Многообразие традиционных женских головных уборов Белгородско-Оскольского региона, их знаковая функция

реферат

1. ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАКОВЫЕ ФУНКЦИИ

Одежда - один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома - из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. На формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона в значительной степени оказали влияние переселенцы из Литвы, Украины, Польши, что прослеживается в орнаментике, мотиве вышивки «крестом» нитями красного, черного и желтого цвета, в деталях одежды.

Важную роль в законченности одежды принадлежала головному убору. Русские женские головные уборы (середина - вторая половина XIX века) был: самыми разнообразными. Так, Г.С. Маслова называет пять типов: 1) полотенчатые; 2) кичкообразные; 3) кокошники; 4) повойники, сборники, чепцы; 5) шапки [4, с.112].

О женских головных уборах Белгородско-Воронежского региона разговор особый. Форма старинного головного убора и прическа были взаимосвязаны. Как известно, головные уборы девушек отличались от головных уборов замужних женщин. Согласно этическим представлениям восточных славян и некоторых их соседей, корни которых уходят в глубокую древность, только девушки могли показывать свои волосы и не закрывать их полностью. Замужние женщины должны были всегда и везде тщательно прятать волосы под головной убор.

В Староосколье, как и везде в Курской губернии, в XIX - начале XX века возрастные различия в головных женских уборах были с детства. Девочки до 12 лет носили парчовую повязку; головными уборами взрослых девушек были перевязка, лубяной обруч, венок и платок.

Древнейшей девичьей прической были распущенные волосы. В XIX - начале XX века в Оскольском крае эта прическа сохранилась в качестве обрядовой: расплетание косы у невесты в свадебном обряде; венчание и похороны девушек с распущенными волосами - обычай, сохранившийся кое-где ещё в 1970-е годы (с. Незнамово); распускание волос участницами некоторых аграрных обрядов (например, обряд вызывания дождя).

Обычной же девичьей прической в исследуемый период было заплетание волос в одну косу.

Как и в древности, косу украшали косником, представлявшим собой ленту, подвеску из ткани, бисерную кисть, сшитые в виде треугольника, сердечка или другой формы.

Маленькие девочки носили на лбу матерчатые тесемки. Повзрослев, вместе с сарафаном они получали «красу» - девичий венец, по местному «перевязку», «обвязку». Это был невысокий (5 см) обруч, обшитый позументом, иногда нарядно расшитый, с прицепленными сзади «флотами» (лентами). В особо праздничные дни поверх перевязки девушки надевали красный платок. В платках (фабричной или домашней работы). Однако завязывали платок особым образом - либо под подбородком, либо сзади под косой, сложив в полосу. Пряди волос в косе девушки края укладывали тоже строго определенным образом: одну поверх другой. Обратное плетение обычаем запрещалось. Девичья коса считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и отношение к ней было соответствующее:

Наша девка не рублевая.

Наша девка сторублевая!

Наша коса не алтинная.

Наша коса стополтинная!

В косу вплеталась алая ленточка или «косник» (висюлька из бисера, «шленка» - символ девичества, который особенно ценился. И лишь накануне свадьбы (на девишнике) невеста дарила косник своей самой верной и любимой подруге [3, с.52].

Преобладающим девичьим головным убором был налобень или венок (лубяной обруч), украшенный бисером, блёстками, нередко крашеными птичьими перьями, характерный вообще для всех южнорусских губерний.

Парчовая перевязка (лента) и платок, повязанный по-девичьи, рассматриваются как поздние варианты древнего полотенчатого убора. Эту точку зрения разделяет М.Н. Шмелёва, которая пишет: «Для массового употребления служила повязка из парчовой ленты или сложенного платка, являвшаяся как бы поздней заменой древнего головного полотенца» [1, с.132].

Перевязка - старинный праздничный девичий головной убор, известный ещё в XVI-XVII веках. Он представлял собой обруч из бересты, картона или простеганной в несколько рядов ткани, обтянутой парчой, ситцем, кумачом, пестрядью, с привязанными сзади лентами. Высота перевязки - от 5 до 25 см. Высокие перевязки имели вид усеченного конуса, суживающегося кверху. Способы украшения перевязок были различны в зависимости от места их бытования.

