logo
Красноярск от послевоенных лет до наших дней

3. Дальнейшая перспектива развития Красноярска

Город не стоит на месте, он развивается, и это видно по ряду показателей. Растет оборот торговли, рынка услуг, растет и реальная заработная плата красноярцев. Стоит отметить, что доходы жителей города увеличиваются ежегодно в среднем на 6%, реальная заработная плата - на 10%.

Очень бурными темпами растет жилищное строительство - очень важное достижение, особенно учитывая важность строительной отрасли для экономики, - ведь известно, что рост объемов строительства стимулирует и развитие десятков других отраслей.

В Красноярске, в отличие от большинства других городов России, да и от всей страны в целом, растет и население - этот эффект наблюдается в течение пяти последних лет.

Все больше молодых людей планируют свою жизнь и карьеру в Красноярске. Это обстоятельство, а также приток мигрантов свидетельствует о том, что город становится все более привлекательным для жизни и для работы.

Генеральный план развития Красноярска, принятый в 2001 г., разработан питерскими специалистами Института урбанистики. Генплан города рассчитан на долгосрочную перспективу - до 2020 г. По задумке архитекторов, проектировщиков и других создателей этого монументального документа, Красноярск из промышленного города должен стать мегаполисом, комфортным для проживания. С современными и красивыми микрорайонами, подземными парковками, скверами и парками. Городом, приятным как на взгляд, так и на «вдох».

Согласно генплану, Красноярск будет расти в пределах существующей городской черты, однако при этом планируется увеличивать территории, предназначенные под жилое строительство. Это должно произойти за счет выноса промышленных предприятий за пределы города.

В департаменте градостроительства администрации Красноярска очерчен круг предприятий, которые хотят выселить из краевого центра: «Красноярскнефтепродукт», «Красноярскграфит», Красноярский завод № 67 гражданской авиации. Также планируется «переселить» антенное поле Российской телевизионной и радиовещательной сети, производственные предприятия Юго-Западного промышленного узла, а также Красноярский завод комбайнов и судостроительный завод, которые уже высвободили часть своих территорий.

«Основной принцип генплана - занятие значительных промтерриторий с хорошими экологическими показателями под массовую застройку», - пояснил главный архитектор Красноярска Вадим Пирогов.

По генплану, к 2020 г. селитебные территории Красноярска (жилые районы, торговые центры, улицы, проезды, магистрали, парки) должны вырасти на 3,3 тыс. га.

Большую часть свободных или высвободившихся под застройку территорий - до 80% - займет многоэтажное строительство. Одно из приоритетных направлений, оно же самое экологически чистое - юго-западное.

Как отметил Вадим Пирогов, от прежней линейной структуры планировки Красноярска планируется перейти к более сложной, радиально-расчлененной. «Она во многом складывается под влиянием природных факторов - долины реки Енисей и горных отрогов», - пояснил г-н Пирогов.

«Художники» будущего города - архитекторы, строители, чиновники, с которыми в ходе подготовки материала общались журналисты «Делового квартала», особо отмечали: Красноярск будет зеленым городом. В жилых районах предусмотрены скверы, бульвары, придорожные аллеи. Обязательно для застройщиков, по замыслу создателей генплана, озеленение не только жилых массивов, но и социально значимых объектов, например, территорий школ и детских садов.

Генплан Красноярска предусматривает и развитие малоэтажного строительства.

Центр города будет реконструироваться в рамках разработанного в 2007 г. «Проекта планировки исторического центра Красноярска». К реконструкции центра предполагается подходить комплексно - с реорганизацией инженерной инфраструктуры и освоением подземного пространства. Под Красноярском может появиться своеобразный цокольный этаж - с кафе, автостоянками, клубами, магазинами и хозяйственными помещениями. Особое внимание будет уделяться строительству подземных парковок. Как сказал один из экспертов, улицы центральной части города, имеющей вековую историю, планировались для проезда конных повозок и изначально были узкими. Поэтому именно здесь наиболее актуальна проблема парковочных мест для транспорта.

Говоря о будущем Красноярска, необходимо учитывать, что развитие города будет проходить в рамках проекта «Красноярская агломерация». Впервые он был представлен на Красноярском экономическом форуме в 2007 г., а в апреле прошлого года было подписано соглашение о межмуниципальном сотрудничестве между семью территориями Красноярского края: Емельяновским, Сухобузимским, Березовским и Манским районами, городами Сосновоборском, Дивногорском и Красноярском. Для управления проектом создано госпредприятие «Корпорация «Красноярск-2020».

«В 2010-2011 гг. будет разработана комплексно-инвестиционная программа Красноярской агломерации. В ней обоснуется целесообразность объединения, окажутся источники финансирования планируемых к реализации проектов. Предполагается их частно-государственное финансирование. Примерный объем инвестиций - 600 млрд. руб. Проект Красноярской агломерации рассчитан до 2020 г.