лишь в обрядовом (погребальном) костюме.

Типичным кроем белорусской женской рубахи был паликовый, когда переднее и заднее полотнища соединялись на плечах с помощью прямоугольных вставок - паликов, которые обычно также были из полотна. Пришивались палики к полкам сорочки по утку. Вставки на плечах и и собранный возле шеи воротник отличали славянские рубахи от рубах других народностей. Сорочка с паликами шилась из домашнего полотна из двух, трех и четырех полок шириной от 38-40 до 62-70 см. Отличие паликовой белорусской сорочки от таких же славянских заключается в наличии «подтачки», «подставки». Довольно распространенным типом женской сорочки в конце XIX - начале XX века становится кашуля с кокеткой или на кокетке. В ней основной материал («станина») пришивался вверху к неширокой кокетке. Полотнища «станины» при сшивании с кокеткой собирались в сборку спереди с сзади. Кокетка имела плечевые швы, но часто их не делали, тогда материал на плечах просто перегибался. Необходимой частью кашули является не очень широкий, длиной до кисти рукава с манжетами.

В белорусской женской сорочке преобладал стоячий (2-3 см) тип воротника, который застегивался на две пуговицы спереди или сбоку. Отложные воротники были широкими и застегивались на запонку или стягивались лентой или полоской цветной ткани (спулечкой, жичкой). Считается, что отложный воротник у белорусов появился под влиянием польской культуры.

Определенный вид воротника связан с кроем рубахи и влияет на оформление нагрудного разреза-пазухи. При туникообразном крое обычно воротник отсутствовал, а узкая обшивка вокруг шеи застегивалась на одну пуговицу. Украшения здесь размещались по краю кокетки. Кашули шили из материалов разного качества: верх из более тонкого, холщового полотна, а низ (подтачку) из более грубого «посконного». Цельные рубахи являлись праздничной и обрядовой одеждой.

Сорочки женщин, особенно ежедневные, или совсем не украшались, или украшались очень скромно, простейшими выткаными полосками красного цвета. Со второй половины XIX века входит в употребление разнообразный тканый и вышитый орнамент, который размещался на груди, паликах, воротнике, верхней части рукавов, причем вышивке на рукавах уделялось большое внимание. У белорусок не было принято украшать подол, потому что юбки были длиннее сорочек[8].

Делись добром ;)