Краткий экскурс в историю Еврейской общины

курсовая работа

1.1. Краткий экскурс в историю

Евпатория один из самых древнейших городов в Крыму, ее история насчитывает более 2500 лет, она была основана греческими колонистами из Милета. Но пожалуй нет сейчас в Крыму города чья история до такой степени окутана туманом.

История древней иудейской диаспоры в Крыму динамична, многогранна и увлекательна.

Первые иудой поселились в Крыму на Боспоре Киммерийском конце II в. -- I Вв. до н. э. В период существования Понтийской державы Митридата VI Евпатора, объединившего под своей Вла-стью Малую Азию, значительную часть Кавказа и греческие го-сударства северного побережья Понта Евксинского. В это Время евреи проживали Во многих малоазийских городах и на Балка-нах. Так, В 1981 г. болгарские археологи обнаружили синагогу, по-строенную в III в. до н. э.

По-видимому, основным центром еврейской диаспоры на полу-острове стал Пантикапей (Керчь), столица Боспорского государ-ства. Это крупное по причерноморским масштабам государство территориально и политически оформилось, В основном, В IV в. до н. э. н всегда играло заметную роль в политической жизни региона и в международной торговле. Его гражданской основой было население многочисленных греческих городов, располагавших-ся в Восточном Крыму (Европейский Боспор). Боспорским царям были подчинены многие приазовские и прикубанские варварские народы.

«Согласно летописным свидетельствам, евреи появились на территории Крыма свыше двух с половиной тысяч лет назад в колониях, основанных греками. Об этом писали историк и философ Филон Александрийский (I ст. до н. э.), географ Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Их свидетельства подтверждаются археологическими и эпиграфическими находками.

Русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки утверждал, что иудеи жили в Тавриде не меньше чем за два столетия до христианской эры, а также что иудеи самаритянского племени с давних времен жили в Херсонесе. Караимский раввин Иешуа Коен из Феодосии писал, что в III столетии до н. э. около шести тысяч евреев-пленных оказались в районе Тамани. Оттуда они переселились в крымские города Керчь, Феодосию, Мангуп, Старый Крым и Чуфут-Кале. Евреи также обосновались в Мисхоре (близ современной Ялты), Херсонесе (территория нынешнего Севастополя) и других местах.

Это были города-государства, каждое из которых имело правительство и войско, чеканило свою монету. Они вели торговлю с разными странами, принимали и отправляли торговые караваны. Почти в каждом из них существовали еврейские общины. И. Флавий по этому поводу писал, цитируя Страбона: «Иудеи проникли уже во все города, и нелегко найти место на земле, где бы ни обнаружилось это племя Найман А. К берегам Тавриды: страницы истории// Крымские известия.- 2004.- № 16.-С.3.

».

Сведения о, евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина. Филологи Петербурга, ко-торые обнаружили еврейские имена в надписях Боспора, поддержали гипотезу от-носительно проживания евреев в Крыму во время правления понтийского царя Митридата VI Евпатора (121--63 гг. до н. э.), который объединил под своею властью Малую Азию, зна-чительную часть Кавказа и гречес-кие города север-ного побережья Понта Эвксинского.

«По данным ономастики, элли-низированные ев-реи пришли в Пантикапей из Малой Азии и Фракии. Известно, что они жили тог-да в восточной ча-сти Крымского по-луострова, в Боспоре, и уже позднее расселились по северному склону южных Крымских гор. Тогда образовались три главные общины -- в Солхате, Кырк-Ере и Мангупе. Большинство еврейских па-мятников Крыма, датированы первыми столетия-ми н. э. и найдены на территории, бывшего Боспорского царства.

Двухтысячелетняя история евреев в Крыму богата событиями, связанными с различными режима-ми в здешних местах. Вероятно, именно этот народ убедил руководителей Хазарского каганата принять иудаизм. Немало фактов свидетельствуют о связях крымских евреев и каганата с единоверцами Киевской Руси Там же.».

