logo search
Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов

2.1 Религиозная идеология хакасов, связанная с рождением ребенка

В исследовании циклов, связанных с рождением ребенка, невозможно обойти вниманием проблему осознания рождения человека согласно традиционным представлениям хакасов. Прежде всего мы имеем в виду религиозно-философские представления хакасов, связанные с проблемой получения жизненности и источника жизни физического тела. В ранних традиционных представлениях о человеке кости его якобы «сделаны» из родового дерева, мышцы -- из глины (земли), дыхание (тын) приносит ветер, а жизненную силу (кут) -- верховные божества. Всеми этими особенностями человек связан с природой и космосом. Таким образом, человек представляет единое целое с явлениями природы и вселенной. У хакасов существовали концептуально обусловленные представления о множественности субстанций, известных в этнографической литературе под термином «душа», связанных с человеком, животными.

Религиозная идеология хакасов, имеющая общетюркские корни, выделяет несколько основ (сущностей), связанных с человеком. Это прежде всего представления о чула, сурун, тын, кут. Все они проявляют свои свойства в различные периоды жизни человека, а именно: до рождения (период в утробе матери), при земном периоде и посмертном существовании. Так, чула («душа») непосредственно связана с человеком, но способна передвигаться самостоятельно вне его тела. Передвижение, удаление от человека -- один из важнейших признаков чула. У теленгитов, например, по замечанию В.П. Дьяконовой, чула после смерти человека должна была забрать с собой волосы. Особенно далеко ей приходилось отправляться за ними, если человек при жизни стригся далеко от дома [Дьяконова В.П., 1986. С. 38]. Покинувшая человека или «заблудившаяся» чула у телеутов Горного Алтая могла быть возвращена только через камлание шамана [Потапов Л.П., 1991. С. 40]. У них же чула и кут выступают как синонимы в парном сочетании, что свидетельствует о их важности для жизни человека. Кумандинские шаманы при «разговоре» с умершим спрашивали, не взял ли ин (умерший) с собой чью-то чула или кут [Сатлаев Ф.А., 1981. С. 96]. По данным С.Д. Майнагашева [Майнагашев С.Д., 1915. С. 278], представления в отношении сурун у хакасов были довольно разнородны. Этим термином (сурун или суна) качинцы, сагайцы, бельтиры все-таки обозначали душу не живого, а умершего человека. Но субстанция эта обладала особым свойством превращения после того, как шаман отправлял сурун умершего вниз по течению реки в землю предков. Тын (в значении «душа», «дыхание»), по представлениям хакасов, наделяются все живущие на земле существа, способные дышать, двигаться. Она существует только при жизни, равнозначна ей и после смерти исчезает. Но в контексте данной работы мы будем говорить только о тех представлениях, которые у хакасов были связаны с понятием получения самой жизни, источника жизни физического тела.

Жизненность в религиозном сознании хакасов, прежде всего, связана с понятием кут (хут). Кут -- термин, зафиксированный, а письменных древних и средневековых древнетюркских источниках, в том числе и рунических надписях. У народов Сибири термин кут отмечен у алтайцев, тувинцев, телеутов, челканцев, кумандинцев, хакасов, долган, якутов, кетов и киргизов. По исследованиям Л.П. Потапова [Потапов Л.П., 1991. С. 33] известно, что в древних и средневековых памятниках слово кут употреблялось в значении «причащение жизнью, жизненная сила, душа, приходящая с неба». Эта жизненная сила (кут) в древнетюркской традиции осмыслялась в представлениях о рождении человека, совершаемом по воле неба, т.е. «неборожденный», «возникший на небе». В этнографической интерпретации в представлениях о кут у хакасов можно увидеть реминисценции древнетюркских идей («неборожденный») особенно потому, что это название для младенцев имело ритуальную замену словом умай. Хакасы, как и киргизы, алтайцы, полагали, что кут на детей посылается женским божеством Умай. Кут -- это жизненная сила, которой обладают все люди, и взрослые и дети. Кут можно получить при родовом молении не только на детей, но и на скот [Потапов Л.П., 1947. С. 103]. Следовательно, кут -- это жизненность вообще всего живого. Но, кроме кута, у младенца также была умай. Умай является одновременно символом жизненной силы младенца и богиней, покровительницей деторождения, праматерью хакасов. Существует точка зрения, что это произошло под влиянием христианства, когда умай стала отождествляться с Евой -- праматерью рода человеческого [Шибаева Ю.А., 1979. С. 190]. По мнению Ю.А. Шибаеаой, умай-душа трансформировалась под влиянием православия в богиню. Л.П. Потапов считает, что культ Умай сложился у тюрков-кочевников еще в древнетюркское время [Потапов Л.П., 1973. С. 270]. Это подтверждается и исследованиями памятников древнетюркской орхонсхой рунической письменности, в которых есть многочисленные упоминания о трех главных божествах древних тюрков-- Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Суб [Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 1994. С. 82]. Тенгри, по представлениям древних тюрков, распределяет «сроки жизни» [Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 1994. С. 83], а с рождением ребенок передается под покровительство богини Умай (божественной супруги Тенгри, покровительницы младенцев и воинов). Интересно отметить, что, по религиозным представлениям алтайцев, собственником кутов является Эрлик (божество Нижнего мира) [Хлопина И.Д., 1978. С. 75].