Нации и народности в РФ
3. Новые направления национальной политики
Концепции национальной политики правительства Российской Федерации определяет:
§ сохранение целостности Российской Федерации;
§ равенство прав и свобод человека и гражданина незави-симо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
§ запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
§ право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться национальным языком, сохранять и развивать национальную культуру, традиции, обычаи;
§ предупреждение возможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.
Последнее российское десятилетие наглядно отражает и новые проблемы. Связаны они с появлением политических сил как внутри страны, так и за ее пределами, заинтересованных в дестабилизации обстановки, отказе от формирующегося курса развития, построения гражданского общества и правового госу-дарства. Достаточно часто разыгрывается национальная карта, направленная на выработку платформы сепаратизма, разжига-ние межнациональной розни и религиозного противостояния. Сегодня реальной угрозой в России, как и в мире, становятся терроризм и экстремизм, маскирующийся в религиозные одеж-ды. В этих условиях политически неверно сводить возникающие проблемы исключительно к материальным. Они уходят и в ду-ховную сферу. Относиться к этому следует серьезно.
В международной практике безусловно успешными оказа-лись те народы, чья самоорганизация осуществлялась на основе национальных ценностей. Яркий пример - Великобритания, Франция, Германия, государства Юго-Восточной Азии. Там, где приоритетной была политика размывания национальной специ-фики и формирования общества на основе ценностей, предла-гаемых всей мощью государства, неизбежно возникало межэтни-ческое противостояние. Россия не стала исключением. Именно игнорирование национальных проблем в течение последнего столетия во многом способствовало распаду СССР. В результа-те и сформировались особенности современного состояния России. К ним можно отнести стремление национальных элит к национальной самореализации, настороженное отношение граж-дан к власти, проблемы в межличностных отношениях, неразрывно связанные и вытекающие из системы национального образова-ния, социального и религиозного прошлого, семейных традиций и национальной культуры в целом.
При формировании своей позиции в сфере межэтнических отношений Администрация Кемеровской области исходит из чет-кого осознания того, что власть не должна делать никакого раз-личия между этносами, что представители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковые обя-занности. Только при соблюдении этого условия возможно фор-мирование доверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управления в многонациональном по соста-ву регионе. Исключением в этом отношении являются только представители коренных малочисленных народов (шорцы - около 10 тыс., телеуты - около 2 тыс. чел.), в соответствии с нормами международного права и федеральным законодательством име-ющие особый правовой статус.
В целом специфика курса региональной национальной поли-тики в наступившем столетии выражается в отказе от представ-ления о том, что она имеет второстепенный характер, размы-вается в повседневных проблемах общего социального бла-гоустройства людей. Развитие Кузбасса как многонационально-го региона возможно только в условиях межнационального мира и гражданского согласия. Это положение становится приори-тетным. Региональная национальная политика должна способ-ствовать укреплению внутренней безопасности региона.
Определенные в октябре 1990 г. на I Областной конферен-ции национальных обществ и представителей национальностей Кузбасса курс национальной политики, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, был направлен в первую очередь на сохранение национального своеобразия области и развитие национальных культур.
В связи с этим органами законодательной и исполнительной власти Кемеровской области и были сформированы основ-ные направления региональной национальной политики:
§ соблюдение конституционных прав национальных групп;
§ оказание поддержки развитию национальных культур, языка;
§ распространение влияния национально-культурного дви-жения на все национальные диаспоры и этнические группы;
§ подготовка национальных кадров;
§ содействие экономическому развитию национальных пред-приятий;
§ создание рабочих мест в национальных районах;
§ предупреждение возможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 35-36.
Можно констатировать, что в области сформировалась до-статочно устойчивая тенденция распространения влияния национально-культурного движения на большую часть крупных национальных диаспор и этнических групп.
Наиболее серьезным достижением Администрации Кемеров-ской области, общественных организаций, жителей Кузбасса в последние годы стало то, что при наметившихся темпах эконо-мического роста район избежал конфликтов на национальной почве, обычных при проведении социально-экономических и политических реформ. Для области в настоящее время не ха-рактерна активизация деятельности экстремистских нацио-налистических организаций. Этого во многом помог избежать многовековой опыт совместного проживания на земле Кузнец-кой десятков народов, тот исторический путь, который прошла область за 60 лет.