Наиболее раннее упоминание о евреях на территории Евпатории относится к теории образования названия Керкенитида. Б.Кене, по его мнению название городу дали как производное от еврейского слова КАРКА обозначающее земельный надел, почву занятую под постройку города Кене Б. Музей покойного князя В.В. Кочубея и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России.-СПб.: Типолграфия Германа, 1856.-С.54..

«После 3в. н.э. Когда в Тавриду вторглись готы, а в 4 в. орды кочевников гуннов сметавшим все на своем пути, в том числе и Кекинитиду. Кажется логичным, что с этого времени и на долго жизнь повсюду в крыму замирает, и только в трудно доступных местах она сохраниласьДрачук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида - Гезлев - Евпатория. -Симферополь.:Таврия, 1977- С. 34».

Но это не так как показывают, хоть и очень скудные археологические находки жизнь существовала и в северо-западному Крыму.

Греческая Керкенитида, видимо в какой то мере восстановленная в византийские времена, была, надо полагать. Как и все степное побережье присвоено хазарами.

«Но эти места были очень привлекательны для человека, жившего земледелием, скотоводством, рыболовством... Поэтому и не могла прекратиться здесь жизнь. Сегодня имеется мало точных сведений о том, как проходила жизнь Керкинитиды в течение последующих почти десяти веков, вплоть до XV века. Известно, что аппетиты завоевателей не уменьшались. Об этом свидетельствуют следы материальной культуры, оставленные многими племенами и народностями, сменявшими друг друга. На какое-то время здесь закрепились ромеи - византийцы, около 680 года началось вторжение хазар, закончившееся тем, что уже в . VIII веке большая часть Таврики оказалась под властью Хазарского каганата. В конце 1Х-начале XI века в районе Керкинитиды появились переселенцы из Киевской Руси, в X веке - печенеги, затем с середины XI до XIII века здесь хозяйничали половцы. А в первой половине XIII века на Крым обрушивается новая лавина кочевых племен - татаро-монголы. Они покорили местное население - армян, греков, аланов, половцев и славян и обложили их данью.

С конца XIII до последней четверти XV века побережье Крыма от Керчи до Балаклавы колонизировали выходцы из города-республики Генуи. А в юго-западной части Крыма сложилось княжество Феодоро, в котором жили армяне, караимы и другие народности, издавна заселявшие эти места. Предполагают, что Керкинитида входила тогда в сферу влияния этого княжества. Косвенное тому свидетельство - наличие Керкинитиды на итальянских картах XIV-XV веков» Жданов Ю. Керкенитида - Гезлев - Евпатолрия - город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.42- 43..

«На итальянских картах XIV--XV вв. район Евпато-рии отмечен под названием Chrichiniri, или Chrerenichi, в котором можно уловить отзвук более древнего имени «Керкинитида». Следовательно, допустимо говорить о на-личии здесь населенного пункта. Генуэзцы, искажая обычно имена поселений, все же брали в основу искон-ные названия, никогда не переводя их на свой язык Драчук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида - Гезлев Евпатория.- Симферополь.: Таврия, 1977.- С. 45

».

П.Джонсон написавший один из монументальных трудов по истории евреев Пол Джонсон История евреев.-К.:Альтернатива, 2002.-С.199. также упоминает о оживленной торговле еврейских купцов с крымом еще 1169 года.

Иудейское население Таврики XI - начало XIII века в истории иудейских общин на территории Крымского полуострова с полным основанием можно считать «темными».

Очевидно, это связано с новыми волнами кочевников, вторгавшимися в Крым, ставший свободным от зависимости Хазарского каганата. Это вызвало53изменения в политической истории полуострова. Византийская империя в XI в. начинает терять контроль над ранее подвластными ей крымскими провин-циями. Тюрко-язычные кочевники печенеги, а затем по-ловцы начинают играть все более активную экономическую и политическую роль на полуострове. В XII в. большая часть степей, восточного и горного Крыма была подчинена половцам. Это должно было привести к изменению этнокультурной ситуации в регионах, подверг-шихся наибольшему контакту с завоевателями.

