logo search
вышивка

2.2 Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки.

Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не повторяется (например, единичное изображение всадника или птицы, данное в крупном плане на конце полотенца) или же один мотив, многократно повторенный, составляет раппорт узора.

Сюжет, однако, представляет более широкое понятие, чем мотив, и может состоять (особенно в сложных композициях) из нескольких мотивов.

Орнаментальные мотивы сгруппированы следующим образом:

1) геометрические мотивы (рассматриваются лишь попутно, поскольку они входят как составная часть в сюжетную-вышивку); (рис 8)

2) зооморфные мотивы, включающие орнитоморфные, а также тератологические мотивы; (рис 9)

3) растительная орнаментика (pастительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX в. Растительные узоры издавна были известны в древнерусском прикладном искусстве, в архитектуре X-XIII вв., в рисунках заглавных букв рукописей XII- XIV вв. На колтах, наручах изображались ростки, крины. Мотив мирового дерева, исстари был известен в искусстве Восточной Европы. Особое значение дерева, растительности выступает и в вышивках XVIII-начала XX в. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц);(рис 10)

4) антропоморфные мотивы, подразделяемые на две большие группы:

а) архаические, отражающие древние мифологические представления,

б) бытовые (или жанровые). (рис 11)

В этих группах выделяют древнейшие пласты, затем мотивы феодального городского искусства, вошедшие в круг узоров народной вышивки, узоры, распространившиеся в XVIII-начале XIX и в конце XIX-начале XX в.

Каким образом вышивки XVIII-начала XX в. могли сохранить образы глубокой языческой старины? Это обусловлено многими причинами. Христианизация не могла сразу уничтожить прежние мифологические образы, которые еще долго в той или иной мере сохранялись в искусстве. Церковные поучения XI-XII вв. были направлены против язычества (бесовских игрищ - русалий, мольбищ и пр.). Эти материалы дают возможность представить процесс смешения старой и новой веры - возникновения двоеверия. Археологические находки этого периода свидетельствуют о живучести языческого мировоззрения не только в крестьянской, но и в городской и боярско-княжеской среде. Заклинательно оберегательная символика феодального искусства убедительно раскрыта в орнаменте украшений из княжеских кладов X-XII вв.

Постепенная замена мифологических образов христианскими, исчезновение магическо-заклинательной языческой символики в феодальном городском искусстве значительно проявляются к концу домонгольского периода. Но в деревне этот процесс протекал медленнее, растянувшись на многие века. Христианизация деревни, как писал Е.В. Аничков, это дело не XI-XII, а XV-XVI и даже XVII вв.

В XVIII в., когда произошли существенные изменения в экономической и культурной жизни страны, искусство (и профессиональное и народное) все более становится светским, все заметнее отрывается от своей древней мифологической основы. Однако значение некоторых узоров как символов добра, защиты от злого начала сохранялось дольше.