Мораль и этика Буддизма

реферат

История возникновения буддизма

Буддизм -- первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам -- более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма -- Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока -- индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

Основатель буддизма -- индийский принц Сиддхартха Гаутама -- Будда. Краеугольный камень буддизма -- вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны - высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ.

В начале 1 в. образуются две основные ветви буддизма: Хинаяна ("малая колесница") и Махаяна ("большая колесница").

Возникнув в северо-восточной Индии, буддизм распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3--1 вв. до н. э., 1--4, 8--9 вв. В Индии буддизм постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом (индуизмом) и к 12 в. практически теряет свое значение. В настоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов и монахинь.

Основная философско-этическая идея буддизма связана с учением о "четырех благородных истинах":

1) существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений и смертей;

2) причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве;

3) прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле;

4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине.

Существует "восьмеричный путь" к истине: правильные

1) мышление,

2) речь,

3) действие,

4) распознавание,

5) жизнь,

6) труд,

7) воспоминания и самодисциплина,

8) концентрация

Буддизм оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950 создано Всемирное братство буддистов.

Так, в начале 21 в. в мире насчитывается около 380 млн. приверженцев буддизма.

Делись добром ;)