В то же время политические, демографические и социально-экономические процессы диктуют поиск новых направлений в решении возникающих проблем.
Необходимость поиска ответов диктует резко меняющаяся социальная и политическая обстановка в Кузбассе. Кемеровская область имеет существенные преимущества по сравнению с со-седями. Развитая промышленность, богатые сырьевые ресурсы создают основу для устойчивого развития и перспективы роста числа рабочих мест как для населения области, так и для миг-рантов. Именно это привело к тому, что при сокращении рождае-мости, повышении смертности, проблемах занятости, оттоке час-ти населения в европейскую часть России и в зарубежные страны область сохраняет относительно стабильную численность городского населения.
Как и соседние регионы Сибири, Кузбасс привлекателен для представителей целого ряда народов стран СНГ, Северного Ки-тая и Юго-Восточной Азии. Учитывая современную демографи-ческую обстановку (устойчивый рост) и более низкий уровень жизни населения регионов, эти тенденции устойчивы. Менее развитые в индустриальном отношении регионы Сибири приня-ли первую волну мигрантов. Кузбасс в ближайшие десятилетия примет следующие.
Можно ожидать, что доля представительства народов Рос-сии и СНГ в составе населения области будет меняться. Срав-нивая статистические данные 2002 г. по представителям наро-дов Кавказа, зарегистрированных на территории Кемеровской области, с результатами переписи 1989 г., можно сделать вывод, что прирост населения только по этой группе составил около 5 тыс. человек. Исключительно высокие темпы прироста дают диаспоры выходцев из Средней Азии, республик, традиционно отличающихся высокими показателями рождаемости. В настоя-щее время по данным УПВС ГУВД КО по Кемеровской области уже зарегистрировано 3513 выходцев из Казахстана, 1515 - из Узбекистана, 1885 - из Киргизии. К притоку мигрантов надо от-носиться спокойно. Однако в связи с этим возникает задача сохранения национального мира и нейтрализации возможных межэтнических конфликтов, обычных при разграничении сфер экономической деятельности. Процесс этот неизбежен.
4. Необходимость учета национального фактора
в службе деятельности милиции
Интенсивная миграция приводит к формированию национальных диаспор, изменению этнического состава населения. К наиболее многочисленным диаспорам относятся китайская, афганская и вьетнамская; во всех субъектах РФ, граничащих с Казахстаном, наблюдается процесс заселения их казахами. Как результат, в районах проживания мигрантов фиксируются многочисленные требования о создании культурно-национальных автономий, имеют место факты проникновения представителей диаспор во властные структуры, экономику, банковскую и финансовую деятельность.
По некоторым оценкам, представителями азербайджанской, ар-мянской, грузинской и ряда других диа-спор, локализующихся на территории России, ежегодно за рубеж перечисляют-ся денежные доходы, в полтора-три раза превышающие бюджет стран их исхода. В то же время большая часть мигрантов относится к категории малообеспечен-ных, не защищенных в социальном и пра-вовом отношении, а потому находящихся в стрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источник пополнения этноорганизованных крими-нальных группировок.
Незаконно прибы-вающие в Россию мигранты, как правило, занимаются нелегальной, уголовно нака-зуемой деятельностью. По данным МВД РФ, рост общего числа ежегодных пре-ступлений, совершаемых негражданами, по России составил с 308 в 1991 г. до 40 570 в 2003 г. Сибирский федеральный округ (СФО) - один из наиболее сложных суперрегионов России. Так, если в целом по стране рост миграционной преступнос-ти составил 9,6 %, то в субъектах РФ на территории Сибирского суперрегиона -19,7 %. При этом отмечается высокая латентность преступлений, совершенных мигрантами. Собольников В. Миграционная преступность и её предупреждение // Законность. - 2005. - № 8. - С. 39-40.
Особая криминальная активность зафик-сирована со стороны транснациональных преступных сообществ (китайские триа-ды), этнокриминальных и трансграничных группировок. Криминальные мигранты на территории СФО устанавливают устойчи-вые связи с региональной российской организованной преступностью, что в принципе соответствует общей тенденции криминальной глобализации обществен-ных отношений в мире. Ярко выраженная криминальная субкультура, которой проти-востоят общепринятые ценностные ори-ентации, стереотипы мышления и поведе-ния, мировоззрение российского общест-ва, превращают криминальную миграцию в своего рода антисистему.