Очелье перевязки украшалось искусственными цветами из яркой прокрахмаленной ткани, дутыми бусами, цветным бисером, перышками селезня, прикреплявшимися к перевязке на висках. Сзади привязывались разноцветные ленты, нередко спускавшиеся ниже талии.

В XVIII-XIX веках в Приосколье перевязка была праздничным головным убором девушек брачного возраста. Её надевали лишь в особых случаях: на святках, на весенне-летние гуляния - в хороводы и «танки».

Перевязка, как и в старину, продолжала быть необходимой частью свадебного наряда невесты. Она сидела в ней на девичнике - обряде расплетания косы, символизирующем прощание с девичеством; в перевязке стояла невеста под венцом.

Венок. В самом конце XIX - начале XX века девичьи нарядные перевязки и обручи во многих селениях Оскольского края постепенно вытесняются венком из искусственных цветов, который становится господствующим свадебным головным убором невесты. Думается, здесь сказалось влияние украинской традиции: венок из искусственных цветов в качестве свадебного убора невесты был характерен для украинских сел данной местности (Обуховка, Казачок, Ново-Александровка, Владимирова, Ивановка и некоторых других).

Исследователи традиционной русской одежды рассматривают ношение этого девичьего головного убора как общеславянскую традицию, вошедшую в культуру украинцев и некоторых групп русских, частично белорусов.

Венок изготавливался из восковых цветов или чаще из цветов, вырезанных из плотной, окрашенной в яркие цвета, хорошо прокрахмаленной ткани. Цветы прикреплялись к металлическому или берестяному узкому ободку на тонких проволочках. К цветам добавлялись перья селезня, павлина, дутые бусы, стеклярус, сусальное золото. Сзади к нему прикреплялись длинные разноцветные ленты.

Венок надевали на голову, завязывая тесемками под косой, при этом ленты были под косой и над косой, спускаясь иногда до талии.

Нередко девушки надевали венок поверх красного шёлкового или ситцевого платка, сложенного в полосу. Платок завязывался на затылке, и его концы спускались по спине. По свидетельству старожилов, во 2-ой половине XIX - начале XX века во многих селениях (Сорокино, Незнамово, Нижне-Атаманское, Каплино, Соковое, Бочарово, Терехово, Потудань, Городище, Солдатское, Выползово и др.) подобные венки надевали девушки на все большие весенне-летние праздники и в них водили хороводы и «танки».

Бытующий в Белгородско-Воронежском регионе женский головной убор «сороку» в старину носили преимущественно только однодворки (женщины из материально обеспеченных семей) по большим праздникам и чаще всего до рождения первого ребенка. Древние сороки были более сложны в плане детализации (5-9 и более элементов). Сегодня в регионе бытует несколько вариантов сорок: с высокой и низкой «челушкой», с «косицами» (черные перышки селезня) у висков, с «флотами» (лентами), «арепеем» (розетки из лент и пуговиц). Многообразна вышивка сорок золотой и серебряной нитью, украшенная цветным бисером, стеклярусом, позументом, лентами, галуном.

Летом девушке не возбранялось ходить с непокрытой головой или в домотканой холстинке. Свадебным головным убором в селе считался «почепушник», или чепчик, украшенный по окружности кружевами и выбивкой. Поверх него надевали кашемировый или «рыпцевый» платок (с блестящей шелковой нитью). Замужние женщины всегда ходили только с покрытой головой. «Под низом беленый - выбитая косынка, сверху платок или цветастый полушалок, а в праздники - «рьпцевая» шаль, - вспоминают селяне. Голова женщины должна быть покрыта, показываться на людях простоволосой считалось позором.

Головной убор дополнялся серьгами и косицами. Серьги в виде круга из картона, обшитого тканью, разноцветны гарусом, бисером, блестками и бусинами, прикрепляли к подзатыльнику над ушами, выше их втыкали косицы [6, с.98].

Таким образом, женские головные уборы имеют возрастные и сословные различия.

Делись добром ;)