Архитектура Москвы ХХ века

реферат

Московское метро

Первая трасса метро, открытая для пассажиров 15 мая 1935 года, Кировско-Фрунзенский радиус, пролегла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”. Протяженность линий с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 км. Подземные станции и наземные вестибюли создавались как архитектурный комплекс большого общественного значения. К строительству метро были привлечены видные советские архитекторы, художники, инженеры. Они стремились создать не только удобство для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Эта традиция была продолжена и в годы ВОВ, когда строительство метро, несмотря на трудности военного времени, продолжалось. Особую выразительность станциям метрополитена придают скульптурные украшения, мозаика, витражи, созданные выдающимися советскими художниками.

Со времени открытия московского метро прошло более полувека, но до сих пор впечатляют станции, построенные в числе первых: “Кропоткинская” (бывший “Дворец Советов”), “Красные ворота”,

“Комсомольская” и другие. Станция “Кропоткинская” (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг) вошла в историю советской архитектуры как выдающееся сооружение. Наземный вестибюль ее расположен на Гоголевском бульваре выполнен в стиле садово-парковой архитектуры (архитектор С. Кравец). В посадочном зале 2 ряда белых мраморных колонн, в верхней части которых смонтированы электрические лампы - их свет как бы поднимает свод.

Станция “Красные ворота” создана по проекту архитектора И. Фомина. Её наземный вестибюль выполнен в виде ниспадающих арок и напоминает раковину (архитектор Н. Ладовский). Мощные пилоны подземного зала облицованы красным мрамором сочного тона, на стенах мрамор золотистого тона.

Станция “Комсомольская”-радиальная (архитектор Д. Чечулин) построена таким образом, что движение пассажиров осуществляется в двух уровнях: над путями сооружены галереи: соединенные мостиками. Два ряда колонн увенчаны бронзовыми капителями.

В зале станции “Комсомольская” керамическое панно из майоликовой плитки (художник Е. Лансере). Оно посвящено героике труда комсомольцев-метростроевцев. Станция метро “Комсомольская”-кольцевая, соединенная с радиальной переходом, вошла в строй значительно позже: 30 января 1952 года (группа архитекторов во главе с А. Щусевым). Своды ее опираются на металлические колонны, облицованные узбекским мрамором, образуя величественный зал, длина которого равна 150 метрам. 8 огромных панно на потолке: выполненных из мозаики, мрамора, камней-самоцветов, посвящены теме борьбы советского народа за свободу и независимость (по эскизам художника Корина).

До сих пор вызывает восхищение станция “Маяковская”, вступившая в эксплуатацию в 1938 году. Опоры подземного зала выполнены в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. Уходящие ввысь ряды арок создают впечатление пространства (архитектор А. Душкин). В куполах помещены мозаичные панно по эскизам художника А. Дейнеки на тему “день советской страны”.

Из станций метро, построенных в военные годы, упомянем Павелецкую и Автозаводскую. Они вошли в строй в 1943-1944 годах. Станция Автозаводская (архитектор А. Душкин) отделана светлым мрамором. На путевых стенах - мозаичные панно на темы труда и защиты родины. При входе в вестибюль, встроенный в административное здание на Автозаводской улице, - панно “Русские богатыри” и “Парад на Красной площади 8 ноября 1941 года”. Станция Павелецкая начинается с наземного павильона (архитекторы А. Душкин, Н. Князев), монументальные артеки которого подчеркивают вход и выход. В зале вестибюля живописные мозаичные панно посвящены защитникам родины и труженикам тыла. В подземном зале - продолжение той же темы. Здесь горельефы (скульптор Ефимов), запечатлевшие девушку, делающую гранаты, рабочего у станка, моряка у торпедного аппарата, водителя танка, пилота. В период налетов гитлеровской авиации на Москву подземные станции и тоннели метро служили надежным убежищем для женщин, детей и престарелых. В послевоенное время сеть московского метро продолжала расширяться и продолжает по сей день, но подземных дворцов такой красоты, как в довоенное время, уже не встретишь. Новые станции метро, которые строятся в наше время, отличают простота и строгость в оформлении. Это диктуется не только требованиями экономии, но и нынешними потребностями эстетического восприятия архитектурных форм.

Делись добром ;)