Особенно опасным становится ее "культурный" ас-пект, имеющий глубинный по своим по-следствиям негативный характер воздей-ствия на общество и государство.
Это принципиально новое антисоциаль-ное явление. Транснациональные пре-ступные сообщества, этнокриминальные, трансграничные группировки и преступ-ные региональные образования в СФО представляют собой иерархические орга-низации с жестко централизованным принципом управления. Их "сильной сто-роной" являются: жесткая дисциплина, высокая управляемость, эффективная си-стема защиты и устойчивые каналы полу-чения прибыли. К числу "слабых сторон" такой организации можно отнести отсут-ствие обратной связи как по горизонтали, так и по вертикали; низкий уровень про-гноза развития ситуации и неспособность к генерации задач; слабая адаптивность к новым условиям; отсутствие резерва для замены лидеров, а также возможностей для маневра ресурсами и средствами.
Очевидно, начальный этап их деятельно-сти характеризовался попытками раздела сфер криминального воздействия и коор-динации своих действий. По некоторым данным, в настоящее время складывается структура координированного управления системой этноорганизованных и транс-граничных преступных группировок, транснациональных сообществ и отдель-ных представителей региональной рос-сийской преступности. Последние, рас-пространяя влияние за рубежом, приобре-тают системообразующий и видовой при-знак миграционной преступности. При этом начинают выполнять работу по орга-низации, координации, целенаправленно-му воздействию на условия, способствую-щие усилению криминальной миграции и достижению поставленных целей. На этом этапе формируется организованная миг-рационная преступность, представляющая собой систему с децентрализованным принципом управления. Такие системы устойчиво функционируют в любых, но не экстремальных условиях. Инициативность, способность к самоорганизации, гибкость элементов структуры и т. д. обеспечивают на определенном этапе развития высо-кую эффективность преступной деятель-ности. Вместе с тем низкая управляе-мость такой организации, неспособность к систематическому и полному анализу ситуации, превалирование индивидуаль-ного компонента и т.д. обусловливают дальнейшую трансформацию организо-ванной миграционной преступности.
Она может пойти по пути как жесткой структуризации, так и альтернативного построения структур с высокими адаптив-ными возможностями, способных опера-тивно перестраиваться.
Анализ состояния и тенденций развития миграционной преступности позволяет го-ворить о ней как о сложившейся антисистеме и обосновывает необходимость проработки теоретических вопросов ее криминологического предупреждения.
Система предупреждения миграционной преступности должна строиться с учетом угроз безопасности России. Очевидно, в своей основе эти угрозы не носят военно-го характера. К числу наиболее опасных факторов следует отнести:
а) увеличение потока незаконной миграции (китайцев, афганцев и представителей других азиат-ских государств);
б) незаконное переме-щение через границу наркотиков, оружия, "живого" товара и т.д.;
в) резкую активи-зацию криминальной миграции (трансна-циональная и трансграничная преступнос-ти, этноорганизованные группы и т.д.);
г) все более широкое вовлечение терро-ристическими группировками мигрантов в свою деятельность;
д) рост масштабов незаконного промысла и вывоза биоре-сурсов и т.д.
Анализ состояния миграционной пре-ступности, в том числе на территории СФО, убеждает, что существующая систе-ма нейтрализации этих угроз малоэффек-тивна. На примере Сибирского региона можно выделить ряд наиболее актуаль-ных направлений по предупреждению миграционной преступности, в частности:
а) разработку концепции и правовой по-литики;
б) координацию в пределах феде-рального округа деятельности правоохра-нительных органов;
в) организацию взаи-модействия федеральных органов испол-нительной власти, осуществляющих защи-ту и охрану экономических и иных интересов России, с территориальными органа-ми;
г) поддержание взаимодействия по предупреждению миграционной преступ-ности с полномочным представителем Президента РФ в СФО и органами власти.
К числу неотложных задач на федераль-ном уровне следует отнести разработку законов по противодействию криминаль-ным угрозам и упрочнению внутренней безопасности общества - федеральных законов о борьбе с миграционной пре-ступностью, о предупреждении легализа-ции доходов, полученных преступными способами, об ответственности за неза-конные трансфертные операции и т.д.