«В 1475 году Крым захватывают турки-османы. Недалеко от Керкинитид&1 они обосновались в хорошо укрепленной крепости, которую назвали Гёзлёвом. Сама крепость не сохранилась. На ее месте позже возникли кварталы старого города. Итак, Керкинитида обрела свое новое имя - Гёзлёв. Русские и украинцы переиначили это название на более созвучное для себя и произносили «Козлов». Не исключено, что при создании этой крепости турки воспользовались прибрежными укреплениями Керкинитиды. А уже в 1478 году после коронации в Стамбуле в Гёзлёв прибывает крымский хан Менгли-Гирей. Наступает период Крымского ханства. Начался новый период и в жизни бывшей Керкинитиды - теперешней Евпатории. Вокруг города турки соорудили (а может быть, укрепили или перестроили ранее имевшуюся) мощную крепостную стену длиной около трех километров. Сделана она была из бута и известнякового ракушечника. Высота стены была 6-8 метров, а ширина - 3-5 метров. Глубокий ров окружал крепостные стены. В город вели пять крепостных ворот. Как и большинство восточных городов, Гёзлёв делился на две части. Восточная часть являлась торгово-ремесленным центром. Здесь находились постоялые дворы, купеческие лавки, кофейни, кузнечные и плотницкие мастерские. А в западной части располагались жилые кварталы, представлявшие лабиринты узких, кривых улочек без единого деревца, с домишками, на глухо отгороженными от мира высокими заборами и с обращенными во двор окнами. В городе в это время жили турки, татары, караимы, армяне, греки, евреи и другие народности. Это был прежде всего торговый порт. Сюда прибывали купцы со всех концов света. В гавани порта одновременно находилось до двухсот судов. Шла бойкая торговля. Турки, например, привозили тонкие ткани, нитки, мыло, табак, медь, керамическую посуду и восточные пряности и обменивали все это на соль, шерсть, войлок, кожи, оружие, полотно и хлеб. Но основным прибыльным товаром были люди - «ясырь». Это были пленные, захваченные турками при систематических набегах на русские, украинские и польские земли. В отдельные годы в турецкую неволю увозили до 50-60 тысяч людей разного возраста, от мала до велика. Торговля значительно пополняла казну султана. Порядок в городе обеспечивал трехтысячный турецкий гарнизон» Жданов Ю. Керкенитида - Гезлев - Евпатолрия - город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.43- 45..

Такое же описание дает и Тунман в своей книге Крымское ханство. Описывая торговлю и бурный торговый порт он также в скользь упоминает и о живущих здесь евреев. «Евреев здесь очень много, даже караимские секты. Они древние местные жители Тунман Крымское ханство.- Симферополь.:Таврия,1991.-С.27

».

«Евреи в крымском ханстве, кроме традиционной торговли и ремесла занимались и садоводством и виноградарством. Им принадлежали соляные промыслы» Обуховская Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в исторю // Крымская правда.-2002.-22июня.- С.4.. Есть также сведения что евреи занимали видные посты при ханских администрациях. Так Возгрин В.Е. приводит пример о евреях Мусафее и Шалепе, а также о еврее по имени Кокоз который служил при дворе хана в 1515 - 1523 Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар.-М Мысль,1992.- С.137..

Возгрин описывает Гезлев того времени как главный порт крымского ханства. В этом он опирается на труд Кондераки Кондераки В. Универсальное описание Крыма. Гезлев или Евпатория .-С.Пб.: Типография Веллига,1873 .-С.21.. Пьянков в своей книге придерживается мнения что, до 17 века еврейская община была малочисленна, а наиболее полное образование еврейской общины началось лишь в 18 веке, до этого евреи проживали в караимском квартале.

Возгрин описывает положение евреев в крымском ханстве как наиболее приемлемое т.к. крымцы, а до них хазары лояльно относились евреям. Хазары же и вовсе были иудеями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы

1. Евреи поселились в крыму примерно в тоже время, что и основатели Керкенитиды - Гезлева.

2. Гезлев не был центром еврейской диаспоры т.к. о их общине практически отсутствуют прямые документальные сведения.

3. Отношение к евреям в древний период в крыму было наиболее лояльным.

4. Большинство материала относится к более позднему периоду 18 - 19 века. Интересующий нас период в жизни иудеев города освещен довольно таки скудно.

Делись добром ;)